После крушения монархии в феврале 1917 г. движение страны в сторону многопартийности, политических свобод и демократии, которое венчало долгожданное и легитимное Всероссийское учредительное собрание, было вполне закономерно. Оно было подготовлено предшествующими десятилетиями модернизации страны, развитием гражданского общества, приверженностью значительной части интеллигенции идеям демократии и т. д. Этому восходящему потоку противостоял поток нисходящий, достигший апогея в годы Гражданской войны, – на архаизацию, насильственные действия вместо мирных, распыление целых классов, уничтожение и деградацию структур. Именно первый путь должен был стать для страны магистральным. И то, что страна была уведена с него в силу целого ряда причин, вовсе не значит, что он был маловероятен. Сегодня мало кто склонен связывать демократическую альтернативу с партией социалистов-революционеров (ПСР). Она вступила на арену российской политики на рубеже 1901–1902 гг. как преемница и продолжательница идей и традиций старого народничества и прежде всего народовольчества. Ныне в общественном сознании причудливо переплелись советские и постсоветские оценки: эсеры – это революционаристская, террористическая, почвенническая партия, сочетавшая в своей программе социалистические утопии и консервацию патриархальных пережитков, террором разжигавшая накал страстей в обществе, открывшая дорогу большевистскому красному террору, который трактуется как прямое и логическое продолжение эсеровского оппозиционного терроризма (мне представляется, что вовсе не террор был главным в мировоззрении и в практике демократической части эсеров. Террористическая же тактика начала ХХ в. была, на мой взгляд, серьезной ошибкой, навредившей ПСР как массовой социалистической партии). В результате для большинства сегодня эсеры и демократия – это полный оксюморон.
Говорить о реалистичности эсеровской демократической альтернативы в 1917 г. я полагаю допустимым хотя бы потому, что предложенная ПСР программа преобразования страны, где главными пунктами были «социализация земли» и федеративное устройство России, получила поддержку значительной части страны. Именно это позволило ей стать в 1917 г. самой многочисленной и популярной партией в России. Один из лидеров эсеров – Виктор Чернов в 1930-е гг. констатировал: «Эти выборные успехи приходится всецело приписать огромной популярности, которую завоевала эсеровская программа, в особенности же два ее пункта: земельная реформа и требование федеративного переустройства России. Наоборот, источником слабости партии была ее тактика».
Эсеры выиграли выборы в Учредительное собрание, проходившие уже после захвата власти большевиками. ПСР получила 58% голосов (вместе с национальными партиями эсеровской ориентации) или 39,5% без них (по подсчетам историка Льва Протасова). И эта демократическая альтернатива уже начала реализовываться, когда была оборвана разгоном Учредительного собрания, расстрелом демонстраций в Москве и Петрограде в его защиту и разгоревшейся вслед за этим Гражданской войной.
Популярность эсеров не свалилась на них как манна небесная. Успех программы «социализации земли» стал своего рода реваншем за провал народнического хождения в народ в 1874 г. Эсеры смогли извлечь урок из этого неудачного эксперимента своих предшественников, не понимавших ни условий жизни крестьянства, ни его психологии. И то и другое позже было очень серьезно в течение десятилетий изучено народническими экономистами, статистиками, социологами, писателями, и эсеры наладили обратную связь с крестьянством, обкатали свои законопроекты в I и II Госдумах, создали такую модель преобразования страны, которая не только удовлетворяла большинство крестьянства, но и пользовалась большой симпатией и у пролетариата, и у немалой части интеллигенции. Для интеллигенции важно, очевидно, было то обстоятельство, что «свобода мнений и критики» не была столь скована в эсеровской среде, как у более догматичных социал-демократов. По словам Зинаиды Гиппиус, эсеровская партия была им «все-таки ближе всякой другой, особенно марксистской, как более русская, более народная, отрицающая в России «диктатуру пролетариата» и признающая «роль личности в истории». В конце своей жизни социолог с мировым именем Питирим Сорокин так объяснял свой юношеский выбор в пользу эсеров: «В противоположность социал-демократам эсеры претендовали на роль партии всех трудящихся классов – крестьян, рабочих и интеллигенции. <...> Они особо подчеркивали роль творческих идей, волеизъявления, «борьбы за индивидуальность» против «борьбы за существование», значимость неэкономических факторов, детерминирующих социальные процессы и человеческое поведение» . И не случаен успех ученых, испытавших влияние народнических идей, – Николая Кондратьева, Александра Чаянова, Питирима Сорокина, Александра Челинцева и др.
