Бизнес малый – болезнь серьезная

На модерации Отложенный

К вам обращается сибиряк, татарин Рафиков Нурислам Насырович из города Кемерово, вот уже с начала 90-х годов занимающийся малым бизнесом в Кузбассе, Москве и Подмосковье.

Трудная это стезя в современной России. Решился попробовать разъяснить ситуацию с этим самым малым бизнесом, о котором так много говорят (вроде бы все готовы поддержать), но который сегодня с космической скоростью идёт к вымиранию, чему способствует плёвое отношению к нему чиновников.

В своё время я был избран директором Фонда малого предпринимательства Кемеровского района Кемеровской области, поэтому проблему знаю не только по собственному опыту: ведь приходилось разруливать разные препятствия, чинимые чиновниками и другим предпринимателям. Постараюсь описать жизнь малого бизнеса с начала 90-ых годов.

У меня мнение такое: кроме уничтожения его со стороны чиновников ничего не было и, думаю, не будет. Кто-то может подумать, мол, столько лет в бизнесе, а всё в малом, не дорос до среднего. Конечно, я не исключение, думаю о росте, о перспективах развития. Но, к сожалению, сегодня в России ситуация с малым бизнесом характеризуется известной поговоркой: «Не до жиру, быть бы живу». В моём понимании малый бизнес - это граждане, занимающиеся торговлей, мелким производством для жителей своего города, района, села, улицы, где эти граждане проживают. Обычно это семейный бизнес. Такой «бизнесмен» работает в тесном контакте с жителями, пользующимися его продукцией, и поэтому он должен держать свою марку. По существу, он трудится на благо граждан, проявляя заботу о них и помогая им. Именно эти предприниматели ближе всего к народу, именно они-то и оказываются рядом с людьми, в трудную минуту и всегда готовы помочь детям, инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны и труда не на словах, а на деле.

Сегодня корни болезни малого бизнеса уходят в олигархат. Считается, что именно олигархи лучше всего знают проблемы малого бизнеса, поэтому и представляют его интересы во всех структурах власти, общественных фондах и организациях. Они же диктуют цены на рынке, решают, как с нас содрать непомерные налоги, чтобы мы как можно быстрее обанкротились, закрыли свой бизнес. Олигарху малый бизнес как кость в горле, ведь он подрывает его монополию на рынке, к тому же, цены на товары, производимые на предприятиях малого бизнеса, порой ниже, а качество лучше. Ведь малый предприниматель жизненно заинтересован в своевременном сбыте продукции. Для многих занятие малым бизнесом – единственный источник существования.

У олигарха есть сеть магазинов, где брак можно пропустить через полуфабрикаты. Олигарх, имеющий крупное производство, забывает о качестве, гонит количество. Олигарх, имеющий трубы с газом, нефтью, распродает достояние России, вместо того чтобы заняться производством и реализовывать готовую продукцию в виде бензина, мазута и т.п. и давать казне государства Российского прибыль.

ВКЛИНИЛИСЬ МИГРАНТЫ

Сегодня в малом бизнесе россиян почти не осталось, а их места заняли мигранты. Они быстро нашли общий язык с сетевиками, забирая в переработку продуктовые отходы из сетевых магазинов. Вместо утилизации отходов, они не брезгуют нелегальным производством пищевой, промышленной и другой продукции для россиян. Олигарх с мигрантом не только уничтожают граждан России негодными продуктами, подпольным некачественным сырьём, но и развращают органы власти, контролирующие проверяющих, силовиков, полицию. Нелегальная деятельность – бездонная кормушка для полиции, СЭС, налоговой инспекции и других проверяющих органов.

Олигархи, попавшие в структуры власти, задушили малый бизнес налогами, огромными штрафами, неразумными арендными платами, проверками. К примеру, за одного не оформленного рабочего-мигранта владелец палатки или маленького магазинчика платит штраф 800 000 рублей. Столько же платит олигарх, у которого - сеть магазинов, заводов и пароходов?

Разрешение на работу мигранта даётся только один раз в год. Чтобы получить такой документ на 1-2 рабочих, предпринимателю надо отстоять в очереди несколько дней. Уверен, что если в любое время мигранту можно было бы заплатить российской казне через миграционную службу за разрешение на работу в любой отрасли, в миграционной службе не было бы очередей.

И ещё один важный момент. Сегодня каждый мигрант, отстояв очередь в несколько дней, получает патент, который ему обходится в 1216 рублей и в течение года ежемесячно он обязан оплачивать эту сумму в государственную казну. При этом мигрант может работать только садовником, ухаживать за престарелыми, детьми, то есть только в частном секторе. Зачем нам, россиянам, столько мигрантов в частный сектор?

