Иван Баркаев
На модерации
Отложенный
Вышки с автоматчиками. Высокий, крепкий деревянный забор с колючей проволокой поверху. Он окинул взглядом лагерь и, перекинув рюкзак за спину, зашагал к железнодорожной станции.
Маленький камушек, попавший под
колеса императорской кареты, иногда
меняет судьбу всей империи.
А три года назад…
Сказать, что он сошёл с ума - было бы несправедливо. Справедливо то, что окружающее, которое раньше разговаривало с ним, вдруг замолчало, словно онемело. Из него словно вытряхнули всё, чем он раньше жил, наполнив душу пустотой, в которой поселилось одиночество и бессмыслица жизни.
Раньше: выходил ли он на овражную улочку, обсаженную «струнными» тополями; садился ли на порожки под выпаленной акацией; смотрел ли на выскобленные от жары и задыхающиеся в пыльном мареве посадки; скатывался ли на него с полынных бугров лёгкий, завивающийся, вихрастый ветерок; шелестела ли кустистая сирень в затишном палисаднике; доносила ли ему выжженная степь свою грусть и запах полыни, чабреца, мяты - ему не то, что казалось, а ощущалось наяву, что он не только чувствует, но и слышит их голоса.
Словом, куда бы он ни выходил, где бы ни шёл и прогуливался, к чему бы ни притрагивались его руки…, всё оживало, дышало, разговаривало с ним. Он чувствовал себя не лишним, а причастным к сердцевине жизни, наполненной бесконечностью перемен, но…
Месяц назад заколесила и схлопнулась жизнь. Будто, отмахнулась и скрылась за недалече белокаменной, выщербленной, приземистой оградой под гранитным сумрачным памятником и задёрнулась, как думал он, навечно «белой занавеской».
- Вот так – повторял он, складывая мысли в два слова, которые, вытесняя остальные слова, оставляли в усечённой памяти только: понимаешь, случилось.
Он замолкал, пытаясь гасить щемящее одиночество и удушающую пустоту, и, распадаясь в душе, измельчаясь мыслями, просиживал в свободные дни, словно привинченный к истёртым порожкам, с заревого утра до тех пор, пока не затемнялся день.
А раньше и темнота была светлой.
Так бы и тянулись обмелевшие и сжимающиеся, словно в щель, дни, свинченные не многословием: понимаешь, случилось… И оборвались бы вскоре слепо, если б, придя в очередной раз к белокаменной ограде, он не увидел, как среди камней возле могилки, напружившись, пробивался зелёный росток, который вырастал на его глазах.
Он долго стоял возле памятника жене, изумлённо, с оживающей душой глядя на зелёный росток, добавляя к словам: понимаешь, случилось одно слово, которое, как казалось ему, умерло в его памяти: слово жить.
Вскоре после этого, когда он сидел на лавочке, глядя в сторону кладбища, которое находилось за переездом, возле его дома остановилась женщина: примерно таких же годков, как и он.
- Присесть можно, - спросила она.
Он кивнул головой. В посёлке все были ему знакомы, а эту женщину в простеньком ситцевом платьице и с тоскливым выражением лица он видел впервые.
- Устала, - вздохнула она. – Хожу, ищу комнатку, чтобы поселиться. Может быть, Вы сдадите. Только заплатить сейчас я не могу, - заспешила она. - Нет денег. Из-за этого меня и не хотят пускать. Когда устроюсь, заплачу.
- Разве я спрашивал Вас о деньгах, - сказал он. – Мест свободных много. Как забрели к нам?
- Не знаю, - она вяло улыбнулась. – Ехала, куда глаза глядели. Толкнуло что-то в груди: сходи. Вот и сошла.
- Работы у нас мало, - сказал он, - и вся не лёгкая. Депо, заготзерно.
- Знаю. Что-нибудь найду.
Утром они выходили из дома. Вместе шли до железнодорожного переезда, а потом растекалась дорога на две дорожки. Он направлялся в депо. Она – в заготзерно.
Летними вечерами сидели на лавочке, почти не разговаривая. Мимо проносился скорый поезд с ярко светящимися вагонными окнами. О чём они думали, глядя на свет, который, мелькнув на мгновенье, исчезал в темени. Может быть, об одном и том же?
В тот вечер они сидели на кухне за чаем и уже собирались расходиться, как дверь распахнулась, словно от сильного ветра. В проёме показался незнакомый ему мужчина.
- Ага, - злорадно сказал он.- Нашёл я тебя, милаха. От меня не скроешься.
Он бухнулся на табурет.
- Собирай шмотки и едем домой. Максимом меня зовут, - бросил он. - Представляешь, - он обратился к нему. – Лежу утром, кричу: неси похмелиться, а её нет.
- Пил, бил, - вскинулась она, могла и больше сказать, но не хотела уходить в прошлое: жаловаться и плакать. - Да не это выгнало меня. Не люблю я тебя. Вот и уехала, куда глаза глядят.
- Баба должна быть в подчинении у мужика. Ты мне хоть и гражданская жена, - Максим стукнул кулаком по столу, - но возвращаться должна. Силой возьму. У меня не кулак, а свинцовая гиря.
- Не отпускай меня, - промолвила она, отвернувшись от Максима и повернувшись к нему.
Он почувствовал, как зачастило сердце от её слов, потому что её слова были точной копией слов его умирающей жены: не отпускай меня.
- Ого! – Лицо Максима растянулось в насмешливой улыбке. - Не отпускай меня. Со мной бодаться – не в речке купаться, - с угрозой бросил он ему. - Навешаю столько, что не унесёшь.
- Заткнись, - сказал он. – Не хочет она ехать с тобой. Что тут не ясно. Попей чаю и уходи.
- Так, - процедил Максим. – Защитник нашёлся. А ну выйдем во двор. Я тебя малость потрясу.
Через неделю состоялся суд. Прокурор просил семь лет, но адвокат вывернулся: три года. Из обвинительной речи прокурора в его памяти осталось: Вы человека чуть не убили. Он промолчал, потому что у него было другое представление о человеке.
Она выпросила свидание до отправки его в тюрьму.
- Прости, - сказала она. – Из-за меня ты в тюрьму попал. Не появилась бы я в посёлке, жил бы спокойно. На мне вина.
- Ты не виновата, ты должна была появиться, - он обнял её в первый раз. – Хочешь, уезжай, хочешь, оставайся. Я не хозяин над тобой.
Три года, каждое воскресенье посельчане видели её, убирающей могилку его жены. Но никто не догадывался, что она, приходя весной, всегда с изумлением смотрела на новый зелёный росток на месте прежнего.
На четвёртый год их видели вместе.
NN. Набивать бытовухой текст не стал.
Комментарии
Это ли не бытовуха?
Комментарий удален модератором
О, сколько таких грустных историй в жизни...
Увы.
Спасибо, Валерий!
Боль не проходит, она лишь забивается в дальний уголок сердца и время от времени показывается оттуда. Чтобы помнили. Но рано или поздно человек осознаёт, что жить надо дальше, не хоронить себя. И это не повредит памяти и прожитым чувствам.
Зацепило. Попробую проиллюстрировать . Олег Митяев " Жестокое танго" Да, немного не о том, но настрой тот же . Не зря, видно, это танго с утра у меня в голове .