10 идеальных фильмов без огромных бюджетов

На модерации Отложенный


Безумный Макс

Фильм, который начал австралийскую новую волну и сделал звездой никому не известного Мела Гибсона, был придуман буквально на коленке: режиссер Джордж Миллер насмотрелся последствий автомобильных аварий, работая волонтером в госпитале, а потом познакомился со сценаристом и другим режиссером-любителем и придумал короткометражку про нефтяной кризис, утопическое будущее и мотогонщиков. Фильм, где все, кроме главного актера, играли в дешевых виниловых костюмах вместо кожаных, жалуясь на жару, не только побил рекорды проката в Австралии, но и вызвал интерес к австралийскому кино в США. Наоми Уоттс, Кейт Уинслет, Николь Кидман, Баз Лурман, Питер Уир, Питер Джексон — всего лишь несколько выходцев с зеленого континента, обосновавшихся в Голливуде.

Брат

Алексей Балабанов снял один из самых лучших и известных фильмов новейшей российской истории, имея минимальный бюджет (мнения источников разнятся, но даже самые смелые оценки не превышают 20 тысяч долларов). Большая часть этих денег была наградой за успех прошлого фильма Балабанова, экранизации романа Кафки «Замок». Весь бюджет был потрачен на пленку и съемочное оборудование: актеры по дружбе играли бесплатно, одежду приносили свою или покупали в только что открывшихся секонд-хендах, все сцены снимали в один или два дубля (а для этого много репетировали), монтировали на домашнем оборудовании. Вячеслав Бутусов разрешил старому другу Балабанову использовать в фильме любые свои песни. Успех настиг фильм после видеопроката — в кино в то время ходили нечасто, — и полгода усилий, чтобы снять фильм с минимальными затратами, окупились за несколько месяцев.

Голова-ластик

Вдохновляясь Кафкой и Гоголем, Дэвид Линч снимал «Голову-ластик» слишком долго, потратив на фильм не только стипендию Американского института киноискусства, но и гонорары актеров, часть зарплаты жены актера главной роли — официантки, а также собственную зарплату разносчика газет. Получившийся фильм стал идеальным midnight cinema и привлек внимание критиков и зрителей к молодым режиссерам Восточного побережья.

Иностранец

Снять кино, оказавшись на дне — именно это удалось американскому независимому режиссеру Амосу По, одному из участников кинодвижения ноу-вейва. Оно выросло на золотых осколках диско в Нью-Йорке 1970-х годов, в эпоху дебюта Патти Смит и расцвета клуба CBGB. Целая плеяда бедных, борзых и голодных авторов андеграунда — Лидия Ланч, Ник Зедд, Ричард Керн, Вивьен Дик — снимали довольно жесткое кино, а Амос По стремился переосмыслить классический мейнстримовый нарратив в стилистике фильмов нуар. В «Иностранце», снятом в декадансном Нижнем Ист-Сайде, главную женскую роль играла Дебби Харри из Blondie. Это идеальный инди-фильм, по которому можно изучать находки и ошибки молодого кинематографиста.
Крот

Два лучших и самых известных фильма Алехандро Ходоровски

«Крот» и «Священная гора» снимались на частные пожертвования и деньги, заработанные самим режиссером за годы игры в театрах и участия в антрепризах. В «Кроте» Ходоровски, начинавший как актер, сыграл главную роль. «Кислотный вестерн» посреди мексиканских песков впечатлил Джона Леннона, так что студия Apple, записывавшая The Beatles, купила права на фильм для распространения в США и, таким образом, профинансировала следующий фильм Ходоровски — психоделичную и поражающую своей визуальностью «Священную гору».

Вдохновляясь работами Федерико Феллини, Серджо Леоне и Тодда Браунинга, Ходоровски в начале карьеры использовал свой уникальный актерский и режиссерский опыт — работу мимом в Париже с Марселем Марсо и руководство в Мехико театральной труппой из 60-ти человек.

Секс, ложь и видео

Дебютант Стивен Содерберг написал сценарий фильма «Секс, ложь и видео» за восемь дней, а снял его — за 30. Основной статьей расходов были гонорары актеров, при этом Содерберг пробил стену молчания независимых режиссеров в Голливуде конца 1980-х годов. Получив Золотую пальмовую ветвь в 1989 году, он сразу же стал режиссером категории А, и в следующие 25 лет попробовал себя в десятке разных жанров — от конспиративных детективов до боевиков и блокбастеров о заражении всех и вся. «Секс, ложь и видео» об отношениях, манипуляциях и физической близости — идеальный пример того, как снять драму на четыре роли: успех Содерберга открыл путь новым экспериментам в американском кино — от дебютов Тарантино и Кевина Смита до перерождения Вуди Аллена.

Музыкант

Идеальный пример боевика с микробюджетом в семь тысяч долларов — простой и лихой «Музыкант» был снят Робертом Родригесом, чей девиз: «Кто хочет и может снимать кино, делает это, а кто не может или не хочет — идет учиться в киношколу за сотню тысяч долларов». Половину денег, потраченных на фильм, режиссер получил от участия в тестировании фармацевтических препаратов, которые в то время проводились в Америке повсеместно и сносно оплачивались. Неизвестный актер Карлос Гальярдо вдохновил Антонио Бандераса, когда «Музыканта» переснимали уже в Америке. На примере Родригеса легко понять, как можно сэкономить на всем: недостатки съемки он исправил на монтаже, вместо операторских рельс камеру катили на инвалидном кресле, в организации помогали не занятые в сценах актеры, а чтобы снять действие одной камерой, режиссер заставлял актеров замирать и менял ракурс

Другая Земля

Драма о конце света глазами молодой девушки — очаровательной актрисы независимого кино Брит Марлинг — стоила американскому режиссеру Майку Кэхиллу всего 150 тысяч долларов. Режиссер снимал весь фильм неподалеку от дома, чтобы, когда потребуется, переместить съемочную площадку в свою квартиру или квартиры друзей, тем самым сокращая расходы. Актеры согласились сыграть в фильме за довольно смешные 100 долларов в день, а для съемок одной из сцен друг режиссера перекрыл городское шоссе, пользуясь своими полномочиями патрульного. В прокате фильм заработал почти два миллиона долларов.

Оголенный провод

Первая часть трилогии Грегга Араки середины 1990-х годов и просто замечательная мелодрама. История Тельмы и Луизы в жанре new queer cinema о путешествии к смерти двух ВИЧ-положительных парней стоила режиссеру 23 тысячи долларов, которые он взял в долг у жены продюсера. Почти весь фильм снимался без дополнительного освещения на ярком солнце, а в съемочную группу помимо режиссера входили еще два-три человека. Фильм противоречиво открыл фестиваль «Сандэнс» в 1992 году и стал первым успехом в очень удачно сложившейся карьере Араки в конце 1990-х — начале 2000-х годов.