О фильме «Преферанс по пятницам» (СССР, 1984)

На модерации Отложенный

 

Википедия, к стыду нашему, выдаёт об этом фильме что-то для жёлтых киножурналов:
«Жанр: детектив
Молодой ученый-зоолог Алексей Шапошников прерывает научную экспедицию, узнав о скоропостижной смерти от сердечной недостаточности отца - крупного торгового деятеля. Из записей, оставшихся после отца, юноша с ужасом обнаруживает, что тот не вынес открывшегося ему предательства со стороны ближайшего друга и соратника, который к тому же оказался любовником его жены. Занявшись расследованием, Алексей узнает, что отец и ближайшие его друзья, непременные участники преферанса по пятницам, были партнерами по незаконным торговым операциям.
Не найдя выхода, Шапошников-старший покончил жизнь самоубийством. Сын решает заявить об этом в милицию...» 

Это просто «содрано» в http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/5602/annot, кусок этой же «рецензии» также на сайте «КиноПоиск»: 
«Молодой ученый-зоолог Алексей Шапошников прерывает научную экспедицию, узнав о скоропостижной смерти от сердечной недостаточности отца — крупного торгового деятеля. Из записей, оставшихся после отца, юноша с ужасом обнаруживает, что тот не вынес открывшегося емупредательства со стороны ближайшего друга и соратника…» http://www.kinopoisk.ru/film/43233/


У посмотревшего фильм, возникает непонятное чувство  "тот ли фильм он смотрел". Ибо о причинах смерти создаётся впечатление, что было не самоубийство, а убийство.


 Да и о каком предательстве со стороны друга речь? «Другом» (играет Лавров) был банальный глава мафиозной ячейки теневых торгашей, – а в этих играх, как известно, друзей не бывает.

Проблема в том, что тот «друг» 4 года наставлял отцу «юноши» рога (с матерью «юноши», которая также была членом мафиозной банды).



В итоге сценарист и режиссёр попытались задать участникам своего спектакля вопрос: «Что важнее – бабло или «общечеловеческие ценности»?».


«Девушка» «юноши» (играет Глаголева), как оказалось, играла на стороне мафии, получая приказы по охмурению "юноши" прямо от героя Лаврова. И когда «юноша» начал выяснять отношения, так прямо ему и сказала, что без мафиозной поддержки он в её глазах ноль.


Аналогичный вопрос стал перед блудливой матерью «юноши». Причём, матери пришлось выбирать – или сажать "возлюбленного" мафиози, или смириться с убийством своего сына (ибо он стал шантажировать мафию материалами, которыми запасся ещё его отец). К удивлению современного зрителя, мать приняла сторону сына и пошла на риск вместе с ним. В итоге материалы попали к следователю, и дело было доведено до суда.


Так что «общечеловеческие ценности» восторжествовали.


...Впрочем, как они восторжествовали, – в схватке социализма и мафии, – мы видели в «Катастройку» (втор.пол. 1980-х — 1990-е)...


* * *


Ради интереса, предлагаю сравнить моё мнение с попыткой блогера дать коммент-рецензию на сайте "КиноПоиск" 
http://www.kinopoisk.ru/film/43233/ :

«пессимист
Прогнило что то в королевстве…
Гармоничную жизнь учёного Алексея нарушает известие о смерти его отца. Бросив всё, он спешит на похороны, но от дальневосточной тайги до провинциального городка, в котором родился и вырос Алексей, путь не близкий и ему не удаётся проводить в последний путь самого дорогого и близкого ему человека. Но слёзы родных и скорбь друзей покойного скрывают истинные причины произошедшего. Алексей понимает, что за всем этим кроется очень неприятная правда, которую от него тщательно все скрывают.

Сюжет картины во многом перекликается с трагедией Шекспира «Гамлет». Здесь есть прообразы Клавдия и Гертруды, присутствуют так же некоторые подобия Офелии и Горацио, обойдётся, конечно, без фантома, но покойный оставит перед смертью несколько нитей, потянув за которые Алексей сможет во всём разобраться, но самое главное — это сомнения главного героя. Он хочет уехать в тайгу, но всё новые и новые внезапно открывшиеся обстоятельства гибели его отца удерживают его и он понимает, что результаты его собственного расследования могут оказаться роковыми для многих, и самое главное — это очернит имя его отца, который волею судеб оказался вовлечённым в преступное сообщество.

В этом крайне динамичном и психологически напряжённом детективе нет перестрелок, драк и погонь, да что там — даже ни одного милиционера нет.

Совесть и чувство гражданской ответственности за происходящее ставят героя перед непростым выбором — сохранить честь семьи и уехать с любимой девушкой или остаться, чтобы разобраться во всём, но это грозит многим влиятельным и уважаемым людям длительными сроками тюремного заключения. 

Интересный и очень показательный на уровне современных реалий фильм с замечательными актёрскими работами и очень даже лихо закрученным сюжетом. Несмотря на довольно звучное название кинокартины, самой карточной игры в фильме не показано, «пулю» в кадре не пишут ни разу, хотя интересно бы было узнать нюансы; «плевались» ли прикупом при игре в четырёх, каково было отношение игроков к перезакладу, и обязателен ли был в начале круг «распасов», ведь единых правил до сих пор не существует и все мелочи и особенности до сих пор очень тщательно оговариваются игроками в начале игры.» (конец цитаты)



* * *

...Съёмочная группа:
Режиссёр — Игорь Шешуков
Сценаристы — Эдгар Дубровский
Оператор — Георгий Куприянов
Композитор — Вадим Биберган
Монтажёр — Ирина Гороховская
Звукооператор — Ася Зверева

В ролях:
Александр Смирнов  Алексей Шапошников
Екатерина Васильева  Тамара
Кирилл Лавров  Георгий Сухобоков
Вера Глаголева  Зина
Юрий Горобец  Федоренко
Людмила Аринина  Муха
Алексей Миронов 
Е. Зверев —
А. Король —
Александр Пашутин 
Марина Юрасова  врач-патологоанатом
Александр Суснин 
Владимир Ерёмин  Толик
Александр Постников —

Делался фильм как резонансный (список актёров – Кирилл Лавров, Екатерина Васильева, Вера Глаголева, другие известные актёры). Но был ли резонанс?..