Профессор Николай Костомаров: «Две русские народности». 1861 год.

На модерации Отложенный

 

  Миф о схожести и братстве российского и украинского народов, создаваемый российскими идеологами не одну сотню лет, сегодня рушится, как карточный домик. В России люди более доверчивые, чем в Украине, и верят власти безусловно, поэтому легенда о братстве еще жива. А украинцы, поддающие все анализу и критике, сегодня почти единогласно миф о братстве с россиянами выбросили из своей жизни, и, сдается мне, навсегда. Неприкрытая война России против Украины убеждает даже глубоких стариков в том, что россияне и украинцы далеко не братья и даже не родственники. Российская империя всегда накануне войн и кризисов усиливала миф о братстве славян. Однако находились светлые головы, которые противопоставляли эмоциональной лжи факты истины. Более 150 лет назад выдающийся русский ученый, профессор Киевского и Санкт-Петербургского университетов Николай Костомаров издал исследование об украинцах и россиянах «Две русские народности». Работа ученого была напечатана в 1861 году в Санкт-Петербурге, но до сих пор почти неизвестна на родине и в Украине. Причина ясна. Позиция ученого не вписывается в рамки лживой российской идеологии. Профессор фактами доказывает существенные ментальные отличия двух этносов. Убеждает, что соседние народы имеют решительные различия в культуре, в поведении, и мировосприятии. Интересно, факты, изложенные ученым, которого в свое время называли «блестящим», могут убедить зашоренного враньем среднестатистического гражданина постсоветского пространства?..Ниже приведены мысли Николая Костомарова из работы «Две русские народности», 1861 год.

ВЕРА В БОГА

В Украине церковь имеет большой моральный авторитет и силу, но она не доводит своей силы до того, чтобы на веру, без доказательств освящать успех всех дел. С церковью в России случилось обратное. В России церковь деяниями своих сановников сделалась органом последнего суда. Церковная власть в России стоит несравненно выше над массою и имеет гораздо больше возможностей действовать самовластно. У россиян большое стремление спорить за букву, придавать догматическую важность тому, что составляет часто не более, чем грамматический вопрос. Наблюдая за российским народом во всех слоях общества, мы нередко встретим людей истинно христианской нравственности, религиозность которых обращена к практическому осуществлению христианского добра, но в них мало внутреннего благочестия, пиетизма. Мы встречаем ханжей, строгих исполнителей внешних правил и обрядов, но без внутреннего благочестия, большею частью хладнокровных к делу религии, исполняющих внешнюю ее сторону по привычке. В высшем образованном классе россиян мало людей верующих, но не вследствие какого-нибудь мысленного труда и борения, а по увлечению, потому что неверие им кажется признаком просвещения. Истинно верующие натуры составляют исключение. В украинском народе сильно чувство всеприсутствия Бога, душевное умиление, внутреннее обращение к Богу, тайное размышление над собою, сердечное влечение к духовному, неизвестному, таинственному, но отрадному миру. Украинцы исполняют обряды, уважают формулы, но не подвергают их критике. Украинец не будет толковать о богослужении, об обрядах, праздниках, а расскажет о своем благочестивом впечатлении от богослужения, торжественности обряда, высоким значением праздника и т. д. В Украине между образованными классами людей сломить веру не так легко, как между россиянами. Неверие поселится в душу украинца только после длинной, глубокой борьбы.

ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ РЕЛИГИЯМ

У россиян присутствует нетерпимость к другим религиям, презрение к чужим народностям, высокомерное мнение о себе. Все иностранцы, посещавшие Московщину в XV-XVIII вв., единогласно говорят, что москвитяне презирают чужие веры и народности. Цари, которые в этом отношении стояли впереди массы, омывали свои руки после прикосновения иностранных послов христианских вероисповеданий. Немцы, допущенные жить в Москве, подвергались презрению, духовенство стояло против общения с ними. Патриарх, неосторожно благословив их, требовал, чтобы они отличались заметнее от православных наружным видом, чтобы впредь не получить нечаянно благословения. Латинская, лютеранская, армянская и другая всякая вера, чуть только отличная от православной, считались у россиян проклятою. Россияне считают себя единственным избранным народом в вере, и даже не вполне расположены к единоверным народам — грекам и украинцам. Чуть только что-нибудь было несходно с их правилом, то заслуживало презрения, считалось ересью. Россияне на все чужое смотрят свысока. Очевидно, иметь такой взгляд на все неминуемо помогло россиянам покорение их татарами. В Украине иначе. Издавна Киев, потом Владимир Волынский, были сборными пунктами местопребывания иностранцев разных вер и народов. Украинцы с незапамятных времен привыкли слышать у себя чужую речь и не дичатся людей с другой внешностью и с другими нравами. В воображении украинца католик не представляется ему врагом. Особы княжеского рода сочетались браком с особами влиятельных домов католического исповедания. То же, вероятно, делалось и в народе. В украинских городах греки, армяне, жиды, немцы, поляки, угры находили вольный приют, ладили с местными. Поляки, забравшись в Киевскую землю в качестве пособников князя Изяслава, пленились веселостью жизни в чужой земле. Этот дух терпимости, отсутствие национального высокомерия перешел впоследствии в характер казачества и остался в народе до сих пор. В козацкое общество мог приходить всякий. Не спрашивали, кто он, какой веры, какой нации. Когда Поляки роптали, что казаки принимают к себе разных бродяг и, в том числе, еретиков, убегавших от преследований духовного суда, казаки отвечали, что у них издавна так ведется, что каждый свободно может прийти и уйти.

СУТЬ КОНФЛИКТОВ

 Войны украинцев с католиками во времена козацких восстаний происходили не от ненависти к католичеству, а от досады за религиозное насилие, принуждение, унижение. Походы против турков и татар, с одной стороны, имели побудительными причинами не слепой фанатизм против неверных, а мщение за их набеги и за пленение украинцев. С другой стороны, ими двигал дух удальства и страсть к добыче, которая необходимо развивается во всяком воинственном обществе. А тем временем в России жиды не смели и показываться.

РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В ДУХОВНОМ МИРЕ

При скудости воображения у россиян чрезвычайно мало суеверий, хотя чрезвычайно много предрассудков, и они держатся их упорно. Украинцы, напротив, представляются в высшей степени суеверным народом, в особенности на западе. Чуть ли не в каждом селе существуют художественные рассказы о явлениях мертвых с того света в самых разнообразных видах. Это трогательные рассказы от явления мертвой матери, обнимающей своих малюток, до страшного образа вампиров, распинающихся в полночь на могильных крестах и вопиющих диким голосом. В богатом историческою жизнью украинском крае изобилуют предания о давно прошедших временах. В этих преданиях проглядывается яркий народный вымысел. Волшебство со своими причудливыми приемами, мир духов в самых разнообразных образах и страхах, подымающих на голове волосы, и возбуждающих смех до икоты - все это облекается в стройные рассказы, в изящные картины. Украинцы иногда сами плохо верят в действительность того, что рассказывают, но не расстанутся с этим рассказом, доколе в них не погаснет чувство красоты, или пока старое не найдет обновление своего поэтического содержания в новых формах. Совсем другое у россиян. Они верят в чертей, домовых, ведьм, потому что получили эту веру от предков, верят потому, что не сомневаются в их действительности, верят потому, что вера нужна для объяснения непонятных явлений, а не для стремления возвыситься над плоской участью обыденной жизни. Фантастических рассказов у россиян мало. Черти, домовые очень материальны. Россиянина мало занимает сфера загробной жизни и духовный мир. У россиян нет почти историй о явлениях души после смерти. Если же она встречается, то заимствованная из книг, и, скорее, в церковной обработке, а не в народной, как у украинцев. По духу нетерпимости россиянин гораздо упорнее в своих предрассудках. Я был свидетелем очень характерного случая, когда одного господина обвиняли в безбожии и богохульстве за то, что он отозвался с пренебрежением о вере в существование чертей (Н.И. Костомаров).

НРАВЫ

В характере украинского народа преобладает личная воля, а в российском преобладает всеобщность. Для украинца коренным образом связь людей основывается на взаимном согласии и может распадаться по их взаимной воле. Россияне стремятся закрепить необходимость и неразрывность единожды установленной связи, а саму причину установления отнести к Божьей воле и, следовательно, изъять от людской критики. Коллектив для украинца не то, что для россиянина. Для первых - это добровольная организация людей. В Украине каждый член громады - независимая личность, самобытный собственник. Обязанность его в громаде только в сфере взаимной безопасности и выгоды каждого . Для россиянина коллектив - выражение общей воли, поглощающей личную самобытность каждого.

