Неизвестный поэт

Когда, уничтожив набросок,
Ты держишь прилежно в уме
Период без тягостных сносок,
Единый во внутренней тьме,
И он лишь на собственной тяге,
Зажмурившись, держится сам,
Он так же отнесся к бумаге,
Как купол к пустым небесам.
О. Мандельштам
В далёком уже детстве, читая и слушая сказки, я мучительно размышлял над тем, в какую сторону пошёл бы, следуя указаниям, выбитым на камне, стоящем на развилке дорог.
Сколько раз каждый из нас стоял на таком перепутье, делая мучительный выбор. Иногда, мы угадывали, а сколько раз шли не туда. Выбор пути в жизни…. Как много от него зависит.
Однажды, подающего надежды художника не приняли в художественную академию города Вены. Очень может быть, что этот юноша не стал бы всемирно известным, но, весьма вероятно, что мировая история могла бы пойти совсем другим путём и у Германии не появился бы Фюрер. Может и появился бы. Но другой. Всё относительно.
Очень вероятно, что мы тоже не всегда угадываем свой истинный путь и своё настоящее призвание. Кто знает, сколько гениев окончило жизнь в ранге вполне обычных людей. Но, как интересно помечтать о том, что могло бы быть, если бы каждый из нас свернул бы в другую сторону….

ЛУНЕ
Плыви, как прежде, неустанно
Над скрытой тучами землей,
Своим серебряным сияньем
Развей тумана мрак густой.
К земле, раскинувшейся сонно,
С улыбкой нежною склонись,
Пой колыбельную Казбеку.
Чьи льды к тебе стремятся ввысь.
Но твердо знай, кто был однажды
Повергнут в прах и угнетен,
Еще сравняется с Мтацминдой,
Своей надеждой окрылен.
Сияй на темном небосводе,
Лучами бледными играй,
И, как бывало, ровным светом
Ты озари мне отчий край.
Я грудь свою тебе раскрою,
Навстречу руку протяну,
И снова с трепетом душевным
Увижу светлую луну.
Примечание : Мтацминда – гонный массив
Вот такие стихи были опубликованы на грузинском языке в газете «Иверия» № 123 в 1895 году. Их автором был молодой, шестнадцатилетний семинарист Иосиф Джугашвили. Да, именно он. Тогда он ещё не был Сталиным и его камень выбора был ещё впереди.

Об этом времени в жизни Вождя известно не так уж и много. Разрозненные, тщательно отредактированные и отретушированные воспоминания, рисующие образ стойкого революционера и так мало о немного наивном и мечтательном подростке.
Как ни странно, даже великие были когда – то детьми….
Поэтическим творчеством будущий руководитель советского государства занимался в пору обучения в духовной семинарии, где обстановка была казематной, светская литература запрещалась, и за чтение романов Виктора Гюго Иосифу Джугашвили неоднократно случалось быть сурово наказанным.
Закрытое заведение казарменного типа. Как это знакомо. Очень часто, искры таланта расцветали в таких условиях как некое сопротивление, способ выживания. Какие талантливые ребята учились со мной в училище Фрунзе. Неудивительно, что мечущаяся душа молодого Иосифа искала пути на свободу в стихах, которые у него получались.
Утро Раскрылся розовый бутон, Прильнул к фиалке голубой, И, легким ветром пробужден, Склонился ландыш над травой. Пел жаворонок в синеве, Взлетая выше облаков, И сладкозвучный соловей Пел детям песню из кустов: «Цвети, о Грузия моя! Пусть мир царит в родном краю! А вы учебою, друзья, Прославьте Родину свою!»
|
 |
Шесть стихотворений, которые приписываются его руке, были опубликованы. Пять из них — в тифлисской газете «Иверия», издававшейся князем И.Чавчавадзе, во второй половине 1895 года, шестое — в социал-демократической газете «Квали», летом 1896-го. Тексты приводятся, разумеется, только в переводе. Остаётся только догадываться. Как они звучали на грузинском.
