Желание поживиться нефтью является основным мотивом вмешательства внешней силы в гражданские войны — к такому выводу пришли британские политологи, доказав правоту «циничных» исследователей международных отношений. Исследование представлено в журнале Journal of Conflict Resolution, а коротко о нем сообщается в пресс-релизе Уорикского университета.
Ученые рассмотрели внутренние конфликты в 69 странах, происшедшие с 1945 по 1999 год (всего в мире гражданские войны составляют более 90 процентов вооруженных столкновений). Примерно в 70 процентах случаев в конфликте принимала участие третья сила. Политологи стремились выяснить, какие факторы повышают вероятность такой интервенции.
Они выяснили, что, во-первых, вероятность внешнего вмешательства прямо зависит от количества нефти в стране и, во-вторых, чем больше нефти импортирует то или иное государство, тем с большей готовностью оно вмешается во внутренний конфликт в стране — экспортере нефти.
«Пока войска ИГИЛ не дошли до богатого нефтью севера Ирака, об этой группировке почти не было слышно в новостях. Но как только они добрались до нефтепромыслов, осада Кобани вышла на передние полосы, а США отправили беспилотники для атаки на ИГИЛ.
Мы не утверждаем, что полученные выводы объясняют все решения об интервенции, но четкая закономерность налицо: потребность в нефти повлияла на множество таких решений. Активное вмешательство в ливийский конфликт и относительно слабое давление на сирийский — здесь самое простое (экономическое) объяснение оказалось самым точным», — заявил соавтор статьи Винченцо Бове (Vincenzo Bove) из Уорикского университета.
Кроме того, шансы вторжения третьей силы повышаются, если она является крупной державой, повстанцы хорошо вооружены, между двумя государствами существует этническая близость, а конфликт развивается на фоне холодной войны. В качестве примеров ученые приводят участие США в гражданских войнах в Анголе (в 1975-1991 годах), Гватемале, Индонезии и на Филиппинах. Упоминают они и решение Великобритании вмешаться в нигерийский конфликт 1967-1970 годов (при отказе от участия в гражданских войнах на территории других своих бывших колоний, где не было запасов нефти: Сьерра-Леоне, Зимбабве).
С другой стороны, даже обладающие сильной армией страны с крупными запасами нефти (арабские государства Персидского залива, Мексика, Индонезия) практически не вмешиваются во внутренние конфликты своих соседей.
В заключение ученые отметили, что снижение зависимости стран Запада от энергоносителей может изменить описанную закономерность.
Комментарии
Каюсь, эту нехитрую истину я не заимствовал у британских ученых, а вывел умозрительно, так что ее достоверность под вопросом, который ждет своего британского ученого. :)
Гауссово распределение ведет себя иначе.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
В любом случае войны из-за столкновения интересов.
Мотивация есть у всех участвующих сил - у первых, вторых, третьих и четвертых. А политика, как известно, есть концентрированное выражение экономики.
Если западу не будет нужна нефть, он перестанет участвовать в нефтяных конфликтах.
Комментарий удален модератором