"Да исправится молитва моя"... Опыт православной интернет-беседы с инославными и невоцерковленными

На модерации Отложенный

21 января в группе “Православный Миасс” мы начали цикл обсуждений по темам, интересным христианской молодежи нашей митрополии. Нам хотелось бы представить весь спектр наших мнений по первой из поднятых нами тем - о молитве. Повод для обсуждения представлен на скриншоте. Автор вопроса о молитве - Иван Свартсон.

Нашу беседу открыл один из администраторов нашего сообщества - Vlad Rybakov:

  • Молитва для меня - это такая же естественная вещь как жизнь, дыхание, речь и общение с друзьями. Понятно, думаю всем, что с молитвой поселяется в нашей жизни добродетель - и эти дела во имя добра становятся сильнее ,и правильнее в мотивации своей, и много еще положительных эпитетов можно написать. Но прекрасно и то, что добродетель происходит не только от молитвы, но она есть и в сердце каждого человека.О молитве ко святым я скажу так: это сугубо индивидуально, тянет или нет, располагает душа к общению с данным святым или нет, "ёкает" сердечко от обращений к нему или же нет.

Конечно же, сегодня нам хотелось бы представить Вам позиции остальных участников нашей беседы.
Администратор “ПМ”, ответственный по молодежной работе на приходе храма во имя иконы Божией Матери “Достойно есть” в городе Миассе Кирилл Белоусов:

  • Молиться ежедневно полным правилом у меня получается только периодически. Лучшим побуждением для этого служит паломничество и частое причащение. Мне хотелось бы хотя бы ежедневно какой-то стабильности в правиле, но работа и Интернет сильно отвлекают меня от этого. К слову, в нашей молодежке еще есть определенные клубы по интересам, которые тоже занимают немалую часть личного времени. По поводу вопроса о добродетели мне хотелось бы отметить, что молитва не есть добродетель сама по себе. Это только средство к ней. Но вера без дел мертва есть - по слову апостола Иакова (Иак.2:26). Также для нас, для христиан, очень важен и такой аспект христианской веры - как молитва ко святым - к предстателям нашим перед Богом. Ведь через примеры их приверженности к Богу мы вдохновляемся к богообщению и к церковным таинствам. К слову, для меня крепкая вера - это такое состояние души, что, если у человека отнять обряд, то его вера не станет слабее. Для подобной крепости мне не хватает христианской дисциплины. А только она дает каждодневный результат. Но можно хвататься и за соломинку памятования о Боге, приобщаться к благодати совершения Иисусовой молитвы, Между прочим, у каждого из нас есть время помолиться в пути куда-либо - хотя бы своими словами. Иногда нам необходимо и то или иное внешнее понуждение или побуждение. Примечательно, что в православной культуре есть возможность дополнять молитвенные прошения ектиний своими словами.  Также у нас есть практика молитвы Иисусовой - совершаемой с дополнительными прошениями. Тем, кто читает только небольшое правило можно дополнить его молитвой своими словами - по возможности присоединяя их к каждой молитве, которые написаны святыми людьми. Ведь церковнославянский язык многими постигается лишь постепенно.

Прихожанка челябинского католического храма во имя Непорочного Зачатия Девы Марии Валентина Пышка:

  • Молитва для меня- это ежедневное дело. Это не зависит от того, хочу я молиться или нет. Я не жду притока сил и эмоций, прежде чем садиться за молитву, и иногда этого не приходит и во время молитвы. Я верю в то, что молитва - это непосредственное общение с Богом. Это и служение, и жертва - молитва - это работа, иногда и так можно сказать... Когда ты трудишься на благо кого-то или даже целого мира, прося помощи у Бога - ведь это возможно. К подобной молитве располагают ночные адорации (службы поклонения Святым Дарам), когда перед Телом Христовым можно всю ночь стоять на коленях и молиться. Но быывает и так - я пришла с работы, я устала, и больше всего мне хочется послушать музыку... Но, как говорит наш священник, “вера - это не конфетка, бери свой крест и иди за Ним”... Откладываю наушники - начинаю молиться. Кто-то считает, что молиться можно редко, но всегда с благочестивой "истерикой". Я молюсь каждый день не дожидаясь блаженных состояний, потому, что я не всегда в таком состоянии.Но я молюсь. Это моя жертва Богу и мое служение ему.

Протестант из города Миасса, активный участник и редактор “ПМ” Андрей Андрианов:

  • Разговор с Богом для меня - это и есть молитва, и я общаюсь с Ним всегда. Я не имею представления о молитвенном правиле. Не понимаю сути соотношения добродетели и молитвы. В молитве я обращаюсь к Святой Троице или к какому-либо Лицу из Троицы… Яблоня рождает не яблоко, яблоко - это семя, яблоня рождает яблоню,так и Церковь рождает Церковь. В моем понимании - христианская миссия, открывающаяся нам в молитве, - это насаждение Церкви. Я принимаю молитвы из Слова Божьего как план и образец для построения своих молитв. И основа основ - это Отче наш!  Молитва - это не медитация, это не кайф. Молитва - это не монолог, а диалог с Господом. У Бога один день,как тысяча лет... Но если живет в тебе Дух Святой,то не важен “стаж” верующего. И жить нужно не просто в храме, а во Христе: “Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять” (Еф.6:13). Также хотелось бы отметить то, что все мы застрахованы великой ценой Искупления. Но ведь многие отказываются от страховки, а Бог не молчит по поводу наших молитв - это люди Его не слышат… Или же не хотят слышать… То, что для нас чудо,для Бога - это реальность. Все зависит только от того,насколько мы открыты пред Ним,насколько открыты наши сердца,насколько мы готовы пустить Иисуса в свою жизнь - а именно - признать Его Господом. Попробуйте начать утро с благодарности Отцу: за утро, за землю по которой мы ходим, за воздух которым мы дышим,за солнце, за всё - это заряжает на общение с Богом на весь день.