Впрочем, не надо преувеличивать сугубую крестьянскость эсеров. ПСР всегда говорила о «триедином рабочем классе», в который включала трудовое крестьянство, пролетариат и интеллигенцию. И совершенно неверно называть концепцию эсеров, как это часто делается, «крестьянским социализмом»: без мощного индустриального развития, мощного и развитого пролетариата и интеллигенции эсеры не мыслили себе социализма, ведь многие эсеры действительно считали Карла Маркса одним из своих учителей наряду с Петром Лавровым и Николаем Михайловским.
Демократический эсеровский вариант народнической модели переустройства России был одной из первых попыток приспособления традиционных цивилизаций незападного мира к требованиям модернизации, органичного и безболезненного соединения сильных и конструктивных сторон традиционной и технологической цивилизаций, в том числе и максимально безболезненное инкорпорирование крестьянства в модернизируемое общество, преодоления раскола культур в России, попыткой синтезировать нечто единое – хотя, несомненно, эта концепция была в некоторых своих частях утопична.
До сих пор доминирует точка зрения, что центральным ядром народнической и эсеровской идеологии был вопрос об «особых путях» развития России. Мне более верным представляется взгляд видного эсеровского публициста Марка Вишняка, который видел «главнейший признак в идеологии народничества» в «признании народа определяющим агентом русской истории, ее правообразующим фактором – в меньшей степени в прошлом, в возрастающей степени в будущем». Не менее важным признаком он считал подчеркивание ценности человеческой личности и создание демократического общественного устройства.
Если задуматься, как в 1917 г. прошел водораздел, разведший по разные стороны баррикад и фронтов Гражданской войны социалистов, – это как раз будет комплекс вопросов о личности, о демократии, о том, «социализм для народа или народ для социализма». Именно в ответе на эти вопросы объединились на практике, с одной стороны, эсеры и часть меньшевиков, с другой – большевики с левыми эсерами, частью максималистов, меньшевиков, анархистов. И здесь уместно напомнить, что помимо демократической была и недемократическая эсеровская альтернатива в лице эсеров-максималистов и левых эсеров, выступивших союзниками большевиков во время октябрьских событий (затем левые эсеры, как известно, поддержали разгон Учредительного собрания и вошли в Совнарком).
Развивая главный тезис немецкого историка Манфреда Хильдермайера, можно действительно утверждать, что широкая популярность и поддержка вкупе с приверженностью большей части партии эсеров идеям демократии и самоуправления давали им реальный шанс стать центром объединения разных политических сил, стать властью, способной к эволюции под давлением жизни и интересов тех классов, чьи интересы она взялась защищать.
Демократическая часть эсерства потенциально способна была это сделать. Ее на это толкали традиции терпимости к инакомыслию, народнического народолюбия, неприятие позиции «власть ради власти», желание прийти к власти демократическим, легитимным путем через всенародные выборы, нежелание разжигать в России костер социальных и политических экспериментов. Это принципиально важно: не рассматривая насилие как инструмент социалистического преобразования общества, демократически настроенные и незашоренные в своей догме эсеры были бы вынуждены эволюционировать под напором жизненных реалий, под напором крестьян, рабочих и интеллигенции, которых они вовсе не были готовы подавлять силой. Именно эти черты у немалой части эсеров и заставили их сделать выбор в пользу народа, который большевики de facto рассматривали как инструмент для достижения социализма. Собственно, это один из важнейших факторов, сделавших большую часть эсеров противниками коммунистической диктатуры, какими они оставались вплоть до своей гибели в конце 1930-х гг.
