Технология обмана: продавцы сами в шоке от цен на продукты

На модерации Отложенный

Автор: Дмитрий Киселёв

Многим в России хотелось бы заморозить цены. Однако это вряд ли получится. Но зачем же их безудержно вздувать? А именно так нередко и происходит.

Автор: Виталий Кармазин

Фуры из Турции, Белоруссии, Таджикистана, Казахстана ежедневно приезжают на одну из крупнейших баз Подмосковья — Домодедовскую. Огромная стоянка заставлена машинами, которые везут в столицу или развозят по регионам овощи и фрукты. Это — огромный бизнес. И речь здесь не только о тысячах тонн продуктов, но еще и о миллионах рублей, которые ежедневно перетекают здесь из рук в руки.

Тут сделки на каждом шагу. Все цены объявляют устно. Мытая морковь — 45-50 рублей за килограмм, картошка — 35, чеснок — 100, перец — 130-140, салатный ялтинский лук — 120.

От цен в магазинах сами продавцы — в шоке. Впрочем, и здесь можно наткнуться на обман, когда попахивает не только гнильцой, но и криминалом. К примеру, фуры из Белоруссии везут то, что везти вообще-то не должны, например, польские яблоки, которые якобы выращены в Чили.

Но даже польско-чилийские гибриды здесь стоят 49 рублей. А вот в одном из магазинов — уже 135 за килограмм. Дороговизна особенно ощутима для пенсионеров. "Бьет по карману здорово", — признаются пожилые люди.

Рекордсменами наценок и накруток на выезде с оптовых баз становятся помидоры. На Домодедовской площадке их минимальная цена — 70 рублей за килограмм. В ближайших магазинах в городе Домодедово — 200 рублей! А в супермаркетах спальных районов Москвы уже доходит до 300.

Город Домодедово. Магазины в пяти километрах от базы, но, судя по ценам, складывается ощущение, будто речь — о соседних государствах. Наценка на овощи — 28%. "Нам надо как-то выживать", — вздыхают продавцы.

И чтобы выживать, уже идут на хитрость. Казалось бы, хурма — 110 рублей, но это цена за полкило. Так делается для того, говорят продавцы, "чтобы людей сильно не пугать".

В небольших магазинах, по словам их владельцев, рады бы снижать цену, но всегда встает вопрос об издержках — на бензин, энергоресурсы, зарплаты и аренду: мол, растут они — растут и цены.

"Аренда помещения съедает все деньги буквально. А сетевики прекрасно живут. Компания, которая им отпускает товар, сделает им хорошие закупочные цены, а они этот процент возьмут с нас. Нам повысят, им понизят", — отметила директор магазина Марина Гаршина.

Депутаты Госдумы тоже ходят по супермаркетам. Михаил Старшинов, например, от цен в недоумении и считает, что мер которые уже приняты, проверки и штрафы, недостаточно.

"Допустим, вы пожаловались в Антимонопольную службу. Она провела проверку. И что? Цены упали? И тут наступает тягостное молчание, потому что эти все меры на ценообразование влияния не имеют", — пояснил Михаил Старшинов, депутат Госдумы от "Единой России".

И вроде бы у людей есть выбор — можно купить продукты хоть сетевом супермаркете, хоть в небольшом магазине, хоть в ларьке, но если присмотреться к прилавкам, оказывается, что выбора нет.

Цены на перец везде почему-то почти на 60% выше отпускных. В рознице он стоит 220 рублей за килограмм, а на базе стоил в среднем 140 рублей. А вот и авокадо, которое в Россию завезли по 40 рублей за штуку. Здесь оно стоит 80. Вопрос, почему, остается без ответа.

У Нины Цыбович муж — инвалид. За продуктами она ходит одна. Теперь, говорит, цены выше, зато пакеты легче. "Все очень дорого, и цены меняются каждый день. Тем более цены на наши продукты. Яблоки российские сезонные на долларах что-ли росли, на валюте?! Они были по 30 рублей. Ну, пусть по 50. Теперь — по 80! То же самое с курами, с молоком", — возмущается Цыбович.

Очевидные вещи заинтересовали и Генеральную прокуратуру. Ее сотрудники зачастили по магазинам страны и выяснили, что торговцы, как мелкие так и крупные, падки на необоснованные прибыли. В Самарской области за последние полгода перец подорожал на 654%!

В Республике Коми федеральные ретейлеры подняли ценник на свою продукцию вдвое. Самый популярный аргумент у сетевиков: поставщики повышают закупочные цены — отсюда и подорожания на прилавках. Тем не менее чтобы снизить стоимость сахарного песка популярной сети брянских супермаркетов, например, хватило одного лишь прокурорского предупреждения. В Москве — ситуация аналогичная.

"Проведенные проверки показали, что некоторые торговые сети в своих магазинах устанавливают экономически не оправданные торговые наценки на отдельные виды продовольственных товаров, нередко превышающие 100%", — заявил Сергей Куденеев, прокурор Москвы.

В таких условиях многие покупатели начали отказываться от привычного рациона. Нина Цыбович, например, больше не покупает яблоки и мандарины. "Дорого, а еще денег на лекарства надо оставить", — говорит женщина.

Кстати, о лекарствах, цены на которые в некоторых аптеках тоже бьют все рекорды. Пенсионеры возмущены: лекарства, которые они покупали регулярно, подорожали минимум на треть.

"Есть аптеки сетевые, к которым страшно подойти. Это катастрофа", — сказал один из пенсионеров.

О проблеме знают и уже предложили ряд решений. "Мы ввели в закон изменения, которые позволяют нам до 1 июля пересмотреть в целом систему ценообразования на лекарства в стране. Мы это делаем вместе со службой по тарифам, вместе с Минэкономразвития, с ФАС и некоторыми другими ведомствами. Мы хотим заложить в новую формулу максимальный предел на рентабельность. Во всем мире рентабельность не должна превышать 30%", — заявила глава Минздрава РФ Вероника Скворцова.

В Липецке — многочисленные спекуляции с жизненно важными лекарствами. Таблетками для сердечников и диабетиков. Завышения цен доходят до 50%.

А для многих продукты и лекарства — одни из основных статей расхода семейного бюджета. И когда в нем зияет дыра, то кто там будет разбираться, от чего цены выросли? Главное, что выросли.