В Минске 11 февраля должны пройти переговоры по урегулированию украинского кризиса с участием лидеров России, Украины, Германии и Франции. Президент Владимир Путин на встрече с Александром Лукашенко сообщил, что встреча в Минске состоится при согласовании ряда позиций. Президент США Обама по окончании встречи с Ангелой Меркель в Вашингтоне заявил, что агрессия России лишь укрепила международное единство. А министр иностранных дел России Сергей Лавров на конференции в Мюнхене обвинил НАТО и США в подрыве безопасности в Европе.
Был ли ультиматум Запада Кремлю? О том, какие импульсы к миру в Украине дала конференция в Мюнхене, мы поговорим с нашим гостем – Владиславом Беловым, заместителем директора Института Европы Российской академии наук.
Владислав Борисович, есть ли основания для конспирологической версии, согласно которой на переговорах западных лидеров с российским президентом были выдвинуты какие-то условия, которые вынудили его согласиться встретиться в Минске в "нормандском формате"?
Владислав Белов: В целом обе встречи – и в четверг, 5 февраля, и в пятницу, 6 февраля, – были совершенно неожиданными. Я бы сказал, что они затмили традиционную Мюнхенскую конференцию, теперь уже 51-ю по счету. И характерной особенностью обеих 5-часовых встреч (в целом Меркель и Олланд говорили с президентами Украины и России 10 часов) стало практически полное отсутствие информации, о чем велись переговоры.
Версия мне представляется надуманной и достаточно провокационной, частично спровоцированной отсутствием достоверной информации о содержании переговоров. В СМИ ее сразу поддержали, стали обсуждать. Песков был вынужден оправдываться. Я предполагаю, что не было подобного рода ультиматума, потому что и та, и другая встречи были направлены на достижение общего знаменателя. В его рамках все четыре стороны "нормандского формата", во-первых, сделали свои предложения, что позволяет сохранить лицо и Порошенко, и Меркель, и Олланду, и Владимиру Путину. А во-вторых, с ночи с пятницы на субботу группа экспертов (надо упомянуть еще и заместителей министров, которые встречаются в Берлине) в сложнейшей системе координат дорабатывают эти инициативы (наверное, еще и взаимоисключающие), чтобы в Минске (если Минск состоится) решения были взаимоприемлемые. И в этом плане ультиматум со стороны Меркель мне представляется маловероятным. Особенно если представить хорошее настроение Владимира Путина в субботу, что было видно на встрече с профсоюзами в Сочи.
Ведущий: На Мюнхенской конференции по безопасности работал обозреватель Украинской службы Радио Свобода Ростислав Хотин.
Какова была атмосфера на конференции? И чьи выступления вам более всего запомнились?
Ростислав Хотин: Атмосфера была интересной в том плане, что были сделаны главные посылы, месседжи. Ключевые выступления были, мне кажется, у вице-президента США Джо Байдена, генсека НАТОСтолтенберга, Ангелы Меркель, Сергея Лаврова и Петра Порошенко. С точки зрения украинского кризиса очень важным было выступление Петра Порошенко: он дал понять, что Киев нацелен только на мирное урегулирование конфликта на Донбассе.
Он сказал, что он является президентом мира, а не войны. То есть ставки в Киеве на силовой сценарий, силовое решение конфликта не было.
Что касается выступлений западных лидеров, то интересно, что Байден и Столтенберг всячески подчеркивали, что Запад не настроен на конфликт с Россией, он не хочет конфронтации, не хочет новой холодной войны с Россией. Все-таки есть надежда на то, что Россия одумается и не будет ломать дальше то, что сломано за этот год – фактически вся система безопасности на Европейском континенте. Байден говорил о том, что американцы очень разочарованы тем, что границы меняются силой. Он сказал, что суверенные народы должны иметь право свободного выбора. Байден также говорил о том, что Соединенные Штаты хотели бы видеть Россию в семье свободных народов, но президент Путин избрал другой путь. И это разочаровывает. Потому что все то, что хотела Россия в украинском вопросе, по словам Байдена, – сорвать подписание ассоциации Украины с Евросоюзом, разделить Украину на восток и запад, не допустить свободных выборов, – это все не получилось.
Интересно то, что Америка не собирается уходить с Европейского континента, хотя фокус переносится на Тихоокеанский регион, как говорил Байден, но все-таки Европа будет оставаться, по словам американского вице-президента, очень важной для Вашингтона.
У Столтенберга, генсека НАТО, были следующие посылы: НАТО не хочет конфликта с Россией, со времени окончания холодной войны НАТО более 20 лет хотело строить конструктивные и партнерские отношения с Российской Федерацией. Но предыдущая политика России как-то все сломала, охладила. Он подчеркнул, что НАТО хочет вовлеченности России в решение мировых проблем, проблем безопасности и не хочет допустить ее изоляции.
Выступление Меркель было интересно тем, что она дала четко понять, что Евросоюз в целом не хочет поставлять оружие Украине. Ставка делается на мирный, переговорный процесс. И что поставки оружия Украине не решат конфликт, не помогут его урегулировать. Хотя в Европе звучат определенные голоса за то, что, может быть, все-таки стоит поставить Украине, по крайней мере, оборонительное оружие. Но Меркель дала четко понять, что пока Европа и американская администрация, несмотря на голоса в Конгрессе, не склоняются к варианту поставок оружия. Хотя Петр Порошенко говорил, что Украине пока не нужно это оружие, в том числе и оборонительное.
Выступление Сергея Лаврова тоже имело определенный эффект. Оно характеризовалось негативной реакцией зала, имело конфронтационный налет, налет архаики, было закостенелым. В нем был очень сильный антиамериканский акцент – во всем как бы Америка виновата. И была очень сильная критика украинской власти.
Ведущий: Владислав Борисович, все мы помним мюнхенскую речь президента Путина. Поменялись ли местами за эти годы аудитория и российский лидер – теперь, наоборот, Запад избрал жесткую риторику по отношению к Кремлю?
Владислав Белов: Да, ситуация совершенно переменилась. К сожалению, по-прежнему существует стереотипное восприятие России, что было свойственно в 2007 году, когда чешский президент заявил относительно Путина: "Спасибо вам, Владимир Владимирович, теперь мы знаем, зачем НАТО должно расширяться". Читать далее
Комментарии