Эсеры (за исключением эсеров-максималистов и левых эсеров) были приверженцами демократического социализма, активно используя этот термин с 1920-х гг. – европейские социалистические партии заговорят о его ценностях позднее. Волею судеб в России победившая на выборах в Учредительное собрание ПСР на несколько десятилетий раньше европейских социалистов вступила на путь движения к «социальному государству» (один из вариантов которого известен теперь как «шведская модель социализма»), определившего современный облик Европы. А действия эсеров по защите политических свобод и прав, их реальная и энергичная работа по развитию самоуправления, институтов и практики демократии и парламентаризма, по поддержке профсоюзов в защите своих прав перед работодателями в будущем, несомненно, имели бы огромное значение для превращения России в развитое европейское общество. У демократически настроенных эсеров был, на мой взгляд, реальный шанс удержать Россию на путях демократии и парламентаризма – если бы, как справедливо говорила член ЦК ПСР Евгения Ратнер в декабре 1917 г. на IV съезде ПСР, Учредительное собрание было созвано на 2–3 месяца раньше и были начаты аграрные преобразования. Да, Учредительное собрание надо было проводить еще в августе-сентябре 1917 г., несмотря на сопротивление кадетов и части членов ЦК ПСР, цеплявшихся за коалицию. Да, Чернову надо было бунтовать против коалиционной политики ЦК ПСР, раскалывать партию и, опираясь на большинство эсеров, создавать однородное социалистическое правительство еще в сентябре.
И к решению вопроса о земле тоже нужно было приступать как можно скорее, а не откладывать его до созыва Учредительного собрания. Нужно было сильнее давить на союзников для скорейшего заключения мира без аннексий и контрибуций. Был шанс, что получение крестьянами (в том числе в солдатских шинелях) земли хотя бы до некоторой степени успокоит солдат и даст им надежду на скорое выполнение и остальных их требований, в том числе и мира. Это дало бы дополнительные козыри для агитации среди солдат о необходимости удержать фронт. Если бы все это эсеры сделали к началу осени 1917 г., то захват власти большевиками стал бы менее вероятным, а разгон Учредительного собрания – невозможным.
Демократическое развитие России было еще вполне возможно и после захвата власти большевиками, но, став властью, большевики почувствовали ее вкус, воспользовались грубой силой и не дали легитимному волеизъявлению масс проявить себя в полной мере. Вишняк много позже в своих мемуарах констатировал: «Если Октябрь расценивать как легкомысленную или безумную авантюру, ликвидация Учредительного собрания была не чем иным, как предумышленным преступлением». Сохранить и упрочить свой демократический выбор обществу уже не удалось: с разгона Учредительного собрания началась неизбежная эскалация Гражданской войны.
Константин Морозов
Комментарии
Ванька с сохой - на кобыле пашущий землю - мечтает о многопартийности, политических свободах и демократии, И таких Ванек в 1917г было в России под 90%.
Городского населения тогда было около 15%
Сейчас примерно столько же - процентов 10 - 15 населения считает - что демократия это когда оне будут рулить Россией.
В октябре 1993г после того как демократы расстреляли Верховный Совет - оне первым делом запретили газеты в названии которых было слово русский.Прохановский ,,День" тоже прихлопнули. Несколько номеров газеты выпустили в Белорусии. Потом Проханов стал выпускать газету с новым названием - ,,Завтра"
Вообще то непонятно кто управлял Россией до свержения царя. Дума или царь Николай?
Короче политические свободы угробили Императорскую Россию.
Политические свободы Горбачёва угробили Советскую Россию.
Политические свободы готовы угробить Российскую Федерацию?
А чем пахал Ванька после разрушенной большевиками экономики, в целом, и какого-либо производства, в частности?
Придурок, кто такие демократы?
Здесь речь о партии социалистов-революционерах и их программе, которая имела все шансы быть реализованной если бы большевики не захватили власть.