В1916 г. стихотворение «Утро» вошло в грузинский учебник «Родное слово» («Дэда эна»), составленный Я.Гогебашвили. Оно, как и последующие четыре, было подписано И.Дж-швили. Кое-кто, правда, сомневается, что за этой подписью скрывается Иосиф Джугашвили, выдвигая версию о возможном авторстве, например, Ивана Джавахишвили. По злой иронии судьбы через несколько лет революционер-террорист Сталин принял участие в убийстве главного редактора газеты, в которой увидели свет эти стихи.
 |
Ходил он от дома к дому, Стучась у чужих дверей, Со старым дубовым пандури, С нехитрою песней своей. А в песне его, а в песне — Как солнечный блеск чиста, Звучала великая правда, Возвышенная мечта. Сердца, превращенные в камень, Заставить биться сумел, У многих будил он разум, Дремавший в глубокой тьме. Но вместо величья славы Люди его земли Отверженному отраву В чаше преподнесли. Сказали ему: «Проклятый, Пей, осуши до дна... И песня твоя чужда нам, И правда твоя не нужна!»
|
В «Квали» было опубликовано стихотворение «Старец Ниника», подписанное псевдонимом Сосело (вариант домашнего имени Сталина Сосо):
Старец Ниника Постарел наш друг Ниника, Сломлен злою сединой. Плечи мощные поникли, Стал беспомощным герой. Вот беда! Когда, бывало, Он с неистовым серпом Проходил по полю шквалом — Сноп валился за снопом. По жнивью шагал он прямо, Отирая пот с лица, И тогда веселья пламя Озаряло молодца. А теперь не ходят ноги: — Злая старость не щадит... Все лежит старик убогий, Внукам сказки говорит. А когда услышит с нивы Песню вольного труда, Сердце, крепкое на диво, Встрепенется, как всегда. На костыль свой опираясь, Приподнимется старик И, ребятам улыбаясь, Загорается на миг.
|


|
Приведённые ниже стихи в 1901 году были помещены М. Келенджеридзе в пособие по теории словесности среди образцов классической литературы рядом с произведениями Ш.Руставели, И.Чавчавадзе, А.Церетели, Г.Орбелиани, Н.Бараташвили, Р.Эристави, А.Казбеги. Через шесть лет он же, издавая «Грузинскую хрестоматию или сборник лучших образцов грузинской словесности», включил стихотворение И.Дж-швили, посвященное Р.
Эристави:
Когда крестьянской горькой долей,
Певец, ты тронут был до слез,
С тех пор немало жгучей боли
Тебе увидеть привелось.
Когда ты ликовал, взволнован
Величием своей страны,
Твои звучали песни, словно
Лились с небесной вышины.
Когда, отчизной вдохновленный,
Заветных струн касался ты,
То, словно юноша влюбленный,
Ей посвящал свои мечты.
С тех пор с народом воедино
Ты связан узами любви,
И в сердце каждого грузина
Ты памятник воздвиг себе.
Певца отчизны труд упорный
Награда увенчать должна:
Уже пустило семя корни,
Теперь ты жатву пожинай.
Не зря народ тебя прославил,
Перешагнешь ты грань веков,
И пусть подобных Эристави
Страна моя растит сынов.

Вот такие стихи, такая заря жизни. Как она могла бы сложиться, пойди Иосиф другим путём? Мы можем только гадать. Впрочем, как и гадать о том, его ли это стихи. Но мне очень хочется, чтобы они действительно принадлежали ему.
Люди, даже самые великие – не киборги и не инопланетяне. Они живут среди нас, они такие же как мы. Правда, и они, и мы часто забываем об этом. Не от этого ли начинаются многие наши беды? Как знать….
Когда луна своим сияньем
Вдруг озаряет мир земной
И свет ее над дальней гранью
Играет бледной синевой,
Когда над рощею в лазури
Рокочут трели соловья
И нежный голос саламури
Звучит свободно, не таясь,
Когда, утихнув на мгновенье,
Вновь зазвенят в горах ключи
И ветра нежным дуновеньем
Разбужен темный лес в ночи,
Когда, кромешной тьмой томимый,
Вновь попадет в свой скорбный край,
Когда кромешной тьмой томимый,
Увидит солнце невзначай, -
Тогда гнетущей душу тучи
Развеют сумрачный покров,
Надежда голосом могучим
Мне сердце пробуждает вновь,
Стремится ввысь душа поэта,
И сердце бьется неспроста:
Я знаю, что надежда эта
Благословенна и чиста!

В советское время о стихотворчестве «отца народов» вспомнили при подготовке к его 60-летию, и рассказ об этом был опубликован в газете Заря Востока». В1948 г. в Тбилиси было издано отдельной книжкой стихотворение «Утро» (тираж 10 100 экземпляров, цена 7 рублей).
