Мир голландского цветочного натюрморта.Амброзиус Босхарт Старший
На модерации
Отложенный
Уникальным культурным явлением XVII века называют голландский цветочный натюрморт, который оказал существенное влияние на все дальнейшее развитие живописи в Европе.
Любовно и бережно художники открывали красоту природы и мира вещей, показывали их богатство и разнообразие. Очаровывают и притягивают взгляд букеты из роз, незабудок и тюльпанов Амброзиуса Босхарта Старшего, который стал основоположником в живописи цветочного натюрморта как независимого направления.
АБРОЗИУС БОСХАРТ СТАРШИЙ 1573-1621
Свою карьеру Босхарт начал в Антверпене в 1588 году. С 1593 по 1613 годы он работал в Мидделбурге, затем в Утрехте (с 1616 года) и в Бреде.
На полотнах Босхарта рядом с букетами цветов зачастую изображены бабочки или ракушки. Во многих случаях цветы тронуты увяданием, что вводит в полотна Босхарта аллегорический мотив бренности бытия (ванитас)
Тюльпаны, розы, белые и розовые гвоздики, незабудки и другие цветы в вазе.
На первый взгляд букеты кажутся написанными с натуры, но при внимательном взгляде становится очевидно, что они составлены из растений, цветущих в разное время. Впечатление естественности и правдоподобия возникает благодаря тому, что изображения отдельных цветов основаны на индивидуальных натурных "штудиях"
Увеличенный фрагмент эскиза Яна Ван Хейсума, который хранится в Метрополитене.
Ян Батист фон Форненбрух. Серед. 17 в.
Это был обычный метод работы живописцев цветочных натюрмортов. Художники выполняли тщательные рисунки акварелью и гуашью, рисуя цветы с натуры, в разных ракурсах и при различном освещении, и эти рисунки затем служили им неоднократно — они повторяли их в картинах.
Якоб Моррель. "Два тюльпана".
Как рабочий материал использовались также рисунки других художников, гравюры из печатных сборников и ботанических атласов.
Заказчики, вельможи и бюргеры, ценили в натюрмортах то, что изображенные цветы были "как живые". Но эти изображения не были натуралистическими. Они романтичны, поэтичны. Природа в них преобразована живописью.
Натюрморт с цветами в вазе 1619г
“Портреты” цветов, написанные на пергаменте акварелью и гуашью создавались для флористических альбомов, в которых садоводы стремились увековечить диковинные растения. Особенно многочисленны изображения тюльпанов. Практически в каждом голландском натюрморте присутствуют тюльпаны.
Амброзиус Босхарт "Цветы в вазе".1619. Rijksmuseum, Амстердам.
В 17 в. в Голландии был настоящий тюльпановый бум, иногда за луковицу редкого тюльпана закладывали дом.
В Европу тюльпаны попали в 1554 году. Их прислал в Аугсбург германский посол при турецком дворе Бусбек. Во время своего путешествия по стране он был очарован видом этих нежных цветов.
В скором времени тюльпаны распространили во Францию и Англию, в Германию и Голландию. Владельцами луковиц тюльпанов в те времена являлись поистине богатые люди - особы королевских кровей или приближенные к ним. В Версале в честь выведения новых сортов устраивались специальные торжественные празднования.
Натюрморт с цветами.
Владеть прекрасными натюрмортами могли себе позволить не только голландские вельможи, но и обычные бюргеры.
Количество цветочных голландских натюрмортов огромно, но это не умаляет их художественную ценность.
После аукционов, когда экономическое положение Голландии стало не блестящим, живописные собрания из домов бюргеров попало во дворцы европейских вельмож и королей.
Букет цветов 1920г
В центре этого букета мы видим крокус ,но он огромного размера.Немного информации об этом знакомом нам цветке.
Крокус - лекарственное растение, афродизиак и краситель. Из его тычинок делают прекрасную пряность - шафран, которую добавляют в восточные сладости. Родина крокуса - Греция и Малая Азия. Так же как гиацинты и лилии, крокус стал героем мифов древних греков, изображался в сюжетах росписей дворцов.
По античной легенде, земля покрылась гиацинтами и крокусами для свадьбы и первой брачной ночи Геры и Зевса.
Еще одна легенда описывает историю юноши по имени Крокус, который своей красотой притягивал внимание одной нимфы, но оставался равнодушным к ее красоте. Тогда богиня Афродита превратила юношу в цветок, а нимфу во вьюнок, тем самым создав неразлучный союз.
Цветы в стеклянной вазе.
Стремление художников разнообразить состав своих букетов, заставляло их ездить в разные города, и делать натурных рисунки в садах любителей цветов Амстердама, Утрехта, Брюсселя, Харлема, Лейдена. Художникам также приходилось ждать смены сезонов, чтобы запечатлеть нужный цветок.
Цветы. 1619г
Цветы в китайской вазе.
Цветы в корзине.
Натюрморт с цветами в нише.
Цветы в нише.
