Данные о сотрудничестве европейцев с армией Китая вызвали скандал в НАТО
На модерации
Отложенный
Научную элиту Старого Света заподозрили в модернизации военной машины Поднебесной
На Западе разразился скандал: вдруг выяснилось, что европейские ученые активно сотрудничали с китайскими коллегами в военной сфере. Причем, в европейских же лабораториях. И теперь там не знают, что делать: то ли обвинить своих гениев в измене, то ли китайцев в шпионаже. Президент Всероссийской полицейской ассоциации генерал-лейтенант, доктор юридических наук, заслуженный юрист России, профессор Юрий Жданов рассказал, насколько верно утверждение, что научная элита Европы модернизирует армию Китая.
– С чего возник весь этот переполох? Действительно ли европейские ученые столь плодотворно потрудились во благо китайской армии?
– На Западе считают, что весьма плодотворно. Так, 8 июля на сайте Института Гейтстоуна опубликована сенсационная статья старшего научного сотрудника этого института Джудит Бергман «Европейские ученые расширяют возможности китайских вооружённых сил».
Данные, которые привела Бергман, взорвали мозг у многих крупных чиновников в ЕС и НАТО: «Новое исследование, проведённое нидерландской платформой для журналистских расследований Follow the Money и десятью другими европейскими СМИ, показало, что европейские ученые «в больших масштабах поделились с китайской армией важными в военном отношении знаниями». В рамках проекта, известного как China Science Investigation, было собрано 353 тысячи научных совместных исследований Европы и Китая, и было обнаружено, что 2 994 из них были проведены с участием китайских военных, определяемых как «исследования, в которых ученые из западноевропейских университетов сотрудничали с китайскими коллегами, напрямую связанные с институтом, входящим в состав китайской армии».
– Но, наверное, эти исследования, которые совместно проводили европейские и китайские ученые, были вполне легальными?
– Абсолютно. Более того, за последние десять лет это сотрудничество расширилось по всей Европе. По данным немецких СМИ, почти половина из 2994 научных работ, оцененных China Science Investigation, была опубликована учеными из элитного китайского Национального университета оборонных технологий (NUDT) в университетах Великобритании, Нидерландах и Германии.
– То есть, ни для кого не было секретом, что ученые Европы и Китая совместно занимаются военными технологиями?
– Только в Германии с 2000 по начало 2022 года было опубликовано не менее 230 исследовательских статей, в которых китайские военные исследователи сотрудничали с немецкими исследовательскими институтами.
По данным China Science Investigation, «сотрудничество велось во всех областях: от исследований дронов до искусственного интеллекта, от космических путешествий до судоходства и от радаров до подводной связи».
Было также сотрудничество с Китайской академией инженерной физики, известной своими исследованиями в области ядерного и другого оружия.
Только в Нидерландах, где голландские спецслужбы еще в 2010 году предупреждали, что спецслужбы КНР проявляют интерес к высококачественным технологиям и науке, разработанным в Нидерландах, более «90 военных ученых из Китая собрали результаты исследований в голландских университетах и институтах».
Доктор философии Хэ Лэй из Оборонного научно-технического университета Народно-освободительной армии Китая, получивший степень в Делфтском университете в Нидерландах, рассказал китайской газете: «Страна и военные выбрали нас для обучения за границей, чтобы изучать и осваивать новаторские науки и технологии. Таким образом, мы сможем взять на себя тяжелую задачу по укреплению и модернизации армии». То есть, и сами китайцы никогда не скрывали, что цель состоит в укреплении своих вооруженных сил.
– Странно было бы иначе. И у кого вдруг наступило прозрение?
– Сначала – у немцев. «NUDT (Оборонный научно-технический университет Народно-освободительной армии Китая) является высшим учреждением Народно-освободительной армии, которое, помимо прочего, известно своими исследованиями в области суперкомпьютеров и гиперзвуковых ракет, — спохватилась Ребекка Арчесати, научный сотрудник Института китаеведения Меркатора (Merics) в Германии. - Тот факт, что этот конкретный университет так активно участвует в научно-исследовательском сотрудничестве в Европе, должен вызвать сигнал тревоги».
А затем и в Дании проект China Science Investigation также выявил 91 исследовательскую статью, в которой китайские военные ученые сотрудничали с одним или несколькими датскими исследовательскими институтами. В ноябре 2021 года агентство Reuters сообщило, что китайский профессор Гоцзе Чжан, работающий в Копенгагенском университете, проводил генетические исследования с китайскими военными, не раскрывая связи с ними: «Чжан и студент, которым он руководил, работали с лабораторией Народно-освободительной армии Китая (НОАК) над исследованиями, в которых обезьяны находились на большой высоте, чтобы изучить их мозг и разработать новые лекарства для предотвращения повреждения мозга — приоритет, который НОАК определила для китайских войск, действующих на высоте границы плоскогорья».
