Бога ищут за оградой храма

На модерации Отложенный

 

 

Голландская молодежь отказывается от догматической церковности

 

С тех пор как в Европе из-за малочисленности прихожан стали закрываться храмы, происходят дискуссии о будущем христианства. Нет общего ответа на главный вопрос: как Церкви могут идти навстречу запросам своего времени, не обесценивая свои традиции? Каждая конфессия, а бывает, и отдельные церковные общины, ищет на него свой ответ.

Одна из тенденций – все более смелые внехрамовые мероприятия для молодежи, отошедшей от Церкви или никогда с нею не соприкасавшейся. Так, например, протестантская община Ниуве керк (Новая церковь) в голландском городе Утрехт регулярно устраивает контактные вечера в популярном кафе «Флорин», на которые приглашаются все желающие. На сайте этой Церкви сообщается, что там можно встретиться с членами общины в непринужденной обстановке и, заказав себе бокал вина или просто стакан чая, откровенно поговорить с ними о наболевшем, а также о вере. Кроме того, Ниуве керк регулярно организует тематические вечера под названием «Таланты», участники которых приобретают и развивают навыки самопознания с использованием текста Библии. Вечеринки в кафе с разговорами за полночь и личностный рост составляют часть молодежной культуры, и Ниуве керк принимает это во внимание.

Протестантская община Оостерпарккерк в Амстердаме (Церковь у Восточного парка) пошла в этом направлении еще дальше. Когда ее молодые прихожане изъявили желание основать собственный приход отдельно от храма и сделать его «лабораторией новых форм христианской веры», церковный совет поддержал эту инициативу. Так было положено начало проекту под названием «Строом», что в переводе с голландского означает «поток» или «течение». В результате Оостерпарккерк приобрела своеобразную дочернюю общину, которая выбрала местом своих молитвенных собраний популярный у молодых амстердамцев кинотеатр «Критерион». Эти собрания проходили одновременно с богослужениями в самой Оостерпарккерк и собирали большей частью 30-летних голландцев.

Отношение поколения 30-летних к религии было изучено Нидерландским центром исследований о религии и обществе Каски (2010) и Исследовательским центром Протестантской церкви Нидерландов (2012). Результаты проведенных ими опросов во многом совпадают и, вместе взятые, дают неплохую характеристику ментальности и устремлений этого поколения. Выяснилось, что нынешним 30-летним недостаточно, как это было в прошлые времена, «немного верить». Если они сомневаются в своей вере, то обычно говорят, что не верят. И не страдают от того, что сомневаются. Для них естественно задумываться над сомнениями. Разобраться в себе важнее всего.

Традиционные Церкви отталкивают их как минимум необходимостью признания неоспоримости доктрин и требованием следовать предписаниям независимо от того, согласен ты с ними или нет. Как выразилась культуролог Геске Ховинг, у этого поколения «аллергия на церковные нравоучения и религиозные доктрины». Личная свобода – одна из их главных святынь.

Такой проект, как «Строом», считается с ментальностью этого поколения. Его участникам предоставлена возможность брать из традиции только то, что им близко. В данном случае – из протестантской традиции. На этом принципе строится вся деятельность прихода, включая содержание молитвенных собраний. Бывает, что вопросы из публики превращают их в дебаты или форум. Иногда на них проводятся эксперименты, призванные стимулировать живое восприятие христианского предания. Как считают строомовцы, открытость экспериментам станет особенностью Церкви ХХI века.

Пастор этого прихода Мартэйн Хорсман, который не намного старше большинства участников «Строома», тоже так думает.

Церковь для него – это сообщество близких по духу людей. «Религиозный опыт возможен везде, – говорит Мартэйн Хорсман. – Мы выбрали кинотеатр, потому что там часто переворачиваются смыслы и значения вещей. Фильмы могут менять наши представления о жизни. Давать встряску стереотипам нашего мышления и открывать новые подходы к проблемам личной жизни может и религия. К нам приходят люди, которые хотят получить новые импульсы к переменам в своей жизни. Их привлекает у нас изначальная заявка на неординарность и неожиданности. Мы ищем новые слова, чтобы говорить о том, что нам дорого в традиции и какие вопросы и сомнения у нас возникают в наших поисках».

Интересно, что Оостерпарккерк относится к одному из самых консервативных ответвлений нидерландского протестантизма – Отделившейся реформатской деноминации (Gereformeerde kerken vrijgemaakt), но тем не менее старается относиться с пониманием к экспериментам «Строома». Другое дело – руководство деноминации. Не все в деятельности этой дочерней общины Оостерпарккерк оказалось для него приемлемым: например, участие женщин в самоуправлении.

В настоящий момент Отделившаяся реформатская деноминация самоустранилась от поддержки этого проекта, но при этом «Строом» по-прежнему остается дочерней общиной Оостерпарккерк. Такое противоречивое положение строомовцам только нравится: в неупорядоченности больше места для новых форм.

Возникает вопрос, зачем им в таком случае называть себя Церковью? Почему не назваться обществом или движением? Отвечает Мартэйн Хорсман: «Нас можно видеть и называть по-разному, что и происходит. Но по нашей устремленности и деятельности мы – Церковь. Мы не ищем с нуля смысл жизни. Для нас много значит евангельское предание. Свобода Иисуса для нас – живой личный идеал. Было бы нечестно и глупо с нашей стороны заниматься мимикрией из-за опасения, что слово «церковь» звучит несовременно. Как бы наша община ни отличалась от других Церквей, мы хотим, чтобы всем было ясно, что это не клуб духовно ищущей молодежи, а экспериментальная христианская Церковь».

По заключению Центра исследований о религии и обществе Каски, потребность в самостоятельном духовном поиске и индивидуальном характере веры – одна из особенностей религиозного профиля современных 30-летних голландцев. Эта потребность значит для них больше, чем опыт Церкви. Какие последствия можно ожидать от превознесения собственных исканий и открытий над установками религиозных традиций? Не оборачивается ли индивидуализация веры духовным эгоцентризмом? «Так это принято думать, но на деле все сложнее, – считает пастор Хорсман. – Одна из задач «Строома» – стимулирование у публики, которую мы привлекаем, желания жить для других. Это типично христианская устремленность, и она вполне совместима с желанием быть собой. Есть еще одно чувство, которое редко испытываешь, когда делаешь что-то только для себя: чувство своей социальной значимости. Здесь отличие религиозной устремленности от желания познать себя и просто стать лучше, ради чего люди ходят на семинары и тренинги личностного роста».

Что могут внести в дискуссию о будущем христианства в Европе такие внехрамовые мероприятия? Наверное, ничего, если считать, что будущее этой пока еще самой распространенной религии мира в первую очередь определяется на Синодах и встречах глав Церквей. Поиск новых подходов к христианскому наследию может лишь что-то значить, если связывать судьбу христианства с интересом к нему у молодежи и готовностью Церкви соотносить свою внешнюю миссию с духовным запросом молодых.  

 

Источник: НГ-Религии