Свои среди чужих и чужие среди своих
Помните, кто-то сказал, что каждая кухарка должна уметь управлять государством? Так вот, я – из этих каждых: я от таза и керогаза. И, отложив в сторону половник, хочу повспоминать и порассуждать…
Недавно в новостях, как о великой и радостной редкости, сообщили о предстоящем экономическом форуме в Красноярске. Шо?! Опять?! Мы еще не успели забыть камлания «гайдаровцев», еще не остыл кофе в Давосе – а у них снова зудит – хочется «спасать Россию» и решать насущные экономические проблемы!
Так вот, у меня возник простой вопрос – оно нам надо? Точно? Неужели перетирание «неотложных» вопросов, надувание щек и «деловые завтраки» ценою в месячный бюджет районной поликлиники могут реально восстановить нашу промышленность и реанимировать сельское хозяйство? Вот я на кухне точно знаю: сколько ни говори слово «борщ», в тарелке он не появится!
Мне кажется, я открыла удивительную закономерность: чем больше наших экономистов заседает на форумах и в правительстве, тем хуже дела в реальном секторе экономики. Чем хуже у нас с экономикой, тем больше желающих ее спасти. Чем больше спасают промышленность, тем богаче становится банковский сектор… Чем больше государство заботится о банках, тем больше желающих получить экономическое образование… Может, пора навести порядок в «консерватории»?
Интересный факт: советские руководители не слышали о дипломах МВА, но при решении вопросов государственной важности они всегда опирались на специалистов. Мало того, многие из них сами были «от сохи» – прошли длинный карьерный путь от рабочих, инженеров, директоров предприятий… О, ужас! – некоторые даже получали заочное образование, не отходя от станка. Но зато «жизненные университеты» они заканчивали на «хорошо» и «отлично». Экономисты и, прости господи, юристы тогда тоже были в правительстве – но лишь на вторых-третьих ролях с совещательным голосом: они рекомендовали и советовали, но не принимали судьбоносные для страны решения.
Боюсь предположить, но если бы у советских руководителей (по примеру нынешних) на первом месте стояли Бизнес-план и Маржа, то мы бы никогда не стали пионерами космоса, не построили БАМ и не были бы гарантами многополярного мира.
Будем честными, в руководстве СССР тоже приветствовалось экономическое образование. Но как второе, дополнительное. И секрет тут прост: после классического образования, после работы в среде обычных людей на нормальных предприятиях – освоить премудрости экономики не так уж и сложно. А вот обратного процесса в нашей жизни практически не наблюдается – то ли уверовавшим в силу экономики другой специальности уже не надо, то ли потому, что второе образование традиционно выбирают попроще и полегче первого…
После развала СССР на постсоветское пространство для «поддержания гражданских инициатив» и «создания условий для прогрессивной трансформации общества» понаехали советники, насоздавали различные фонды и НКО.
Именно с их подачи и началась необратимая деформация нашей элиты: престижные премии за «окончательную победу над социализмом», зарубежные стажировки, обучение «нужных» детей в известных университетах. Пришла мутная эпоха «завлабов», и в правительственных кабинетах засели идеалисты-экономисты с прозападной подготовкой. Первый президент Башкортостана (бывший директор крупного нефтехимического завода) прекрасно выразился про подобных руководителей – они «тремя курицами не командовали», а уже рулят страной и партийными структурами.
Благодаря западным фондам и грантам в 90-е годы на Запад выехало более полумиллиона научных работников и высококлассных специалистов. И до сих пор во всем мире ждут наших физиков, математиков, химиков – ведь это готовые научно-технические работники, на обучение которых не потрачено ни одного евро-доллара-юаня (к примеру, на подготовку одного специалиста мирового класса в МГУ сегодня тратится почти 400 тыс. долларов.)
Но интересный нюанс – наших экономистов, политологов и юристов на ПМЖ особо не ждут – выгоднее, чтобы «правильно» обученный политтехнолог работал дома в «правильном» месте! Как результат, чем больше таких «евроспециалистов» руководят в России – тем меньше способных технарей тут остается. И в итоге мы стыдливо хвастаемся номинантами на Нобелевскую премию с «нашими» фамилиями, но зарубежными адресами.
Я в перерывах между готовкой и мытьем посуды почитываю лекции в техническом вузе. Мое скромное наблюдение: в период полураспада и распада СССР международные гранты в первую очередь выделялись на естественнонаучные исследования – чтобы максимально «выкачать» научные наработки советских ученых. Сегодня же пошел иной процесс: гранты все чаще выделяются гуманитариям либерального толка – наверное, их выкармливают на убой нашей промышленности. И с каждым годом я все больше убеждаюсь, что наши Болонские потуги и бесконечные экономические форумы работают строго на вывоз интеллектуального потенциала взамен на завоз материальных «бус и клипс»: туда – IQ, сюда – iPad. Так, может, пора на государственном уровне решать проблему интеллектуального экспорта и либерального импорта?
Меня с детства умиляли рассуждения о поисках внеземных цивилизаций и способах установления с ними контактов. Это так научно, интересно, но, к сожалению, – бесполезно! Какие там пришельцы?! Мы нередко не можем найти общий язык с теми, кто живет с нами в квартире – родителями, детьми, супругами. Что уж говорить про соседей или сослуживцев. Так же и в политике: мы для Запада – чужие. Для идеологов «золотого миллиарда» Россия – это не люди, это просто огромный рынок сбыта и сырьевая база.
P.S.
«Свои среди чужих» – это наши ученые и специалисты, работающие и реализующие свои идеи за границей.
«Чужие среди своих» – это наши экономисты и политики, внедряющие прозападные либеральные идеи в России.
Комментарии