Во фруктовых и цветочных натюрмортах кажущееся произвольно-случайным сочетание внешне не связанных между собой представителей флоры и фауны в опосредованной форме воплощало представления о бренной греховности всего земного и, напротив, нетленности истинной христианской добродетели.
Практически каждый «персонаж» натюрморта сложным языком символов обозначал собой определённую идею: смертность всего земного (например, ящерицы или улитки), глупую греховность и бренность человеческой жизни, которые мог символизировать, в частности, тюльпан.
Цветы в стеклянной вазе.1606
Согласно представлениям фламандцев и голландцев этот нежный цветок был не только зримым воплощением быстро увядающей красоты, но и его культивирование воспринималось многими как одна из самых суетных и корыстных профессий);
экзотические заморские раковины, бывшие модным предметом коллекционирования, намекали на неразумную трату денег; обезьяна с персиком традиционно считались символом Первородного греха.
Натюрморт с цветами в зелёной стеклянной бутылке.
С другой стороны, муха на том же персике или розе обыкновенно вызывала ассоциации с символикой смерти, зла и греха; виноград и разбитые грецкие орехи — намекали на Грехопадение и, одновременно, искупительную жертву Христа на кресте, Красные ягоды спелой вишни — сим¬вол Божественной любви, в то время как порхающая бабочка — персонифицирует спасённую душу праведника .
Корзина.
Художественное направление Амброзиуса Босхарта продолжили развивать его три сына — Амброзиус Босхарт Младший, Абрахам Босхарт и Иоганнес Босхарт, а также его зять Бальтазар ван дер Аст Их произведения, вообще весьма многочисленные, неизменно пользуются спросом на художественных аукционах.
Источники.
http://metod-sunduchok.ucoz.ru/load/40-1-0-1174
http://www.sochiartmuseum.ru/gollandskiie-cvetochniie-natyurmort-xvii-veka.php
http://onaturmorte.ru/?p=795
http://www.liveinternet.ru/users/3796838/post207370991/
Комментарии
«Гений - это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота»
Т.А.Эдисон
Терпение,талант и замечательные художественные традиции.В интернете полно копий. Очень трудно отличить от оригиналов.
"
Изначально культивировавшиеся в Османской империи (ныне Турция), тюльпаны были завезены в Голландию в шестнадцатом столетии. Когда Карл Клузиус написал свой первый серьезный труд о тюльпанах, а было это в 1592 году, они стали настолько популярны, что в его сад регулярно стали наведываться непрошеные гости и воровать луковицы. По мере расцвета Голландии в Золотом веке развивались и эти пышные, красочные цветы. Им стали посвящать картины и праздники. В середине семнадцатого века тюльпаны были настолько популярны, что их использовали для создания первого экономического пузыря, известного под названием «тюльпаномания». Спрос на луковицы был столь высок и они стали такими дорогими, что использовались вместо денег вплоть до обрушения рынка тюльпанов. "
Что характерно - большинство цветов написаны на тёмном фоне.
"О конечности материального мира напоминали сломанные и увядшие растения, осыпавшиеся цветочные лепестки; хрупкие изысканные сосуды говорили о тщетности богатства; капли росы на цветах символизировали скоротечность жизни и неизбежность увядания…"
"Букет в вазах уподоблен человеческой жизни, а увядшие цветы и осыпавшиеся лепестки - знаки бренности. Символы скромности и чистоты - ландыши, фиалки, незабудки. Цветы часто изображали в окружении бабочек, символизирующих бессмертную душу. "
В его букетных натютмортах, как и в последнем неприменно присутствуют тюльпаны - в этом есть какой-то смысл, или просто это присто типичный для Голландии цветок, ее символ?
Внизу, возле вазы, обычно расположены знаки бренности - сломанные или увядшие цветы, осыпавшиеся лепестки, пустые раковины, гусеницы, мухи; в центре - символы скромности и чистоты (средней умеренности),
окруженные пышными недолговечными цветами (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены в окружении роз, гвоздик, анемонов и т.д.); увенчивает композицию крупный цветок, чаще обладающий положительным значением, этакий венец добродетели (да еще в окружении бабочек и стрекоз).
Сама же ваза уподоблялась при этом хрупкому сосуду, однако могла иметь и толкование тела, как “сосуда мерзости и греха”.
Философия всей жизни на формате одной картины...
"Повышенный интерес коллекционеров к жанру цветочного натюрморта не только не угасал, но начиная с XVII столетия и в последующие века только разгорался с новой силой. Выписан¬ные с величайшей тщательностью и отличающиеся особенной деликатностью в трактовке деталей, яркой нарядностью колорита произведения старых фламандских и голландских мастеров пользовались огромным успехом как при жизни художника, так и у последующих поколений коллекционеров"
Даже сейчас они стоят баснословные деньги..
Нашла только ,что в нижних частях букета очень часто изображались ландыши (девственность) и фиалки (скромность).