 СЕМЬЯ ИЛИ ОБЩИНА

У россиян сильно выражено стремление к тесной коллективной организации людей, где уничтожаются личные интересы под властью общих. Нерушимая законность общей воли, выраженная смыслом тяжелой судьбы, совпадает в российском народе с единством семейного быта, неделимостью семей, общинною собственностью. Для украинца нет ничего тяжелее и противнее такого порядка. Семьи украинцев делятся и дробятся, как только появляется потребность в самостоятельной жизни. Опека родителей над взрослыми детьми кажется для украинца несносным деспотизмом. Претензии старших братьев к меньшим, как и отношения дядей с племянниками, возбуждают неистовую вражду между ними. Кровная связь и родство мало располагают украинцев к согласию и взаимной любви. Напротив, очень часто люди приветливые, кроткие, мирные и уживчивые находятся в непримиримой вражде со своими кровными родственниками. Ссоры между родными — явление самое обыкновенное в любых сословиях. В Украине, чтобы сохранить любовь и согласие между близкими родственниками, надобно им разойтись и как можно меньше иметь общего. Родство связей украинцев ведет скорее к ослаблению их, чем усилению. Напротив, у россиян, кровная связь заставляет человека нередко быть к другому дружелюбнее, справедливее, снисходительнее, даже когда он вообще не отличается этими качествами в отношении к чужим. Россиянин из покорности долгу готов принудить себя любить своих ближних по крови, хотя бы они ему не по душе, снисходить к ним, потому что они ему сродни, он готов для них на личное пожертвование, сознавая, что они того не стоят - они своя кровь. Некоторые россияне, которые приобрели в Украине имение, затевали иногда вводить в украинские семьи российский коллективизм и неделимость. Плодом этого были отвратительные сцены. Не только родные братья готовы были поминутно завести драку, но сыновья вытаскивали отцов своих за волосы через пороги дома. Украинец тогда почтительный сын, когда родители оставляют ему полную свободу и сами на старости лет подчиняются его воле. Тогда добрый брат, когда с братом живет как сосед, как товарищ, не имея ничего общего, нераздельного. В украинских семьях соблюдается правило: каждому свое. Не только взрослые члены семьи не надевают одежды другого, даже у детей у каждого свое. У россиян, в крестьянском быту, часто две сестры не знают, кому из них принадлежит тот или другой тулуп, а об отдельной принадлежности у детей не бывает и помина.

ЖЕНЩИНА, МАМА

Женщина в российской культуре редко возвышается до своего человеческого идеала, редко ее красота возносится над материей, редко влюбленное чувство может в ней ценить что-нибудь за пределом телесной формы, редко выказывается доблесть и достоинство женской души. Украинская женщина в народном фольклоре, напротив, до того духовно-прекрасна, что и в своем падении высказывает поэтически свою чистую натуру, и стыдится своего унижения. В песнях игривых, шуточных, резко выражается противоположность натуры украинского и российского народов. В украинских песнях о женщине, маме вырабатывается прелесть слова и выражения доходят до истинной художественности. Напротив, российские песни такого разряда показывают не более как стремление уставшего от прозаической деятельности труда забыться на минуту как-нибудь, не ломая головы, не трогая сердца и воображения. Песня эта существует не для себя самой, а для некой декорации, больше материального удовольствия.

 ЛИЧНОСТЬ

У россиян крепостной человек соединял свою судьбу с жизнью господина: воля барина стала для него заменять собственную волю. В Украине жизнь текла иначе. Понятие общности почти отсутствовало. Древнее право личной свободы не было поглощено перевесом общественного могущества, и понятие об общей земельной собственности не выработалось. Каждый земледелец был независимым собственником своей земли. Таким образом, право собственности возвысило богатых и влиятельных, образовав высший класс, а массу бедного народа повергло в порабощение. Но в Украине магнат-владелец не представлял собою выражения барской, а через нее и царской воли, он владелец по праву. Это право выражало силу, торжество обстоятельств и давность происхождения. Естественно, в Украине, крепостной, зависимый человек, при первой возможности, желал сделаться свободным. В России крепостной не мог этого желать, ибо находил своего господина зависевшим от другой высшей воли, так же как он сам зависел от него.