Координатор ПМО “Твердый знак”, создатель “ПМ” Николай Карачев:

  • Для меня молитва тоже очень важна, но, как было сказано другими участниками, отвлекающие факторы века сего делают так, что иногда и за день про Бога не вспоминаю. А это очень грустно и печально.

  • Прихожанин храма во имя иконы Божией Матери “Достойно есть”, администратор “ПМ” Павел Емельянов:

  • У нас есть свобода. Никто не говорит, что все должны быть аскетичными монахами, да еще и в миру. Это сложно - когда правило читаешь практически что по памяти, иногда подглядывая в молитвослов. Я переключаюсь на другие молитвословия, чтобы у меня снова появилось рвение к молитве.

Активист ПМО “Твердый знак”, прихожанка Свято-Богоявленского храма города Миасса Люция Дубинец:

  • Нужно и правило, и молитву своими словами применять в своё время. Иногда не можешь от сердца сказать и одну молитву. Поэтому главное - это понимать то, что молитва не Богу нужна, а нам.

Участница собраний челябинского православного миссионерского клуба “Глас” Наталья Устинова:

  • Мне близка позиция протоиерея Алексея Уминского. По его словам, молитва необходима, без нее не может быть никакой духовной жизни, но она не должна порабощать человека. Лучше прочитать три молитвы вдумчиво, чем «вычитать» правило, ничего из него не запомнив и не почерпнув из него. Такое «молитвословие» приводит к тому, что человек становится рабом правила, ему некомфортно от того, что он не выполнил «дневную норму», но если он ее выполнил – можно со спокойной совестью забыть о молитве до вечера. Такое самоуспокоение выдает скорее магическое сознание, чем христианское – «выполни обряд, и он будет работать автоматически». Но наш Господь просит «Чадо, дай мне свое сердце», а не «Чадо, выполни Устав». Но молиться, понимая слова, размышляя над прочитанным, то есть молиться "умной молитвой", подключая ум, вполне возможно всегда. Фраза "молитва нужна не Богу, а нам" - это очень лукавая фраза. Да, нам Бог нужней, чем мы Богу, но Он тоже не равнодушно взирает на копошения человечков, Он Сам ждет от нас молитвы, внимания, Он желает нам помочь. А равнодушное "вычитывание" непонятных слов, не вызывающих ни малейшего отклика ни в уме, ни в сердце - не нужно ни Богу, ни самому человеку. Разве цель молитвы - чтобы на душе "стало легче"? Тогда эффективней сходить к психологу. Даже на исповеди я не облегчаю душу. На исповеди я свидетельствую Богу о том, что поняла, осознала, в чем мои ошибки и промахи, и беру на себя обязательство провести "работу над ошибками", и прошу у Него в этом помощи и поддержки. Вы все, наверное, знаете, что слово "грех" в переводе и означает "промах", а вовсе не "вина", как многие думают. Облегчить душу можно от чувства вины, но в православном вероучении грех - это не вина, а беда и несчастье, которое приключилось с человеком, поражение человека от врага рода человеческого. И эту беду-то мы и приносим к Богу, прося не "облегчения", а наоборот, укрепления наших человеческих сил в борьбе с врагом.

Читатель “ПМ” Светлана Бурлакова:

  • Заставить себя молиться очень тяжело, но это просто необходимо для православного человека. Но молитвенное правило входит в привычку: 15 минут утром и 15 минут вечером - и на душе становится легче. Есть такое мнение,что три вещи,которые в жизни делать очень трудно - это отдавать долги, ухаживать за престарелыми родителями и молиться Богу. Всем удачи в творении молитвы! Благослови вас Бог в добрых делах ваших! В завершение скажу, что молитва есть преддверие покаяния. Но это каждый понимает по-своему.

Модератор “ПМ” Анастасия Коляскина:

  • Самое главное это не опускать молитву. Как бы сложно не было в жизни, какое бы горе не случилось, какое бы уныние не напало, как бы некогда не было, не надо опускать молитву...Хотелось бы сказать несколько слов о детской молитве. Эта молитва - самая чистая, как раз она лишена предрассудков и точных расчетов. Ребёнку холодно - он ищет защиты, если в людях он ее не находит, то начинает искать защиты у Кого-то того, Кого он чувствует всей душой (у Бога). И здесь ему не нужны ни правила, ни обряды, ничего!.. Все происходит естественно и искренне. А вопрос лишь в том, как не искарежить родителям эту молитву и упование на Бога, как укрепить в детской неопытной душе молитву. Но, если бросить ребёнка на произвол судьбы, то эта же детская молитва и приведёт его к Богу, но когда?.. Когда ребёнок впадет в грех?..Детская молитва - да это же сокровище. Надо бы всем нам ее беречь, и стараться не навредить.

  • *********************************************************************************************************************************
    Мне хотелось бы обратиться к участникам группы с тем, чтобы обсуждения подобного качества и тематического охвата стали основой, то есть визитной карточкой также и нашего сообщества. Как вы видите, это реально - ведь самая первая запись собрала более 150 ярких комментариев. К слову, все мы помним христианские форумы прошлых лет - а как бы хорошо было учесть их опыт, создать в нашей группе площадку для комфортного и душеполезного общения. А что думаете об этом вы?

Подготовил Кирилл Белоусов