Программу любой бомж напишет. После 0,5 л самогона.
Но как воплотить ту программу в жизнь он не знает.
И в каких верхних учебных заведениях тебе сказали что большевики разрушили экономику России?
Россию разрушали и белые и красные. И эссеры и махновцы.
... Не так давно, на процессе эсеров, подсудимые эсеры хвастались этой своей «терпимостью»: у них было крыло, прямо поддерживавшее белых, у них был «Административный Центр», у них были левые, у них были центровики и т. д., — словом, было всякой твари по паре
Представители эсеров вошли в коалиционное Временное правительство, членами партии были: Александр Керенский (министр юстиции Временного правительства, военный министр, позже — премьер-министр); Виктор Чернов — министр земледелия (позже его сменил Семён Маслов); Николай Авксентьев — министр внутренних дел, председатель Предпарламента.
8 июня 1918 года эсеры, опираясь на поддержку Чехословацкого корпуса, провозгласили в Самаре власть Комитета членов Учредительного собрания. Его председателем стал Владимир Вольский. Была создана Народная армия КОМУЧа, начавшая в Поволжье активные боевые действия. После этого решением ВЦИК от 14 июня 1918 года «правые эсеры» были окончательно исключены из Советов всех уровней.
Самая лучшая программа была у Жириновского - Каждому мужику по бутылке водки и по бабе. Каждой бабе по мужику!
И то не смог это выполнить.
Явлинский за 500 дней собирался что то с Россией сделать.
Хрущёв к 80 году построить коммунизм обещал.
Эсеры это же террористы.
Юноша - какая у них могла быть демократия?
Напомним также, что по инициативе Николая Второго в самом начале его царствования была предпринята первая в истории цивилизации попытка ограничить «гонку вооружений» путем широкого международного договора – Гаагские мирные конференции 1899 и 1907 годов и создание Международного суда (который действует и поныне). Не все знают, что решения и уставы Гаагских конференций вошли затем как основа в устав Лиги Наций и затем в основные уставные документы ООН – можно сказать, что Николай стоял у этих истоков…
Лёнин 9 января 1917г писал - Мы, старики, может быть, не доживем до решающих битв этой грядущей революции... http://libelli.ru/works/30-2.htm
Но даже он не мог предвидеть того - что буржуи через месяц уничтожат законную власть в России.
После чего спускается в подвал ипатьевского дома со своей семьёй и командует : Огонь!
Полный развал.
Развалили Россию именно большевики, в Гражданской войне воевашие за Коммунистический Интернационал и против единой и неделимой России, за которую воевало Белое движение.
К.Маркс Немецкая идеология т.1
Или, если бы не было большевиков мерзость капитализма вернулась на русскую землю гораздо раньше 1991-го ибо и эсеры и нынешние их почитатели вообще не имеют никакого понятия о Закономерностях развития Общества....
Коммунизм же по Марксу - общество Творческих личностей на базе полной автоматизации производства. Эсеры же вместе с Русским пенсионером способны мечтать только о личном обогащении а на развитие общества им глубоко наплевать...
А вот государственное коммунистическое рабство действительно было, и как и положено по основополагающему учению коммунистической идеологии - историческому материализму, по мере развития производительных сил привело общество к капитализму.
Так и за что боролись коммуняки, за что положили столько жертв?
Лишь за ради своей ничем и никем неограниченной власти!
У твоей одной спрямленной извилины есть хоть что-либо, чтобы возразить по существу?
Другое дело, что ДВИЖЕНИЕ к ПОЛНОЙ Автоматизации - это ДВИЖЕНИЕ по дороге СНИЖЕНИЯ ЦЕН и никак иначе, поскольку Автоматизация УНИЧТОЖАЕТ Деньги вожделение буржуев.В этом может убедиться КАЖДЫЙ, взяв карандаш и бумагу.