РОЛЬ ПРАВИТЕЛЯ

Для россиян, если Бог одного возвышает, награждает, а другого карает, значит, так должен поступать и царь, исполняющий на земле божественную волю. Это ярко выражается российскою пословицей: воля Божья, суд царев. Отсюда безропотность народа, который сносит даже и то, что превосходит меры человеческого терпения. Противиться царю, хотя бы и неправедному, значит противиться Богу - и грешно, и опасно, потому что Бог пошлет еще худшие беды. В России царь-государь - полный собственник всего государства. Слово «государь» означало собственника, имеющего безусловное право по своему усмотрению распоряжаться всем, что есть в его государстве, как своими вещами. Россияне знают, что давалось от царя, всегда могло быть им отнято и отдано другому, как беспрестанно и случалось.

 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ БОГАТЫХ И БЕДНЫХ

У украинцев редко были случаи, чтобы зависимый был искренне расположен к своему господину, чтобы был связан с ним бескорыстною, будто сыновнею любовью. У россиян встречаются примеры трогательной привязанности такого рода. Крепостной человек, слуга, раб, нередко предан своему барину вполне, душою и сердцем, даже и тогда, когда барин не ценит этого. Он хранит барское добро, как свое, радуется, когда его честолюбивый барин получает почесть. Случалось видеть господских слуг, которым доверялось заниматься каким-нибудь делом. Сами доверенные были естественные плуты, и надували всякого в пользу своего барина, но в отношении последнего были аристидовски честны и прямодушны. Напротив, украинцы оправдывают собою пословицу: волка сколько ни корми — все равно в лес смотрит. Если слуга не обманет господина, то потому, что никого не обманывает. Но если уж искусился на обман, то обманет прежде своего барина. Напрасно богатые россияне, приехавшие в Украину, старались добрыми обращениями и справедливостью привязать к себе подданных украинцев. Барские работы исполнялись всегда без желания, не было и искренности, привязанности. Поэтому россияне окружали себя земляками, а с украинцами находились в далеких отношениях. Упрекать украинцев в лености несправедливо. Они по своей природе трудолюбивее россиянина и всегда находят для себя деятельность.

ГОСУДАРОУСТРОЙСТВО

В политической сфере украинцы способны создавать внутри себя добровольные компании, связанные на столько, на сколько к тому побуждала насущная необходимость. Прочность их держится на праве личной свободы. Россияне стремятся образовать сильную общинную организацию, которая держится на вековых началах и проникнута для всех людей единым духом. Деятельность украинской общины ведет к свободе, к демократии, но ей тяжело создать государство. Россияне все делают к единовластию и крепкому государству. У россиян есть что-то громадное, созидательное, дух стройности, сознание единства, господство практического рассудка, умеющего выстоять трудные обстоятельства, уловить время, когда следует действовать, и воспользоваться им .... Этого не показали украинцы. Их свободная стихия приводила либо к разложению общественных связей, либо к водовороту побуждений.

МАГИЧЕСКИЙ КИЕВ

По всему видно — существовала мысль создать другой Киев на северо-востоке Руси (центральная часть России), перенести старый Киев на новое место в город Владимир. В XII-XIII вв. во Владимире появилась церковь святой Богородицы Златоверхой, Золотые Ворота, появились названия киевских урочищ: Печерский город, река Лыбедь, др. В соборе Богородицы поместили чудотворную икону, похищенную князем Андреем Боголюбским из Вышгорода (пригород Киева). Вскоре похищенная святыня имела великое чудодействие. В летописи Суздальской земли каждая победа, каждый успех, чуть не каждое сколько-нибудь замечательное событие, случавшееся в крае, называется чудом этой Богородицы (сотвори чудо святая Богородица Владимирская). Киев, в понимании россиян, не годился быть столицей централизованного государства. Хотя Киев и не претендовал на это, он даже не мог удержать за собою главенства над ближайшими землями. У украинцев нет удачи насиловать, нивелировать, нет далекоидущих планов, нет холодного расчета, нет твердости на пути к определенной цели.

