Элитарный раскол и торжество шоу-политики в Южной Осетии

Южную Осетию сотрясают нешуточные политические страсти. Политики и массы обсуждают варианты договора о союзничестве и стратегическом партнёрстве с Россией — при том, что ни один из проектов такого документа с Россией не согласован.

И если процесс подготовки подобного договора с Абхазией привёл к скандалу — так как договором, по мнению абхазских элит, слишком ограничивался суверенитет республики, — то с Южной Осетией всё сложнее и неоднозначнее, но не менее скандально.

Напоминаем, что в отличие от Абхазии, обладающей солидным опытом государственности, Южная Осетия (РЮО) волею судеб оказалась отделена от Северной Осетии, которая является субъектом Российской Федерации. Потому, если абхазы желают сохранить свою государственность при максимально возможной интеграции с Россией, то осетины прежде всего добиваются вхождения в состав России и объединения своего народа.

В итоге подготовка проекта договора превратилась в некую смесь детектива и семейной драмы.

Во-первых, каждый солидный политик в республике считает долгом предложить свой вариант договора. Только этот факт уже приводит к невероятной путанице из проектов, реплик и заявлений.

Во-вторых, прессе стал доступен рабочий вариант одобренного Политсоветом республики договора.

На прошлых парламентских выборах победила партияАнатолия Бибилова «Единая Осетия», которая въехала в парламент под лозунгами вхождения республики в состав России на правах субъекта федерации. Потому «Единая Осетия» предложила свой проект договора, который фактически приводит к максимально возможной степени «включения» республики в Россию без формального прямого присоединения: просто органы государственной власти РЮОпередают свои полномочия аналогичным структурам Российской Федерации и становятся частью властной вертикали РФ. Любые государственные границы при этом ликвидируются. Данный проект при согласии Москвы позволил бы де-факто присоединить Южную Осетию к России, а де-юре республика оставалась бы независимой. При этом нет необходимости голосования в Госдуме по аналогии с процедурой присоединения Крыма — осетины предложили свой оригинальный вариант вхождения в Российскую Федерацию. Впрочем, факт явного противоречия текста данного договора Конституции и уголовному кодексу «Единую Осетию» не интересует.

В то же время Политсовет республики — некий неизвестный Конституции РЮО орган с произвольным составом — подготовил свой вариант договора, который практически идентичен абхазскому. Проект договора, не согласованного с Москвой, был опубликован в южноосетинской прессе по инициативе главы МИД республики Давида Санакоева — в нарушение прямого запрета главы республики на публикацию рабочих версий.

Причина такого поведения Санакоева, по всей видимости, кроется как в желании политика и «Народной партии» Александра Плиева набрать политические баллы в ходе борьбы с конкурентами их «Единой Осетии», так и в лоббировании интересов той части политической элиты республики, которая противится воссоединению с Россией. Интерес данной части элит понятен: сохранение текущей модели отношений РФ и Цхинвала позволяет остаться у власти, а потому и получать все выгоды как от контроля над республикой, так и от распределения денежных средств.

«Бибиловцы» же всячески пытаются воплотить в реальность свои предвыборные обещания и воссоединить осетинов. При этом «Единая Осетия» обладает большинством мест в парламенте, и без её согласия ни один договор не сможет пройти этап ратификации.

В итоге пресса Цхинвала бурлит, а эксперты вновь выясняют, какой проект лучше. При том, что Москва не только в глаза не видела итогового по версии Цхинвала варианта договора, но и не дала ни единого комментария по поводу его подготовки.

Между тем не ясна степень интеграции с РЮО, на которую готова Россия в текущей геополитической ситуации. Речи о присоединении, с большой долей вероятности, идти не может: Москве хватает Крыма и ситуации в Новороссии. Кроме того, на Кремль методично давят ЕС и США, которые требуют капитуляции в украинском вопросе и последующей за ней сдачи Крыма Украине. В таких условиях прямое вхождение РЮО в РФ представляется несколько преждевременным и принесёт больше проблем, чем преимуществ. О полноценном вхождении республики в состав РФ в качестве субъекта речь может идти только после коренного слома текущего миропорядка, который пусть и трещит, но пока держится.

В итоге получается, что все политические баталии вокруг процесса подготовки Договора — не более чем вынос сора из избы и проходят без явного участия представителей России.

Какой проект договора будет принят — «слитый» в прессу Санакоевым с «абхазским» вариантом союзничества или же в итоге победит вариант Бибилова о слиянии без формального вхождения в РФ — ясности нет. Пока же Москва сохраняет молчание, анализировать рабочий проект одного из вариантов договора бессмысленно, а политическая жизнь в РЮО стала большим актом шоу-политики, в ходе которого политики пытаются поднять свой рейтинг скандалами и взаимными обвинениями.

Потому стоит запастись терпением и анализировать уже итоговый вариант договора, когда страсти улягутся и Москва скажет своё окончательное слово.