В 1949-м Л. Берия пытался тайно подготовить подарочное издание поэтического наследия товарища Сталина, к переводу привлек лучших специалистов, но Генеральный секретарь узнал об этом и запретил. Виктор Кузнецов, ссылаясь на участника этого проекта Арсения Тарковского, сообщает, что тому были переданы 22 стихотворения, из которых до запрета удалось перевести семь. И что в «Известиях» к 70-летию вождя были опубликованы всё же два сталинских поэтических произведения в переводе А.Тарковского и ещё два — в переводе П.Антокольского.
Ознакомившись с безымянными подстрочниками, не догадываясь об их авторстве, один из мастеров поэтического перевода простодушно сказал: "Тянут на Сталинскую премию первой степени..."
"В юности многие мечтают стать поэтами, но, растеряв запал в стремлении опубликоваться и прославиться, смиряются с поражением – и в зрелые годы с улыбкой вспоминают свои доморощенные вирши. Иосиф Джугашвили не был стихотворцем-неудачником, не мечтал о поэтическом признании: он был поэтом, был признан и отмечен как поэт на заре туманной юности. Ему охотно предоставляли свои страницы грузинские газеты и журналы. Так почему же гордый честолюбивый юный Джугашвили не следует своему признанию? Почему, родившись поэтом и подобно Артюру Рембо, прославшившись в самом начале, уходит в революцию и забывает о себе как о поэте до конца дней своих?
Конец ХIХ века в России был ознаменован бурным развитием капитализма. 1880-90-е годы были поистине антипоэтическим временем. Забыв о вечности, люди обращали время в деньги, презрев поэзию, делали дело. Сам за себя говорит такой факт: гениальная книга "Вечерние огни" Афанасия Фета (служил когда-то офицером в затопленном ныне Кременчугским водохранилищем Новогеоргиевске), изданная автором за свой счет, практически не была распродана. Вспомним и популярное тогда пренебрежительное высказывание о поэзии Льва Толстого: "Писать стихи – это все равно, что за сохой танцевать..."- так писал один из переводчиков стихов Джугашвили Лев Котюков.
Судя по всему, честолюбивая душа молодого Иосифа не захотела посмертной славы, и он ушёл из поэзии. Может быть и зря…..
Наконец, есть ещё один поэтический эпизод из жизни вождя, связанный с переводом поэмы «Рыцарь в тигровой шкуре». Академик Ш.Нуцубидзе, едва начав эту работу, попал в тюрьму как враг народа. Из заключения он писал письма И.В.Сталину с просьбой дать возможность для её продолжения. Ему дали карандаш и бумагу, и ежедневно написанное за день забирали, возвращая наутро. После освобождения академика принял сам Иосиф Виссарионович. Существует версия, что он посоветовал переводчику заменить несколько строф и предложил свои варианты, которые не могли не войти в издание. В качестве примера исследователи называют такую строфу:
Бросив меч, схватил тигрицу
и привлек в свои объятья.
В память той желал лобзаний,
От кого огнем объят я.
Но тигрица прорычала
Мне звериные проклятья,
И убил ее нещадно,
И безумцем стал опять я.
Вот такая вот история. Где правда, где вымысел, сейчас разобраться, наверное, невозможно. Но мне хочется верить, что Сталин не был железным вождём, как бы его и хаяли и хвалили. Хочется верить, что он был Человеком, таким же, как и мы с вами….
После моей смерти... на мою могилу
неблагодарные потомки навалят кучи
мусора, но через много лет ветер
истории их развеет.
Иосиф Сталин
П.С. Благодарю блогера Да уж за поданную идею
В качестве иллюстраций к стихам использованы картины Адольфа Шикльгрубера (Мечта, которая не сбылась )
Литература:
http://j-times.ru/iskusstvo/stixi-stalina.html
http://www.proza.ru/2011/05/29/178
http://www.stalinlive.ru/index.php?id=67
Комментарии
Кста, как то писал про Карла, нашего, Маркса... Тоже - поэтом был, но - сатанистом..)
Забавно, но книжка та сохранилась, сейчас вот её у себя нашёл, фото Вам на память.
С покойным ныне Б.Н. Стругацким здесь в тогдашнем Гайдпарке, как-то было дело, удалось поговорить коротко. Марку побольше, мне поменьше, насколько помню.
А Вы когда прочти, Анатолий ?
Андрей другую тему затеял - совместим ли гений и злодейство.
Я, например, не знаю композитора по имени Рихард Вагнер. И знать не хочу. Можно прожить и без этих аберраций гениев в злодеях. Не стоят они нашей памяти.
Не в курсе, в чём именно Вы усмотрели злодейство Вагнера, но то, что он довольно известный композитор, это очевидно. Однако же, лично мне Орф нравится куда больше.
