«Если ваши предложения перпендикулярны законам экономики, на выходе получается пшик».
Фото: n0_mad / Flickr
Владимир Путин поддержал идею полпреда в Дальневосточном федеральном округе бесплатно наделить 1 га земли каждого жителя Дальнего Востока и тех, кто захочет туда переселиться. Открытая Россия узнала у географа Натальи Зубаревич, что предстоит пережить таким переселенцам
– По-моему, у нашей власти проблема с географией. Речь идет о территории, которая составляет треть нашей страны.Уже поэтому понятно, что проблемы земли там не существует. Даже если взять только юг Дальнего Востока (а сельское хозяйство можно вести только на юге – это Амурская область, самый юг Хабаровского и Приморского краев) – это уже обширнейшие территории. Земля там не является проблемой, а значит, не является и стимулом, ведь стимулом может стать только ограниченный ресурс. Сельскому населению Дальнего Востока земли вполне хватает, землей их привлечь нельзя, а прецедентов массового исхода из городов в сельскую местность в истории РФ не существует.
Напротив, за постсоветский период сельскохозяйственные земли на Дальнем Востоке сократились почти на 40%. Это заброшенные территории, потому как вести сельское хозяйство в таких агроклиматических условиях сложно и нерентабельно. Все эти регионы преимущественно городские. Исключение составляет Амурская область, где доля сельского населения относительно высока – чуть больше трети.
Миграционный отток с Дальнего Востока, особенно с северных его регионов, продолжается. Он уже, конечно, не такой мощный, как в 90-х, но тем не менее.
Говорить о привлечении людей на Дальний Восток для занятия сельским хозяйством – самой низкооплачиваемой и низкодоходной на этих территориях отраслью – бессмысленно.
Не следует забывать еще один важный момент – очень плохую инфраструктуру при гигантских расстояниях. Кому и как будет доставляться эта сельхозпродукция?
Как ее вывозить? Это ведь огромные издержки, а значит, основное потребление происходит внутри региона. Но доходы населения сейчас сокращаются, в том числе на Дальнем Востоке реальные душевые доходы в 2014 году сократились, а это означает, что снижается и платежеспособный спрос.
Сельское хозяйство в этих регионах сейчас развивается по двум форматам – выживают пригородные сельские хозяйства (колхозы, фермеры), в основном в Амурской области – это житница Дальнего Востока, где выращивают зерно и сою. Но и там основная проблема – сбыт. А второе направление, даже не развития, а использования этих земель – трудовые мигранты из Китая, которые, кстати, составляют серьезную конкуренцию нашим фермерам. Они концентрируются в лучших сельхозземлях, они сезонники, землю они получают на срок от года до трех и за этот период высасывают ее по максимуму, не заботясь о правильном ее использовании, в результате чего она теряет плодородие. И таким образом они получают дешевую плодоовощную продукцию, которой снабжают весь регион, и эта продукция пользуется спросом из-за низкой цены.
Дальнему Востоку, на самом деле, нужно совсем другое: там нужны инвестиции и совершенно другие правила игры – институты, раскрывающие территорию для глобальных инвесторов. Но, видимо, с глобальными инвесторами совсем худо – даже китайцы сюда не очень охотно идут, потому как издержки велики.
И в отсутствие вменяемых решений возникают такие популистские и, в общем-то, бессмысленные предложения. Программы-то можно принять какие угодно – бумага все стерпит. Экономика ведь не ходит за палочкой дрессировщика, словно тигр, она живет по своим законам. И если вы делаете предложения, перпендикулярные этим законам, то на выходе, естественно, получаете пшик.
Наталья Зубаревич – доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики.
Комментарии