Такие исследования могли бы, например, помочь китайским войскам, расквартированным на гористой границе с Индией.
«Западные университеты должны понимать, что у китайских военных учёных есть только один клиент — Народно-освободительная армия», — сказала Politiken Мейя Нувенс, научный сотрудник Международного института стратегических исследований (IISS) в Лондоне.
«Смысл их существования — модернизировать китайскую армию. Ваше исследование показывает, что, хотя ЕС определил Китай как «системного соперника», Европе необходимо сделать больше для защиты наших исследований. Особенно, когда речь идет о технологиях, которые, по нашему мнению, будут иметь решающее значение для будущей войны».
– И только тогда на такое сотрудничество обратили внимание в НАТО? И какова была реакция?
– Эти «разоблачения» вызвали ужас в НАТО, где Дэвид ван Вил, помощник генерального секретаря НАТО по новым вызовам безопасности, говорит, что европейским университетам нужно перестать быть наивными. «Мы заметили, что китайские ученые, связанные с Народно-освободительной армией, а также с китайскими инвестиционными фирмами, очень и очень активны в наших исследовательских экосистемах, — сказал ван Вил. – Речь идет о том, чтобы стать менее наивным в отношении того факта, что есть попытка перенести как можно больше знаний из наших исследовательских сообществ в Китай. В моей родной стране, Нидерландах, есть исследователи, которые вместо этого работают над искусственным интеллектом с Huawei, а не с НАТО. Мир перевернулся с ног на голову».
Джудит Бергман считает, что в данной ситуации играют роль несколько факторов. Одним из факторов является наивность в сочетании с почти крайней формой небрежности. Например, в одном датском случае китайские учёные из NUDT в течение нескольких лет сотрудничали с Датским техническим университетом (DTU) в области технологий с военным потенциалом, таких как квантовая физика, криптология, оборудование для оптической связи, аккумуляторные технологии и навигационные системы. Несколько датских учёных знали, что имеют дело с китайскими военными учёными, но не считали это проблемой, поскольку «не давали китайцам доступа к конфиденциальной информации».
– Наверное, не обошлось и без шпионского скандала?
– Ну, это же классика жанра. Бергман привела пример обмана в сочетании с невнимательностью со стороны европейских университетов. Так, один китайский военный инженер, заявив, что он пришел из научно-исследовательского института, которого, как оказалось, не существовало. Он сотрудничал с Ольборгским университетом в Дании в области передовых радиолокационных технологий.
На самом деле, инженер был из Университета информационной инженерии Народно-освободительной армии. Проблема, однако, заключалась не только в обмане со стороны инженера, но и в том, что университет не предпринял шагов для проверки полномочий китайского инженера.
Бергман делает обоснованный вывод: «Нет сомнений в том, что европейские учёные, сотрудничая с китайскими исследователями, работающими непосредственно на вооружённые силы Китая, внесли свой вклад в ускорение модернизации вооруженных сил Китая».
– То есть, европейских ученых обвиняют в пособничестве вероятному противнику? И это на фоне обострения ситуации вокруг Тайваня?
– А кого еще обвинять? Не собственных же политиков или спецслужбы. Ученые при любых провалах - самые подходящие «мальчики для битья». Есть байка, будто Берия однажды в сердцах бросил Мичурину: «Да что вы можете знать о вредителях!»
– Они оценили масштаб бедствия?
– По словам Алекса Джоске, независимого исследователя, ранее работавшего в Австралийской стратегической политике, совместные статьи европейских ученых и китайских исследователей, работающих в Народно-освободительной армии Китая, которые были обнаружены China Science Investigation, — это лишь малая часть знаний, накопленных китайскими исследователями: «Что особенно беспокоит, так это то, что количество опубликованных статей составляет лишь одну часть отношений между исследователями».
«На каждую горстку статей, которые мы здесь видим, приходится, вероятно, китайский военный ученый, который работал и учился в европейском университете, где у него сложились отношения и знания. Эти данные — лишь верхушка айсберга», - пишет Джоске.
– А как, Юрий Николаевич, ко всему этому относятся в США?
– Как всегда, дилетантски. Еще в ноябре 2021 года, задолго до «научной» паники, генерал Марк Милли, председатель Объединенного комитета начальников штабов США, выразил обеспокоенность тем, насколько быстро Китай ускорил модернизацию своей армии после испытаний гиперзвукового оружия:
«Если посмотреть, опять же, 40 лет назад у них не было спутников... У них не было межконтинентальных баллистических ракет... У них не было ядерного оружия... У них не было истребителей четвертого или пятого поколения или даже более совершенных истребителей... У них не было флота... Посмотрите, что у них есть сегодня... Итак, если вы посмотрите в целом, испытание гиперзвукового оружия,— это лишь одна из гораздо более широкой картины военного потенциала китайцев. Это очень, очень важно. Мы являемся свидетелями одного из крупнейших сдвигов в глобальной геостратегической мощи, свидетелями которых был мир».