Узнала ещё,что картины цветов заказывались владельцами садов, чтобы увековечить диковинные и экзотические и просто прекрасные цветы, собранные или выведенные хозяином. Наряду с коллекцией картин, скульптур, монет и разных диковин в кунсткамере, наряду с “музеем” фауны — зверинцем владетельный вельможа мог похвастаться и коллекцией цветов из собственного сада, запечатленной в натюрморте или таком альбоме."
Сохранившиеся до наших дней альбомы содержат от нескольких десятков до двух сотен рисунков. Садоводы, занимавшиеся разведением цветов и выведением редких видов, заказывали рисованные цветочные каталоги, чтобы покупатели могли видеть, что вырастет из оплаченной ими луковицы."
Очень интересные сведения. Садоводам и художникам приходилось изрядно потрудиться. В наше время мы можем с лёгкость запечатлеть цветок или букет с помощью фотографии. Кстати, можно будет летом попробовать составить композицию и сфотографировать.) Но иметь коллекцию картин из собственного сада - куда интереснее.)
"Для рисования цветов с натуры амстердамский живописец конца XVII в. Ян ван Хейсум вынужден был каждое лето проводить в Харлеме, который тогда, как и теперь, был центром голландского цветоводства. Художнику также приходилось ждать смены сезонов, чтобы написать желаемый цветок. В одном из писем он объяснял заказчику, что не сможет закончить натюрморт, включающий желтую розу, пока она не зацветет следующей весной".
Красиво,талантливо и интересно.Даже в те времена их заказывали даже кардиналы.
"Переписка Яна Брейгеля с кардиналом Федерико Борромео содержит интересные подробности о методе работы мастеров цветочной живописи. В письме 1606 г. художник так рассказывал Борромео о работе над очередным его заказом: “…он замечательно удастся: не только потому, что он написан с натуры, но и благодаря красоте и редкостности составляющих его разнообразных цветов, неизвестных и никогда не виденных прежде: я потому и ездил в Брюссель, чтобы писать с натуры некоторые цветы, которые нельзя увидеть в Антверпене”.
Букет
Красоты женщины и детской нежности.
Нарасхват всегда!
Потом позже посмотрим их работы и сравним.
Один из натюрмортов Яна Брейгеля Бархатного.Совсем другой стиль.
спасибо, пост интересный. голландские мастера, несомненно, выделяются на общем фоне. они могут нравится, могут не нравится, но факт остается фактом.
Необычайную популярность приобрел “Роман о Розе” Гийома де Лорриса, в котором автор сделал цветы посланцами чувств и вернул розе значение символа чувственной любви. Количество роз, используемых для празднеств и украшений комнат, приближалось к периоду заката Римской империи.
Амбросиус почти в каждом натюрморте рисовал розу.
Исполнив для кардинала “Натюрморт с золотой чашей”, Я. Брейгель писал Борромео: “Под цветами я написал ювелирное украшение и монеты… теперь Вашей чести судить, превосходят ли цветы золото и драгоценности или нет”.
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
.... " :)
А.С. Пушкин
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
" Весьма показательно, что в конце XVIII столетия русская императрица Екатерина II при покупке собрания лорда Уолпола за парные натюрморты кисти Яна ван Хейсума уплатила сумму в 1.200 £, в два раза превышавшую стоимость парных портретов Рембрандта; в XIX веке барон Ротшильд также платил за картины этого художника суммы, во много раз превышавшие стоимость работ других известных голландских и фламандских живописцев. При этом не требует специального комментария вывод о том, что огромную ценность эти произведения также представляют для современных коллекционеров, особенно в тех случаях, когда эксперты не сомневаются в их аутентичности"
А вот у "подножия" вазона подобная душа сгубилась, наверное, неуёмной жаждой любви (вишенки рядом - тонкий намёк на толстое обстоятельство...)))
Художник выписывал тщательнейшим образом мельчайших бабочек, улиток, кузнечиков и ящериц, блистательная и неповторимая цветовая гамма, легкость, утонченность, прозрачность.Всё это характерно для его цветочного натюрморта.
собою мощь Природы нам являют!
Художники нам тоже дарят Красоту,
хоть и не ту...
И все они, и Вы, Алиночка, - явление!
Спасибо вам - за наших душ обогащение!
)))
Удивительно позитивные букеты! Какие-то сказочные
А.Босхарт ст. - удивительно хорошо, точно писал цветы, насекомых - картины просто живые.
Спасибо, Алиночка за Ваш труд!
"В письме 1606 г. художник так рассказывал Борромео о работе над очередным его заказом: “…он замечательно удастся: не только потому, что он написан с натуры, но и благодаря красоте и редкостности составляющих его разнообразных цветов, неизвестных и никогда не виденных прежде: я потому и ездил в Брюссель, чтобы писать с натуры некоторые цветы, которые нельзя увидеть в Антверпене”.
Иногда наткнусь на него, возьму в руки - и сразу воспоминания.. Вот и сейчас..))
Приятно рассматривать эти замечательные цветы.
ХХ и ХХI - время упорного труда и кропотливой работы минуло..