ПОЭТИЧНОСТЬ ДУШИ

В своём стремлении к созданию идеи россияне показывают всегда наклонность к материализму и уступают украинцам в духовной стороне жизни, в поэзии, которая в последних развилась несравненно шире, живее и полнее. Прислушайтесь к голосу песен, присмотритесь к образам, сотворенным воображением того и другого народов. Российские песни не лишены поэзии, напротив, в них высоко-поэтическою является именно сила воли, сфера деятельности, именно то, что так необходимо для совершения задачи. Лучшие российские песни те, где изображаются моменты торжества или беды. Оттого так всем нравятся песни разбойничьи: разбойник — герой, идущий бороться и с обстоятельствами, и с общественным порядком. Разрушение — его стихия, но разрушение неизбежно предполагает воссоздание. Россияне обращаются к поэзии, песне только тогда, когда выходят из сферы текущей жизни, над которою работают не восторгаясь. Поэзия россиян часто стремится в область необъятного, выходящего за границы природной возможности, также часто ниспадает до простой забавы и развлечения. В российских песнях есть тоска, раздумье, но нет почти той мечтательности, которая так поэтически пленяет нас в украинских песнях, уносит душу в область воображения и согревает сердце неземным огнем. У украинцев любовное чувство и душа в народной поэзии достигает высочайшего одухотворения, чистоты, высоты побуждения и грации образов. Даже материальная сторона любви в шуточных песнях изображается с той грацией, которая скрадывает тривиальность и одухотворяет, облагораживает чувственность. У россиян же любовь и душа в народной поэзии редко возвышается над материальной составляющей. Однако нельзя отрицать у российского народа поэтического дара, но нет тех приемов поэзии, какие есть у украинцев. Песни россиян представляют оригинальную поэзию, которая как-будто говорит, что народ, творивший эти песни, некогда засияет новым, неожиданным блеском.

ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ

Россиянин мало любит природу. У крестьянина вы очень редко можете встретить в огороде цветы, которые найдутся почти при каждом дворе у украинского крестьянина. Россиянин питает какую-то вражду к растениям. Известно много примеров, когда россияне рубили деревья возле домов, безобразно построенных, думая, что деревья мешают красоте вида. В селах и городах начальству чрезвычайно трудно заставить жителей поливать и холить посаженные деревья, предохранять их от истребления. У россиян много садов, но все почти плодовитые и заводятся с коммерческою целью. Россияне редко высаживают в них лесные деревья, как бесполезные для повседневной жизни. Редко можно встретить россиянина, который бы сознавал и чувствовал прелесть окружающей природы, предавался бы созерцанию небесного свода, впивался безотчетно глазами в зеркало озера, освещенного солнцем или луною, или в голубую даль лесов, заслушался бы хора весенних птиц. Даже в высшем классе общества, остается та же холодность к красоте природы, прикрытая, иногда очень неудачно и смешно, подражанием западно-европейской культуры, где, как известно — одним по опыту, другим — по слуху, хороший тон требует показывать любовь и сочувствие к природе. Иногда россияне обращают свое заимствованное природолюбие на предметы редкие, выходящие из общей сферы окружающих его явлений и тешат свои глаза искусственно взращенными камелиями, рододендронами, магнолиями, никак не подозревая об истинном чувстве созерцания красоты природы. Природа в украинской культуре представлена чрезвычайно сильно. Украинская поэзия и песня нераздельны от природы, они оживляет ее, делают ее участницею радости и горя человеческой души. Травы, деревья, птицы, животные, небесные светила, утро и вечер, зной и снег — все дышит, мыслит, чувствует вместе с человеком, все откликается к нему чарующим голосом участия, надежды, приговора.

ВЕРА В ПРЕКРАСНОЕ

Украинский народ — глубоко религиозный народ, в самом обширном смысле этого слова. Где поэтичность человеческой натуры - там религия, одно без другого немыслимо. С поэзией неизбежна вера в прекрасное, а прекрасное не подлежит анализу, ибо оно духовно. Можно анализировать только материал, в котором появляется прекрасное, можно разложить по частям музыкальный инструмент и исследовать эти части самым подробным образом, можно исследовать законы звука, способы передачи его через воздух нашему слуху, но нельзя уловить и подвергнуть исследованию цельность впечатления, производимого сочетанием звуков.

