Тёмные века

Темные века Европа переживала с VI (падение Западной Римской империи) по XV (начало эпохи Возрождения) век.

В принципе, грязь и невежество, сопровождаемые жуткой воинственностью, заставлявшей беспрерывно раздираемую государственными, гражданскими и частными войнами Европу ещё и регулярно снаряжать армии в Азию и Африку (а к концу XV века и в Америку) сопровождали «цивилизованный мир» ещё несколько столетий, но всё же где-то в 1400-е годы высшие классы начали испытывать тягу не только к варварской роскоши и тупому обжорству, но и к некоторому комфорту.

Аристократия начала понемногу спонсировать науку и искусство, а необходимость выжимать всё больше налогов на возросшие материальные потребности знати привела к попыткам организовать правильное государственное управление, включая административную вертикаль, регулярную юстицию и полицейский надзор.

Но на цивилизационный уровень античности (за исключением оставшихся недостижимыми организации дорожной сети и привычки к регулярному мытью) европейцы окончательно вышли только в XVIII веке. Триста лет понадобилось на движение от первых проблесков сознания до создания организационных структур современной европейской цивилизации. Чуть меньше времени (около двухсот лет) прошло от начала упадка Рима до падения империи и старта тёмных веков.

Римская империя переживала несколько сложных периодов, характеризовавшихся гражданскими войнами, распадом страны, парализацией военной, административной и фискальной систем. Каждый раз, тем не менее, находился реформатор, проводивший необходимые преобразования и спасавший империю.

Последними удачными были реформы, начатые Диоклетианом (преобразовавшим административную, военную, фискальную системы и систему местного самоуправления) и законченные Равноапостольным Константином Великим, фактически сделавшим империю христианским государством и обеспечившим созданный Диоклетианом режим домината (абсолютной власти императора, опирающейся на стройную наследственно-бюрократическую иерархию) соответствующим идеологическим базисом (власть христианского императора – от Бога).

Вполне возможно, что империя простояла бы ещё тысячелетия (устоял же до середины XV века Восточный Рим в Константинополе), но следующий военный кризис оказался роковым. В 378 году император Валент потерпел при Адрианополе сокрушительное поражение от готов. На поле боя остался он сам и вся пехота армии. Вроде бы ничего особенного, римляне и раньше, бывало, терпели сопоставимые поражения, но комплекс политических и экономических причин не позволил империи в короткие сроки восстановить пехотные соединения, составлявшие на тот момент основу римской армии.

Сражение при Адрианополе называют последней битвой римской пехоты. После этого характер армии стал быстро и необратимо меняться.

Она стала и не совсем армией, и уж совсем не римской. На службу набирались контингенты варваров, которым в обмен предоставлялись имперские земли для поселения (вместе с жителями, разумеется, которые попадали под варварскую юрисдикцию).

Краткая реконкиста Юстиниана I, почти восстановившего позиции империи на Западе, практически на сто лет отсрочила окончательное наступление тёмных веков в части Европы, но тем не менее для значительной части населения Галлии и Испании они наступили уже в IV веке, эвакуация Британии в начале V века распространила тёмные столетия и на её территорию. С этого же времени на территории Италии двести лет шла почти непрерывная война и цивилизация исчезла вместе с населением.

Так что год битвы при Адрианополе можно считать датой не только ликвидации римской пехоты, но и старта тёмных веков – они ещё не наступили, но предпосылки для их наступления уже полностью сложились.

Столь подробно мы остановились на этих далеких от нас событиях потому, что нежданная беда явилась тогда в Европу с территории современной Украины. Именно из степей Поднепровья и Северного Причерноморья вытеснили готов гунны, которые и сами отправились потом за ними грабить Европу. И, кстати, до того, как гунны бросились на Западную римскую империю (не добив её, но ускорив падение ввиду исчерпания ресурсов) правительство Рима активно использовало их для борьбы с готами (как потом и готов для борьбы гуннами). В общем традиционно европейская цивилизация, исчерпав собственные силы, пыталась устоять за счёт чужой крови, стравливая между собой всех, кто казался ей опасным и никому не будучи надёжным другом и союзником. И, как обычно, стравливаемые очень быстро поняли, что им выгоднее и дешевле разделить между собой римские земли и богатства, чем воевать друг с другом за римские интересы.

Когда-то сами римляне, которых греческие полисы Италии нанимали для защиты своих интересов в междоусобных конфликтах, точно также сообразили, что им выгоднее покорить и ограбить греков, чем служить им. В первые века нашей эры (по закону повторения истории в виде трагедии), следуя той же логике, варвары покорили и ограбили самих римлян. В наше время (повторяясь уже в виде фарса) история вновь погружает Европу в тёмные века, вновь опасность исходит с территории Украины, и вновь европейцы, рассчитывая использовать чужие ресурсы в интересах поддержания своей утратившей эффективность цивилизации, сами накликали на себя беду своей трусостью, инфантильностью и своим подлым лицемерием, диктующим отказ от честных союзнических или взаимовыгодных дружеских отношений ради сиюминутной краткосрочной выгоды, которая к тому же часто оказывается виртуальной.

Сегодня Евросоюз многим ещё кажется единым, мощным, несокрушимым, как Римская империя накануне Адрианополя, но разложение уже поразило его жизненно важные органы.