Почему, например, мигранту, получившему патент, нельзя работать в малом, именно в малом, бизнесе, где требуется дешевая рабочая сила? Может, для этого стоит увеличить стоимость патента, например, до 2000 рублей? И казна России получит выгоду, и представители малого бизнеса будут довольны. Уверен, что и мигрант без напряжения будет оплачивать такую сумму, получив дополнительные возможности для работы и заработка.

Почему же это не делается? Может, потому, что сейчас за разрешение на работу одному мигранту «по блату» приходится класть в карман коррумпированному чиновнику 50 000 рублей? Сейчас в Москве нелегальных мигрантов около 5 миллионов. Несложная арифметика показывает, что золотые прииски дают меньший доход. И чем сложнее условия для регистрации и получения патента, тем больше денег поступает в карман чиновника. Более того, мигрант, занявший место россиянина, платит всем, кто заявится с проверкой, боясь высылки из страны. С россиянина, имеющего свой малый бизнес, не так-то просто получить взятку. Потому-то и неугоден россиянин-бизнесмен ни чиновникам, ни полиции. Это тоже одна из причин уничтожения малого бизнеса среди граждан России.

ДОЛЖНЫ, НО НЕ ХОТЯТ ЗАЩИЩАТЬ

Сейчас малый бизнес находится в ведении министерства экономического развития. Естественно, его не видно среди труб с газом-нефтью, заводов, пароходов, монопольных торговых предприятий и другого производства. Мне кажется, что малый бизнес с уклоном на обеспечение граждан России продуктами питания, мелким производством пищевой продукции, сферы быта и обслуживания должен находиться в ведении министерства торговли.

К сожалению, у нас не работают законы, ГПК РФ, УПК РФ, Арбитражный суд, Конституция РФ, хотя во всех них говорится о защите гражданина России. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Но это только красивые слова из Конституции. Есть и Федеральный закон ФЗ № 59 от 2 мая 2006 года, где тоже предусмотрено право граждан на обращение в органы власти, суд, прокуратуру, если нарушены его права. Но это право ничем не обеспечено. Все органы власти, следственные органы в ответ на обращения о помощи к ним ссылаются именно на ФЗ № 59 и согласно ст.5. ч.3, ст.8. ч.3.4.5. занимаются только отписками и отсылками в конечном итоге тому, на кого жалуешься, естественно он всё сделает, для того чтобы бизнесмен простой гражданин РФ замолчал. Сегодня эти статьи ФЗ № 59 самые главные законы в государстве Российском так как именно на них ссылаются все органы власти так же Госдума на жалобы Россиян.

Надо сказать ещё об одной причине вымирания малого бизнеса. Представьте себе молодого человека, окончившего благодаря помощи родителей высшее или среднее учебное заведение и получившего какую-то специальность. Хочет заняться бизнесом, имеет о нём достаточное представление и знаний хватает. Но, по Высоцкому получается: «Где деньги, Зин?» В такой же ситуации оказывается молодой деревенский парнишка. Он знает землю, любит животных, естественно, хотел бы завести свою ферму, продолжать свой род на земле, осваивать не освоенные земли. Но где же взять первоначальный капитал? Банки дают только предпринимателю со стажем, и то не всегда и не каждому.

Есть много всяких программ поддержки бизнеса, но они не работают с начинающими бизнесменами они предпочитают работать на «родственников». Как я представляю себе поддержку бизнеса? Гражданин, который хочет заниматься сельским хозяйством, приходит в орган власти или какой-то фонд, даже в тот же банк, рассказывает о своих планах, приводит необходимые расчёты и доказательства реальности своих задумок. При этом не делает в обязательном порядке, как сейчас установлено, бизнес-план, который является только формальной бумажкой. Как ни странно, этот бизнес-план тоже стоит огромных денег для молодого человека. Если гражданин в своих объяснениях был убедителен, ему оказывается помощь. Как я представляю такую помощь? Прежде всего, надо выделить земельный участок. Он может находиться в заброшенном селе, где ещё остались какие то помещения, заброшенные, заросшие земельные участки и т.д. Давать наличные денежные средства совсем не надо. Но помочь с приобретением необходимой сельхозтехники в лизинг, аренду с последующим переходом в собственность необходимо. Таким образом сразу будет решаться несколько проблем: обеспечение занятости, увеличение производства сельскохозяйственной продукции и возрождение брошенных сёл, деревень, земельных угодий.

В городской среде сложнее, но и тут есть возможность реализации своих идей. Для начала можно просто найти и дать помещение в аренду, или же гражданин сам найдёт его, но при этом надо помочь гражданину оплатить аренду за первые 3-5 месяцев, приобрести необходимое оборудование, и пусть он осваивает свой бизнес. Особенно важно поддержать городской бизнес в службе быта, общественного питания, торговле, производстве продуктов питания в шаговой доступности.

Нурислам Рафиков