Блины ....

На модерации Отложенный
                         Сергий Чернец
   
          

                    «Блины», к масленице.

      Каждый год отмечаем мы праздник весенний и к празднику мы непременно готовим блины.
      Все знают, что блины существуют уже более тысячи лет, с самого древле-славянского образования. Блины появились на свет, в кухне славянских народов раньше истории Русского государства. Не было у народа никакого государства Великого, а блины были выдуманы так же, как выдуман потом самовар, сковородки и прочая утварь, русскими мозгами…. В антропологии блины должны занимать такое же почетное место, как каменные топоры древних людей, ибо вместо сковородок использовались плоские камни в те пещерные времена. Если у нас до сих пор нет научных работ относительно блинов, то это объясняется просто тем, что кушать блины гораздо легче, чем ломать голову над ними, тем же ученым антропологам….
       Пропадают вольные времена, когда бродили по лесам дикие звери, а за ними полудикие охотники с луками и рогатинами. Исчезают на Руси древние обычаи, одежды из шкур (тулупы) и песни и пляски-хороводы вокруг костра за околицей. Многое уже исчезло и остается только в музеях исторических. А между тем, такое незавидное кулинарное изобретение, как блины, занимает в современной российской кухне такое же почетное место, как и (1000) тысячу лет назад. Не видно им конца, как стряпали, так и стряпают и будут стряпать….
       Надо принять во внимание эту почтенную давность блинов и их необыкновенную, в веках, стойкость. Неспроста, надо думать, эти вкусные круги из теста служат людям. Не только лишь голод утолить. Что касается меня, то я почти уверен, что эти блинные круги, помимо кулинарии, несут в себе сакральный смысл.
        Кроме тяжелого, трудноперевариваемого теста, в них скрыто еще что-то более высшее, символическое и, быть может, даже пророческое….
       Недаром пекут блины в весенний праздник Масленицы, который дан с далеких нам, языческих времен. Узнается в блинах символ круглого Солнца в мартовскую пору рождающего Весну!
      Не всё забылось
      Остался тайной смысл,
      Но жив обряд, и каждый год
      Блины пекутся раннею весною.
      Со времен доисторических обряд передается из поколения в поколение и хранят его более женщины.
      «Да. Блины, их смысл и значение – это тайна женщины, такая тайна, которую не скоро и едва ли может  постичь мужчина». – Так пишет о блинах наш великий классик литературы.        С восторгом и не без юмора, он сообщает нам в своем «масленичном рассказе» об этом и открывает нам тайны обряда.  Как прекрасно он всё описывает мы расскажем попроще, своими словами:


      «Блины…. Русская женщина свято блюдет эту тайну, передавая её из рода в род только через дочерей и внучек. Если, вдруг, (да, не дай бог) узнает эту тайну хоть один мужчина, то может случиться что-то ужасное, чего боятся женщины и представить себе не могут. А потому – ни жена, ни сестра, ни дочь… ни одна женщина не выдаст этот секрет приготовления блинов на праздник масленицы. Купить или выменять этот секрет невозможно (они и сами о нем не ведают, только чувствуют), это единственная тайна, которая сумела в течение тысячи лет не просыпаться сквозь частое решето исторического развития!
      Как пекут хорошие блины? Неизвестно… Это тайна!
      Вы скажете, что и мужчины пекут блины…. Да, но мужские блины – не блины. Из их ноздреватости дышит холодом, на зубах они дают впечатление, будто жуешь резиновые калоши, и вкусом они отстают от женских. Так что мужчины повара должны отступить и признать себя побежденными, женская рука и обаяние, с каким испекает женщина блин, делают его вершиной кулинарного искусства.
       Печение блинов исключительно женское дело.
       Давно пора понять, что это не простое поливание горячей сковородки жидким тестом, а целое священнодействие, целая сложная система, где присутствуют свои верования, свои традиции, свой язык и свои радости и предрассудки.
Сам процесс приготовления закваски для теста уже вызывает таинственное восхищение».
      И как признается нам классик, что не знает всего, но он для нашего сведения сам процесс «священнодействия». Так он и пишет:
«Я не знаю всего, но торжественность, с каким женщины обставляют это священнодействие перед масленицей, мне известны…. Тут много мистического, фантастического и даже спиритического…. Глядя на женщину, пекущую блины, можно подумать, что она вызывает духов или магическими пассами рук (наливая жидкое тесто на горячую сковородку и размазывая его пластическими движениями тонким слоем), как алхимик, добывает из теста философский камень….
       Во-первых, ни одна женщина, как бы она развита ни была, ни за что не начнет печь блины 13-го числа или под 13-е, также как в понедельник или под понедельник (это сакральное табу, нельзя). В эти дни блины не удаются! Многие женщины, чтобы обойти это (табу), начинают печь блины задолго до масленицы, таким образом все домочадцы получают возможность есть блины и в масленичный понедельник и 13-го числа.
       Во-вторых, накануне блинов всегда, хозяйка о чем-то шепчется с кухаркой. Шепчутся и глядят друг на друга такими глазами, как будто сочиняют любовное письмо. После шептания посылают обыкновенно посыльного за дрожжами в лавку…. Хозяйка долго смотрит на принесенные дрожжи, нюхает их и, как бы они идеальны ни были непременно скажет: «Эти дрожжи никуда не годятся. Иди и скажи, чтобы дали тебе получше…».       Посыльный бежит и приносит другие дрожжи. 
      После этого обряда с выбором дрожжей, берется большая глиняная банка и наполняется водой, в которой распускаются дрожжи, и кладется немного муки. Когда дрожжи распустились, стряпухи бледнеют и покрывают банку старым полотенцем и ставят её в теплое место.
      Потом следует беспокойная, томительная ночь, стряпухи страдают бессонницей, если же и спят, то бредят во сне и видят ужасные сны. Как счастливы мужчины, что лишены ночных страданий по зреющей закваске, что вы не печете блинов!
      Не успеет забрезжить свет хмурого утра за окном, как стряпухи, босые, разлохмаченные, в одной сорочке бегут на кухню. – Ну, что там? Ну как там? А? –       Вскорости, стоят они у открытой банки и сыплют в нее гречневую муку….
       В-третьих, женщины строго следят за тем, чтобы кто-нибудь из посторонних или домочадцев-мужчин не вошел в кухню в то время, когда там пекутся блины. Кухарки, кажется, не пустят в это время даже пожарных. Нельзя отвлекать (блин пригорит), нельзя ни входить, ни глядеть, ни спрашивать. По поверью, если же кто-нибудь заглянет в банку с готовым тестом, даже похвалив: «какое тесто хорошее», - то тогда хоть выливай – не удадутся блины! Поэтому-то остается неизвестным, что говорят во время печения блинов женщины, может, какие заклинания читают они над сковородкой.
      Вот ведь какой процесс.
      А домочадцы в это время, в ожидании блинов шагают по комнатам и, глядя на лицо бегающей в кухню хозяйки, думают, - будто в кухне происходит нечто тайное – будто там родят или, может, по крайней мере, невесту к свадьбе готовят.
      Но вот, наконец, шипит первая сковорода, за ней другая, третья…. Первые три блина – это макулатура, которую можно съесть сразу или отдать прислужнику… зато четвертый, пятый, шестой и т. д. кладутся на тарелку.
      Тарелку с блинами покрывают салфеткой и несут к столу, к радости всех празднующих масленицу. И несет хозяйка – нарядная, красная, сияющая, гордая…. Можно подумать у нее на руках не блины, а первенец, новорождённый ребеночек!
       Ну чем вы объясните этот торжествующий вид?
       Вот какова внешняя сторона священнодействия масленицы. И если бы блины предназначались исключительно только для чревоугодия, то совсем непонятны будут и эта таинственность, и эта описанная ночь и эти страдания женщин-стряпух. Очевидно, что-то есть, и это «что-то» тщательно скрыто, тайной покрыто.
       Смотря на то, что блинный обряд всё еще живет в нашем народе, можно заключить, что ему предстоит решить  в будущем великую задачу».



       Так еще в 19 веке думал и писал о блинах наш классик, - и мы можем заключить и сделать вывод: это и есть те самые «духовные скрепы» нашей самоидиентичности, народа славянского, который не то что не надо забывать, но нужно возрождать, придать ему (обряду), прежнее сакральное значение...