Воздушный старт стратегического назначения

На модерации Отложенный

В мировой истории развития вооружений и военной техники есть лишь несколько примеров того, как о боевой системе, не находившейся на вооружении ни одной из стран мира, написаны горы книг и статей, сломаны сотни копий в спорах между ее сторонниками и противниками. Стратегические ударные комплексы с баллистическими ракетами класса «воздух–земля» (БРВЗ) – один из таких примеров.

В книге Михаила Кардашева, вот уже четыре десятилетия занимающегося проблематикой БРВЗ, по большому счету впервые в отечественной специальной литературе рассматривается широкий круг вопросов, связанных с данной тематикой. В труде приводятся подробные данные о разработках комплексов с БРВЗ, проводившихся в нашей стране и за рубежом, дается анализ их свойств в сравнении с другими видами стратегических наступательных вооружений, а также подробно исследуются причины длительного запрета на работу, связанную с созданием БРВЗ, и рассматриваются перспективы дальнейшего развития данного направления.

ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ

В соответствии с принятой классификацией, баллистическими ракетами класса «воздух–земля», то есть БРВЗ, являются «любые такие ракеты с дальностью свыше600 км, установленные внутри летательного аппарата или на его внешних устройствах». То есть в отличие от других видов баллистических ракет стратегического назначения, БРВЗ относятся к ракетам с воздушным типом базирования, размещаются и стартуют с летательного аппарата.

Первыми, еще в 1947 году, работу над комплексами с БРВЗ начали США. Концепция запуска ракет с аэростатов была предложена Льюисом, Сингером и Харворсоном в марте 1949 года. С начала 1950-х годов американцы проводили многочисленные запуски с аэростатов и самолетов ракет, предназначенных для зондирования атмосферы и измерений магнитного поля Земли, а в конце 1950 – начале 1960-х годов в США были разработаны и прошли испытания уже ракеты воздушного старта, предназначенные для выведения космических аппаратов на орбиту вокруг Земли, уничтожения спутников противника и отработки систем ПРО.

Во второй половине 1950-х годов у американцев возник интерес к размещению на летательных аппаратах боевых БР. Межконтинентальные БР наземного базирования и размещаемые на подводных ракетоносцах БРПЛ тогда еще не стали основой стратегических ядерных сил, а потому единственным средством доставки ядерного оружия были бомбардировщики.

Однако бомбардировщики и первые крылатые ракеты, поступившие на вооружение, были достаточно уязвимы перед современными средствами ПВО вероятного противника. Размещение на самолетах баллистических ракет позволяло избавиться от такого недостатка – их запуск мог выполняться вне зоны действия ПВО противника и за пределами досягаемости его истребителей.

Для подтверждения такой возможности в 1956 году ВВС США приступили к проекту WS-199, в рамках которого создавалась ракета «Болд Орион» с дальностью полета3200 км. В течение 1958–1959 годов с борта бомбардировщика В-47 «Стратоджет» были выполнены первые 12 пусков. Практически подтвержденная затем дальность составила меньше расчетной –1770 км, но все равно – первый шаг к созданию комплексов с БРВЗ был сделан. Была подтверждена техническая возможность использования стратегических бомбардировщиков в качестве носителей БР большой дальности.

Затем к работам по данной теме присоединилась Великобритания, решив опробовать созданную американцами в рамках проекта «Скайболт» ракету на своем бомбардировщике «Вулкан» В.

2, а затем – на самолете VC-10. Американцы же продолжали работу по данной тематике в рамках различных программ, в том числе – в конце 1960-х годов – по проекту «Медуза», в котором пытались «срастить» военно-транспортный самолет С-5А «Гэлакси» и БРПЛ «Поларис», и проекту «Грейхаунд» на базе того же С-5А и БРПЛ «Посейдон».

Вариант воздушного старта изучался и в рамках программы создания МБР МХ, для чего американцы испытывали с борта С-5А ракету «Минитмен» I. Саму же ракету МХ предполагалось размещать на самолетах «Боинг» МС-747 или «Дуглас» – DC-10, бомбардировщиках FB-111 или В-1, либо на самолетах специальной разработки. Изучалась даже возможность размещения ракеты на вертолетах, самолетах вертикального взлета и посадки, дирижаблях и пр.

В конце 1950-х годов работу над созданием боевых комплексов с БРВЗ начали и специалисты советского СКБ-385. Первый такой проект был разработан в начале 1960-х годов на базе морской жидкостной БР типа Р-13. Впоследствии комплексы с БРВЗ прорабатывались на базе таких авиационных платформ, как Ан-22 и Ан-124, а также ту-144 и Ту-160. А в 1990-е годы на базе самолета Ил-76МД и ракеты-носителя на базе БРПЛ проектировался комплекс гражданского назначения «Штиль».

НОВЫЙ ЭТАП

Подводя итог своему исследованию, Михаил Кардашев выдвигает предложение о создании малоуязвимого авиационного ракетного комплекса с БРВЗ межконтинентальной дальности действия, который возможно размещать на перспективном авиационном носителе, обладающем высокой готовностью к взлету и большой стартовой тяговооруженностью.

Основной предпосылкой к этому, по мнению автора, является то, что США в последнее время взяли курс на активное создание и развертывание качественно новых наступательных и оборонительных систем, представляющих угрозу для стратегических ядерных сил России. Отсутствие у России эффективной авиационной составляющей ее стратегических ядерных сил облегчает американцам решение задачи разоружающего удара и к тому же негативно влияет на стратегическое равновесие.

В таких условиях, как указывает Михаил Кардашев, одним из эффективных средств поддержания боевой устойчивости российских СЯС могут стать именно ракетные комплексы с БРВЗ межконтинентальной дальности. «В обозримой перспективе это единственный вид ракетных комплексов с баллистическими ракетами, который способен обеспечить практическую неуязвимость части ракетно-ядерного потенциала страны, – указывает автор книги. – Ракетные комплексы с БРВЗ, размещенными на существующих авиационных носителях, практически неуязвимы при дежурстве в воздухе». В перспективе же, по его мнению, возможно создание для БРВЗ специализированного носителя, неуязвимого при дежурстве не только в воздухе, но и на аэродроме.

«Создание БРВЗ отвечает интересам России и будет способствовать сохранению стратегической стабильности в условиях угроз XXI века, – подчеркивает Михаил Кардашев. – В результате Россия получит сбалансированную, обладающую повышенной боевой устойчивостью и гибкостью функционирования триаду стратегических ядерных сил».