Американскому полководцу следовало бы знать, что Китай испытал атомную бомбу еще в 1964 году, а водородную – в 1967. Межконтинентальные ракеты они начали испытывать тоже в 60-х годах, причем – успешно. А 40 лет назад истребителей 4-го и 5-го поколений не было – подумать только! - и в Америке.
– Но надо полагать, что китайских ученых пустили в европейские лаборатории не из корпоративной солидарности или альтруистических побуждений?
– Разумеется, здесь преобладали коммерческие интересы. Китай хорошо вложился в европейскую науку. Он инвестировал большие суммы во многие европейские университеты, не в последнюю очередь в Великобританию. Расследование The Times , опубликованное в феврале 2022 года, показало, что британские университеты приняли 240 миллионов фунтов стерлингов от китайских учреждений, многие из которых связаны с военными. Кроме того, всего за шесть лет количество совместных исследований ученых из Великобритании и китайских институтов, тесно связанных с силами обороны страны, утроилось и превысило 1000.
Недавно журналист-расследователь Дэвид Роуз опубликовал статью, в которой рассказал, что один из «самых выдающихся» британских экспертов в области высокотехнологичного оружия, профессор Клайв Вудли из Имперского колледжа Лондона — одного из британских университетов, получивших наибольшее финансирование из Китая, — много лет свободно работал с Китаем:
«Большая часть исследований Вудли финансировалась министерством обороны Китая. Бывший президент Международного баллистического общества, он работал главным научным сотрудником компании QinetiQ, контролируемой минобороны, с момента ее создания в 2001 году — когда минобороны приватизировало собственные лаборатории — до 2018 года. Он консультировал минобороны по многим ключевым смертоносным системам».
«За последние восемь лет Вудли как минимум семь раз участвовал в семинарах и лекциях для высокопоставленных деятелей оборонной промышленности Китая и университетских факультетов, которые работают с вооруженными силами», - пишет Роуз. – «Он также является соредактором двух китайских журналов, финансируемых оружейными фирмами. С 2014 года у него было восемь статей, опубликованных в китайских журналах или написанных в соавторстве с китайскими учеными, работающими с китайскими производителями оружия, — самая последняя в 2021 году».
«Это дело вызывает серьёзные опасения по поводу сохранности наших военных секретов и уровня сотрудничества между британским экспертом и потенциально враждебным государством», — заявил Том Тугендхат, председатель специального комитета Великобритании по иностранным делам.
– И что, профессора арестовали британские спецслужбы?
– Напротив, согласно отчету Unherd, министерство обороны Великобритании отрицало, что деятельность Вудли представляла какой-либо риск.
Его представитель отказался отвечать на все вопросы о причастности Вудли к Китаю, за исключением того, что сказал: «У нас есть надежные процедуры, гарантирующие, что контракты на исследования не способствуют зарубежным военным программам, и что лица или организации, имеющие связи с иностранными государствами, не могут получить доступ к нашим конфиденциальным исследованиям... мы гарантируем проведение строгих проверок».
– Действительно ли именно европейская наука сделала возможным столь стремительный рывок Китая в военном деле, в экономике, других областях?
– Полагаю, что это – сильное преувеличение. Почему европейцы считают, что это они осчастливили китайцев какими-то открытиями? Ведь исследования проводили вместе, результаты были доступны всем. Так что обогащение знаниями было обоюдным. А уж кто, как и на что их употребил – дело сугубое. Но тревога Запада понятна: еще 80 лет назад Китай был измучен, истощен японской агрессией и раздроблен гражданской войной. А сегодня – вторая экономика мира. Вот они и пытаются этот феномен объявить кражей у них научных открытий.
И уж если взглянуть на историческую ретроспективу, то в Китае уже тысячу лет была развитая цивилизация, в то время как европейцы бегали по лесным чащам в звериных шкурах. Подавляющее число цивилизационно важных изобретений, особенно в военной области, пришло либо из Поднебесной, либо из соседних азиатских стран, где традиционно было сильно китайское влияние. Достаточно вспомнить порох, многозарядный арбалет. Даже стремена, седла и конские доспехи принесли в Европу племена и народы, много лет воевавшие в Китае. И что у Европы свое? Что там говорить, просвещенные греки и римляне буквально ходили без штанов, пока им не показали столь важный атрибут гардероба якобы дикие скифы и галлы. Трудно представить, как эти «философы» ездили верхом на покрытой попоной лошадиной спине. Больно ведь. Потому-то у них и нормальной конницы долго не было. Так кто кого учил?
Не говоря уже об Америке – Тесла, Эйнштейн, Сикорский, Зворыкин, даже Браун – все не местные. При этом самый высокопоставленный американский военный не знает новейшую историю и слаб в арифметике. Ох, прав был Задорнов!
Могу только пожелать, чтобы всё так и продолжалось. А китайским друзьям – новых успехов в развитии своей военной науки.
Комментарии