«Микроб, который ел нефть, стал нападать на дельфинов»
Геннадий Онищенко поразил умудренных академиков рассказами о нефтяных микробах, нападающих на дельфинов, и американцах, отравляющих самих себя сибирской язвой, а Африку — вирусом Эболы. Спасти от всего этого, по его словам, может контроль за ГМО.
Во вторник доклад, заявленный на повестке дня в президиуме РАН, вызвал заметный ажиотаж. Еще бы — перед высокой научной аудиторией должен был выступить бывший глава Роспотребнадзора академик Геннадий Онищенко с докладом на тему, которая волнует многих — «Генно-инженерно-модифицированные организмы: оценка безопасности, обеспечение контроля и глобальные риски».
Ждали его не зря: как и раньше, Онищенко порадовал публику новыми, доселе неизвестными фактами, оставившими многих в недоумении
своем докладе Онищенко, который ныне работает помощником председателя правительства, ввел присутствующих в суть вопроса, в котором, по его признанию, много конъюнктуры, бизнеса и политики. Рассказал о принятых в последние годы доктрине национальной безопасности, указах президента о здоровом питании и остановился на роли генно-модифицированных организмов. Вызовы, которые стоят перед человечеством, — это глобальные изменения климата, истощение почв и повышение численности населения, и для этого, по его словам, 27 странам мира приходится выращивать ГМО.
Он сообщил, что, по данным международных организаций, на сегодняшний день человечество употребило 1 млрд тонн продуктов, содержащих ГМ-ингредиенты. При этом на слайде презентации было написано «1 трлн тонн».
Перечислив типы разрешенных к обороту ГМО-продуктов, Онищенко рассказал, как в России происходит проверка ГМО-продукции на предмет токсичности, вреда репродуктивной, иммунной системам и аллергенных свойств.
Тут академики заметно подустали и начали громко бубнить, пить чай и греметь ложками.
Приведя примеры того, кто и сколько в мире производит ГМО и что делает в этом плане Россия, «учитывая нашу отсталость в области биотехнологии», Онищенко рассказал о главной опасности этих трех букв.
По его мнению, она заключается не столько в замещении традиционных сельхозпродуктов ГМ-аналогами, сколько в таком направлении науки, как синтетическая биология. «Она проектирует и создает искусственную жизнь, которой нет в природе», — пояснил он. И потому основные риски тут заключаются в доступности, непредсказуемости, нецелевом использовании и возможности создания биологического оружия!
И как бы в доказательство он сообщил вовсе удивительную вещь: якобы США в 2001 году применили против своего населения споры сибирской язвы.
Видимо, речь идет о случаях массовой рассылки людям писем со спорами и гибели нескольких человек.
Закончил он тем, что в России на уровне министерств и ведомств необходимо создание системы контроля за обращением ГМ-продуктов и методологии оценки рисков.
Из пространного доклада многим присутствующим осталось не ясно, все-таки ГМО — это хорошо или плохо, и если это хорошо, то зачем нужна регуляция.
Академик Геннадий Месяц попросил рассказать о недавнем желании правительства запретить ГМО.
Онищенко ответил, что речь идет о законопроекте, который внесло Минобрнауки, — о запрете выращивания и разведения ГМ-растений и животных, кроме целей экспертизы и научной работы, от которого он поспешил откреститься: «На сегодняшний день все остальные документы действуют».
Вопрос о том, известно ли науке хоть об одном факте вреда, озвучил сидящий в зале:
— Так правда, что не обнаружено случая вреда?
— Да, ни одного научного случая вреда не обнаружено.
— Так зачем ограничивать?
— Не надо так говорить. Ограничивать нужно. Вот после разлива нефти в Мексиканском заливе ученые создали специального микроба, чтобы он ел нефть.
Так микроб, который ел нефть, стал нападать на дельфинов. Слишком быстро мы шагаем, поэтому нужно контролировать.
Комментарии
долбоеб на долбоебе........
Тьфу!
Мука, сахар, мясо, напитки — прекрасные объекты для добавления в них небольших количеств «незаметных» веществ, действующих не сразу, но наверняка.
Совсем не фантастическим мне представляется массовый эксперимент по изучению влияния какого-нибудь пестицида (или другой дряни) на здоровье 150 миллионов россиян.
У нас обязательно контролируются только 4–5 пестицидов. Остальные 418, перечисленные в «Гигиенических нормативах», контролируются только в том случае, если к товару приложен
Гормоны и токсины в мясе, пестициды и нитраты в овощах, антибиотики в молочных продуктах не появляются по воле злодеев из-за рубежа. Всё это — продукт деятельности недобросовестных российских компаний. Даже такой сугубо местный продукт, как хлеб, перестал быть безопасным для здоровья из-за массового использования глютена, пальмового масла, ферментов, антиокислителей, эмульгаторов, консервантов. И так со всеми продуктами из базового списка. Ульянов 8 декабря 2014