КНИГИ

Россияне читают серьезные книги или те, которые касаются занятия читателя и даже только то из книги, что может быть применено к ближайшему употреблению. Редко встречается легкая, забавная литература, которую читают россияне без созерцания построения, без сознания идеи. Поэты читаются или с целью развлечения, показывая необыкновенность своего положения, или с целью показать свою образованность, хороший тон. Несмотря на близость и историческую связь украинцев с россиянами, замечательно, что в мире литературы одним часто нравится то, что другим никак не может нравиться. Например, я видал многих россиян, приходивших в восторг от стихов Некрасова, и, признаюсь, не видал украинцев, на которых бы они действовали поэтическою стороною (Н.И. Костомаров).

НЕМНОГО ИСТОРИИ

«В ХV веке различались на материке нынешней России четыре отдела восточно-славянского мира: Новгород, Московия, Литва и Русь. В ХVI и XVII вв., когда Новгород был стерт и уничтожен Москвой, остались Московия, Литва и Русь». Позже «имя Русского сделалось и для севера и для востока тем же, чем с давних лет оставалось как бы исключительно достоянием юго-западного народа - украинцев. У южнорусского народа как будто было похищено его прозвище». Монголо-татарское завоевание России прибавило определенного характера к ее политическому устройству. До татар на Руси не было основ монархизма, доминировало влияние древних вичевых свобод и собраний. Монголы не могли предложить новую систему отношений и свобод. Для них победа знаменовалась двумя способами: всеобщим разорением и собиранием дани.

Коротко о Костомарове

Принято считать, что знаменитое произведение выдающегося английского писателя Оруэлла "Скотный двор", созданное в 1945 году, - сочинение с совершенно оригинальным сюжетом. Однако задолго до Оруэлла русский историк Николай Костомаров использовал этот сюжет в своем очерке "Скотский бунт". Это произведение, изданное всего один раз - в 1917 году, с тех пор нигде не упоминается - оно просто забыто. Впрочем, как и многие из работ великого историка, человека необычной судьбы. Костомарова пригласили в Петербургский университет на кафедру русской истории. Это была пора наиболее интенсивной работы в жизни Костомарова и наибольшей его популярности. В университете его лекции пользовались неслыханным успехом, привлекая массу как студентов, так и посторонних слушателей. После вызванного студенческими беспорядками 1861 года закрытия Петербургского университета несколько профессоров, и в числе их Костомаров, устроили (в городской думе) систематические публичные лекции, известные в тогдашней печати под именем Вольного или Подвижного университета. Костомаров читал лекции по древней русской истории. Когда профессор Павлов, после чтения лекции о тысячелетии России, был выслан из Санкт-Петербурга, комитет по устройству думских лекций решил, в виде протеста, прекратить их. Костомаров отказался подчиниться этому решению, но на следующей его лекции поднятый публикой шум вынудил его прервать чтение, а дальнейшие лекции были воспрещены администрацией. Выйдя в 1862 году из состава профессоров Петербургского университета, Костомаров уже не мог вернуться на кафедру, так как его политическая благонадежность вновь была под подозрением, главным образом, вследствие усилий московской "охранительной" печати. Впрочем, его несколько раз приглашали на кафедру Киевский и Харьковский университеты. Но историк, по указаниям министерства народного просвещения, должен был отклонить все эти приглашения и ограничиться одной литературной деятельностью, которая, с прекращением "Основы", также замкнулась в более тесные рамки. После всех этих тяжелых ударов Костомаров как бы охладел к современности, окончательно уйдя в изучение прошлого и в архивную работу. Умер он почти в забвении. Но, несмотря на это, общее значение Костомарова в развитии русской историографии можно, без всякого преувеличения, назвать громадным. Им была внесена и настойчиво проводилась во всех его трудах идея народной истории. Сам Костомаров понимал и осуществлял ее, главным образом, в виде изучения духовной жизни народа. Позднейшие исследования раздвинули содержание этой идеи, но заслуга Костомарова от этого не уменьшается...