Именно процесс СНИЖЕНИЯ Цен и был реализован Сталиным, против чего и восстали кулаки, получившие землю именно от Советов.... Поэтому и поливают буржуи Сталина грязью за то, что он покусился на их святое.
Ну а при Капитализме сокращение количества Денег неизбежно приводит к конфликтам, кровавым, как на Украине, к величайшей радости больного Русского пенсионера.... И дорога по сокращению Цен буржуям заказана, чего бы Русский пенсионер в психбольнице ни наслушался...
Для формирования отечественного буржуазного общества требуется смена нескольких поколений. При естественном эволюционном развитии во всех странах, в том числе и России, разрушенной большевиками, этот процесс в своё время занял около 200 лет.
О каких-таких "советских" параметрах поёшь, болезный?
Неужели о нарисованных на бумаге тоннах угля и стали, отгруженных в никому неизвестные закрома Родины?
30 лет современной России хватило, чтобы выкарабкаться из полной разрухи, организованной коммуняками.
RE для дебилов: https://maxpark.com/community/6464/content/7677382#comment-107346697
Кроме государственного рабства, обозванного ими "социализмом как первой фазой коммунизма" коммуняки ничего не смогли создать.
Декретами не подменить процесс эволюционного развития, хоть коммуняки это и пытались сделать.
И когда своих рабов коммунячьи вожди попытались ублажать "пряниками", то рабы перестали вкалывать на коммуняк, а еще и требовать стали: "Партия дай!". А откуда партия возьмет, если раб не работает, а лишь прикидывается?
Если у тебя есть претензии к демократии (процессу), то предъяви их по адресу к недозревшему до неё обществу.
Демократия это не идеология, а всего лишь процесс, напрямую зависящий от развития общества.
Кстати, несколько лет назад, у одного бельгийского услышал: " самая большая современная демократия в Индии!" После чего вспомнил свои поездки по Этой демократии.
Это молох убеждения готовых к революционному преображению масс
Сила слова
Составь тысячу слов в ударный лексикон прорыва к сознанью
Облечь в правду и справедливость ту магию
Вот сценарий любого прихода...кто не испугается..с броневичка
И в 1917 и в 1991.
Но русским она не нужна.
Русский пенсионер раб по своей сути и лучше удавится чем будет жить при демократии.
Для этого у него нет ума.
Ему нужен вошьдь,хозяин,чтобы все решал за него.
Так что ты в зеркало посмотрись .
Причем здесь русский (?) пенсионер?
Чем, по-твоему, русский отличается, например, от хохла?
А в 1917 революция, увы и ах, не состоялась.
Она была утоплена в крови большевиками.
Сколько раз, кому и как делать "ку"(кин-дз-а-дза)?
Что-либо по существу сказать ты просто не способен.
Единственная извилина спрямленная коммунякией.
Посмотри на свой никнейм.
Именно о тебе я писал.
А русские пенсионеры разные,как и китайские и американские.
Но поскольку дебилам сказать по существу обсуждаемой темы нечего, одна спрямленная извилина не позволяет, то они и скатываются на обсирание оппонента.
Ты научись обсуждать,потом претензии выставляй.
Именно по теме я и сказал.
Был шанс у России,но вот таким как ты,а вас большинство,никакая демократия не нужна.
Вам нужен хозяин.
Ты чьих будешь, добрый человек⁉️
Сталин хуже Гитлера, известный идеологический тезис бандеровцев, который в свое время было запечатлен на известном плакате в Запорожье.
А на Украине тем временем инициируют пересуды на темы «А, может, Шухевич не такой уж и плохой был?», «А, может, во всём виноват Сталин и НКВД?» и т.п.
Надо было золотопогонникам евреев привлечь на свою сторону.
Как это сделали комуняки-большевики.
Демократия есть политическая форма диктатуры буржуазии, т. е. ничтожного меньшинства крупных капиталистов, финансовых спекулянтов, "эффективных собственников" и прочих бандитов по отношению к подавляющему большинству трудового народа. Альтернативой может быть только диктатура пролетариате - власти подавляющего большинства трудового народа, экспроприировавшего все средства производства и обратившего их на пользу всего общества. Такая власть, в отличие от диктатуры буржуазии (демократии), не нуждается в огромном государственном аппарате насилия, поскольку против власти большинства выступать желающих будет мало, а социальная база преступности радикально сократится.