А помнить следует всё, по возможности конечно же.
А друг Ваш, наверное, по себе всех судил.
И фамилия Гитлера -Шикльгрубер (по матери).
Андрей, раз не стали, значит и не могли стать.
Ты заметил, что многие именитые поэты перестали писать стихи? А композиторы музыку.
И всё. Едут на старом багаже, как говорила наша классная.
Обоих потянуло в политику, правда, ИВС сначала был просто бандитом...
На стене висит портрет
С портрета на меня
Смотрят, как бы улыбаясь,
Мамины глаза
И в глазах тех столько ласки
Столько света и тепла,
Что бывают только в сказке
Такие вот глаза!
***
Но поэта из меня не вышло...
Но Андрей Сотник заставляет нас задуматься :почему Джугашвили не остался поэтом Джугашвили, а стал Сталиным?
С вашего разрешения коллеги, предложу свою версию.
Судя по творчеству Сталина, он был страстной, романтичной натурой. А какой романтик не революционер ?. Разве это не доказывает бескорыстие талантливого романтика? Корыстолюбивые люди революционерами не становятся.
Когда же умер Ленин, Сталин понял, что страна может погибнуть в словесных дрязгах. Помните, как горячо дрались большевики по поводу Брестского мира?! Сталин отлично помнил угрозу Ленина уйти с поста руководителя, если не примут ленинский проект мира. Сталин сумел понять, что такой ленинский демократизм может оказаться губительным для страны. И Сталин уничтожил говорильню. За что честь ему и слава!
Вступив на путь борьбы, он, конечно же, пожертвовал поэзией. И стал вождём огромнейшей страны. Но мир потерял великого поэта.
После краха СССР стало видно, что потеряла наша страна. Она потеряла надежду простого человека на лучшую жизнь! Советский человек жил надеждами! Сейчас надежды исчезли..И моё глубочайшее убеждение : страну может спасти только личность сталинского типа. Честные люди убедились, что рановато нам иметь парламентскую говорильню. Рановато. Россию сейчас может спасти только плеть в руках жёсткого и беспощадного лидера! .
Сейчас ни один честный человек не может назвать тех героев , которые могут спасти РОссию. И любой оппозиционер не сможет назвать тех личностей, которых можно было бы видеть во главе России. Допустим, что такие личности найдутся! Допустим! А вы дадите гарантию, что они не превратятся в нынешних наших властителей?
Когда-то Михаил Шолохов сказал о Сталине :"Да, был культ личности, но была и личность!"
Спасибо Андрей за интересный пост!
для нас Победителя в Великой Войне
в преддверии 70 -летия Великой Победы.
Я просто взял на себя смелость
персонифицировать Имя Победы за тех ,
кому это положено сделать от имени народа...
Имя это - И.В.Сталин !
ЗЫ: Кстати раньше, я не могла и не хотела писать сочинения...))))
Творчество не было ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕМ приводимых тобой в пример личностей. Они выполнили свою историческую миссию. И если бы даже у развилки они выбрали иное направление, "нишу" занял бы кто-то другой. Ход развития человечества изменить нельзя, этот нарыв можно было вскрыть только хирургическим путём.
Про гений и злодейство - я уверена, что не существует только белого и только чёрного. Вопрос в пропорциях.
Картины Гитлера.
Старый квартал в Вене.
Я об этом уже читала. Хорошо, что напомнил. Это только говорит о том, что даже политики когда-то были молодыми и писали красивые картины и романтичные стихи. А повзрослев, занялись тем делом, которое сочли более важным.
Последние слова Сталина про мусор оказались предвидением...
Жена у него русская, кстати, была, так что, ненадо...
Если не к тебе, то и прогнозы делать не стоит.
Сашенька как?
За Сашу спасибо
Что-то ты меня перестал слышать и понимать.
Но клясть не будут, что уже приятно.
Пусть жизнь уходит безвозвратно,
Но не о том моя печаль.
Мне суждено не быть с друзьями
И суждено - их потерять
Но часто долгими ночами
Они приходят не спросясь.
И снова долги разговоры.
Все говорят, а я - молчу.
В улыбке прячу ваши споры..
Вот так дурацки вас люблю
И мне судьба с порога грянет
Что жил не так, и пел - не так
Простим эмоций взрыв мы даме,
Тем более - она права.
Устало на бокал взирая
Мы мучаемся себя в словах.
Простых путей мы не искали
Да разве есть такие, а?