БОЛГАРСКИЙ "КАМИКАДЗЕ"

В конце 1943 года Союзники с целью вывести Болгарию из войны, приступили к операции "Point blank" , предусматривавшей нанесение серии бомбовых ударов по Софии и другим объектам на территории страны. Масштабы налётов впечатляют. В течение 1943-44 гг. самолеты союзников атаковали 168 целей, лишь две цели являлись военными — аэродром Карлово и казармы в Нише. Всё остальное —гражданские объекты. Днем прицельное бомбометание вели американские В-17 Flying Fortress, В-24 Liberator и В-25 Mitchell. Их прикрывали Р-38 Lightning, а позднее, с марта-апреля 1944 г., и куда более опасные Р-51 Mustang. Болгарские истребители оказывали отчаянное сопротивление, хотя соотношение сил в воздухе часто приближалось к 1:20 в пользу союзников. Бомбили Болгарию так же, как и Германию — днём прилетали американцы и швырялись бомбами более-менее прицельно, ночью прилетали англичане и производили ковровое бомбометание, действуя по принципу "Чтобы уничтожить что-то, надо уничтожить все".
Свой первый и, как затем оказалось, последний боевой вылет поручик Списаревский совершил 20 декабря 1943 года.
В тот трагическо-героический день в налете на столицу Болгарии участвовали 150 тяжёлых бомбардировщиков B-24 и B – 17 из 15-й воздушной армии США, которых прикрывали 100 истребителей прикрытия Р-38. Когда в 3-ю авиагруппу пришел приказ на взлет, то оказалось, что на "Мессершмитте" Bf-109G-2 Списаревского не запускается двигатель, и эскадрилья взлетела без него. В результате ему пришлось срочно пересесть в резервный истребитель, числившийся за штабом группы.
В 65 км юго-западнее Софии, над селом Долни-Пасарел, между американцами и болгарами завязался ожесточенный воздушный бой. Списаревский с ходу столкнулся с двумя бомбардировщиками B – 17 и В-24 и сразу "в лоб" атаковал их. Летающая крепость B – 17 в несколько мгновений получила серию прямых попаданий в двигатели и стремительно пошла вниз. Пилот второго тяжёлого бомбардировщика B-24, увидев прямо перед собой "Мессершмитт", инстинктивно потянул штурвал на себя, пытаясь уйти от столкновения. В то самое время американские истребители прикрытия буквально изрешетили машину Списаревского огнём своих пулемётов, и он принимает решение таранить врага. И вот, уже ничего не могло остановить отчаянного болгарского лётчика - через несколько мгновений его "Мессершмитт" снизу врезался в фюзеляж бомбардировщика позади плоскостей. Раздался мощный взрыв, и горящие обломки обоих самолетов упали на землю. Это был первый таран в истории болгарской авиации и первая таранная атака на американские тяжёлые бомбардировщики.
23-летний американский лейтенант Джон Маклендон попавший в плен к болгарам после того, как его Р-38 в тот день был сбит болгарскими "Мессершмиттами", рассказал на первом допросе: "За несколько минут до того, как мой истребитель был сбит, я видел, как болгарский пилот на большой скорости атаковал в лоб один из наших бомбардировщиков. Он направил свой истребитель снизу вверх почти вертикально к бомбардировщику и ударил его в заднюю часть фюзеляжа. Самолет немедленно развалился на две части, как будто сквозь него прошел но, и передняя часть с крыльями и двигателями вертикально упала на землю, сопровождаемая разбитым истребителем.
Это по-настоящему ужасная смерть даже для самого отважного летчика".
Другой американский лётчик – унтер - офицер Роберт Хенри Реннэр, единственный уцелевший из экипажа протараненного бомбардировщика, свидетельствовал: "Был сущий ад. Мы все были потрясены, когда ещё на третьей минуте увидели как одна наша «летающая крепость» падает. И минутой позже наш бомбардировщик затрясся из грозного удара, моторы загорелись и я не знаю что было дальше со мной."
Самолёт Списаревского упал на холм близ села Долни-Пасарел. С другой стороны села упал сбитый им бомбардировщик. Ему было всего 27 лет. Тело героя было найдено среди обгоревших обломков "Мессершмитта" совершенно не тронутое огнём. Он был посмертно награждён "Крестом за храбрость" и повышен в звании до капитана. Его погребли с воинскими почестями на Аллее лётчиков на Центральном софийском кладбище. Кроме того, его именем была названа одна из Софийских улиц, а так же несколько школ.
Героический акт самопожертвования болгарского летчика вселил страх в сердца англо – американских пилотов. Несмотря на полнейшее превосходство в воздухе союзнической авиации, английские и американские лётчики покрывались холодным потом, лишь только завидев очередной болгарский самолётик с косым чёрным крестом. Как рассказывал в плену американский лейтенант Джон Мюрхед (сбитый в болгарском небе 23 июня 1944 года) после атаки Списаревского "каждый из нас в последующих полетах над Болгарией боялся, когда мчащийся, как смерч, "Мессершмитт" приближался к его самолету".
Пропагандисты с радио BBC слали истеричные призывы болгарским лётчикам:
"Мы знаем, что Вы безумно храбрые и отличные бойцы. Но Вас очень мало, откажитесь, больше нет смысла. Даже если Вы решили погибнуть как Списаревский до одного, Вам всё равно не хватит самолётов, чтобы сбить все наши бомбардировщики".
Стоит отметить, что посольство Японии, союзницы Болгарии во Второй Мировой войне, попросило болгарское министерство обороны сообщить все обстоятельства тарана, совершенного Списаревским. Затем его действия подробно освещались в японской прессе, подвиг болгарского лётчика приводился в качестве примера для подражания японским пилотам, готовившимся стать камикадзе.
После окончания Второй мировой войны в Болгарии в годы коммунистического ига (9 сентября 1944 — 10 ноября 1989) имя антикоммуниста Списаревского, официальной историографии было приказано забыть, но 1990-х гг. его имя снова получает известность. На месте гибели мужественного сына болгарского народа был наконец воздвигнут памятник.
полностью
Militärgeschichte | Военная история
https://vk.com/militargeschichte?w=wall-40207369_9907
Изрешеченный британский бомбардировщик, вернувшийся с боевого задания в Германии.
1944 год.

Комментарии
А вот насчет ига. Спросите у болгар как им живется в свободной Европе.