Слюнявые мечтания о некой чистой "демократии" были свойственны советским образованным простофилям во времена горбачевской перестройки. И с тех пор, как видно из комментариев, поумнели не все...
RE для "особо одаренных": https://maxpark.com/community/6464/content/7677382#comment-107346697
— Вся земля мужикам.
— Каждому по сто десятин.
— Чтобы никаких помещиков и духу не было.
— И чтобы на каждые эти сто десятин верная гербовая бумага с печатью — во владение вечное, наследственное, от деда к отцу, от отца к сыну, к внуку и так далее.
— Чтобы никакая шпана из Города не приезжала требовать хлеб. Хлеб наш мужицкий, никому его не дадим, что сами не съедим, закопаем в землю.
— Чтобы из Города привозили керосин.
И к захватам помещичьих земель и имущества. Что явно эсеров не устраивало.
Воспользовавшись таким обострением ситуации, большевики вооружились лозкнгом "Землю крестьянам!". И свалили эсеров. Ни эсеры, ни большевики не были благодетелями крестьян. Они их использовали. Обвиняя царей в зверствах, поработили полностью крестьян, лишив их навсегда частной собственности на землю. И эсеры, и большевики выступали за федерализацию. Рвать на куски. Что и произошло в 1991-ом.
Шило на мыло. Никаких альтернатив. Все предатели и террористы.
Их Земельный закон был принят на первом и единственном заседании Учредительного собрания, которое было разогнано большевиками.
Но, к сожалению, Закон опоздал, земля была уже захвачена теми у кого в руках винтовка, в соответствии с большевистским Декретом.
На самом деле проблема была в том, что казённой земли было больше, чем частной. Решить её изъятием частных земель было невозможно. Необходимо было передать в частную собственность часть казённых земель. Что и было утверждено Указами Императора. Перекос пропорций казённых и частных земель возникал по мере расширения территории России. Провести масштабное межевание и учёт казённых земель за один год по тем временам было невозможно. На 1905 год по неточным данным казённые земли составляли 32,5% всех земель.
Этот факт скрывался и эсерами, и большевиками. Потому что раскрыть правду о том, что изъятие только частных земель не решит проблему (на всех не хватит), означало их провал. Как и правду о том, что власть, с которой они боролись, увеличила площадь частных земель передачей в частную собственность казённых - тоже.
Вы, вообще, о чем поёте?
... этого утверждения достаточно. Остальное можно не читать.
Смотрим результаты этих самых выборов в "учредительное":
эсеры (Социализм-Революция) около 50%
большевики около 25%
прочие социалисты-марксисты около 5%
Таким образом, за Социалистическую революцию 80% . Стало быть, она была неизбежна
Ради присвоения себе ничем и никем неограниченной власти.
Для того она и заслала "чумную бациллу" в Россию из Швейцарии в опломбированном вагоне.
Коротко. Вагонов было много. Поездов было аж три. И ехали в них революционеры всех партий по амнистии Временного правительства. Соответственно, на деньги Временного правительства и по договоренности между немцами и Временным правительством
А остальная массовка лишь маскировка.
Но дело не в большевиках, а в народе. Это именно его выбор
Большевики - самая популярная партия в армии и на флоте. Это показали выборы в Учр. собр. Поэтому набрать вооруженную "красную гвардию" им было раз плюнуть
Незаконные вооруженные формирования, чем и была большевистская красная гвардия, являются бандитами и террористами.
И вы совершенно не знаете истории, у эсеров тоже были вооруженные отряды. Такие, к примеру в 18-м мятеж пытались в Москве устроить.
О чем они впоследствии, в 1921 году, очень сильно пожалели, но ничего исправить уже не смогли.