Виляния белорусского валютного законодательства 1994/2014

Что до юридических лиц – то начиная с Богданкевича-1994 оно было жестким:

- запрет работы на внешнем рынке

- обязательная продажа 30 % выручки (сегодняшние 50 % - впервые в истории Беларуси)

- жесткие сроки и наказания за просрочку поступления валюты

- создана инспекция валютного контроля, которая потом превратилась в никчемного монстра КГК.

Но с 1996 г. в стране работала модель Прокоповича – «хорошей эмиссии». Ею пользовались в истории многие страны. Но в наши времена – только венесуэльцы, иранцы  да африканцы. Ее суть – если денег в стране на инвестиции нет – их надо напечатать. Заводы «запущены». Вот только, бля, инфляция и девальвация галопируют.

Станислав Богданкевич.

Отец белорусской банковской системы и просто молодой отец Богданкевич (младшему сыну уже 19) строил не модель чарки-чарки. Кстати, первая жена была русской, вторая - хохлушка. А ты, Бурнос, называешь его нациком

Поэтому период до 2000 г. – это период перманентного ужаса для населения и предприятий. За один день официальный курс мог вырасти в 2 раза, запрещалась продажа СКВ, продавалась валюта только для особых целей (энергоносители, лекарства и УД АП).

Тамара Винникова сменила Богданкевича в 1996 г. Красивая дура. Кстати - русская

Валютный рынок стал либерализироваться только с 2000 г. Инициатором стал премьер Ермошин. Собственно – либерализация – это снятие самых одиозных ограничений. Валюту стали продавать и на бирже, и на внебиржевом рынке. Длилось это до славного 2011 года, когда вернулись ограничения 90-х. Полностью ограничения не были – к примеру, запрет на внебиржевые продажи валюты, хотя на бирже до декаьря-2014 продавали достаточно свободно.

Геннадий Алейников. Один из самых классных белорусских банкиров. В Нацбанке с 1997 по март 1998 г. Тут лукашенко и решил, что строитель лучше банкиров 

Продажа валюты физлицам всегда была головной болью нашей модели чарки.

До 1999 г. , с одной стороны, у банков была свобода продажи, да с 1996 г. до 2001 г. продавать толком было нечего. Введены журналы продажи валюты населению. Они велись вручную, и в крупных банках эти журналы занимали целую комнату.

В 1999 г. Нацбанк издал Положение № 6.6 от 30.04.1999, где достаточно разумно расписал процесс дилинга с населением. В нем банкам давалось добро на то, что бы обменник работал только на продажу или только на покупку.

 

Близнецы-братья. Мистер Никакой. Девальвации, инфляции, обсервации....

А Надежда Ермакова тоже была оптимисткой. Хотя после прокоповичского коммунизьма немало подправила

Но это замечательное для банков время быстро закончилось.

Правила № 170 28.06.2001 г. стали глотком воздуха для населения и заставили банки всерьез работать на этом рынке. Паспортные данные при продаже отменены. А главное – банки обязали иметь такой аванс перед началом дня и подкреплять обменники, что бы валюта для продажи была всегда: «Кассир не вправе отказать в продаже физическому лицу находящейся в обменном пункте (кассе) наличной иностранной валюты, полученной для продажи в качестве аванса или подкрепления, а также купленной в течение рабочего дня, если иное не определено Национальным банком». Пункт был нечетко прописан, и им злоупотребляли жалобщики. Тем более на стенде впервые висел телефон доверия Нацбанка.

Есть шутники, называющие Каллаура любимчиком папы Коли Лукашенко. А по-моему,ю он чужой среди своих

В период с 2003 – 2011 гг. банки лавинообразно расширили сеть обменников, потому что в стране была монетарная стабильность и росли доходы населения. Но наступил эпохальный 2011 год, что б ему шилом в задницу.

Новая инструкция № 35 от 1.02.2011 г. снова дала банкам право продавать только купленную в течение дня валюту: «Банк вправе определять необходимость подкрепления обменных пунктов, касс наличной иностранной валютой, спрос на которую является незначительным. В случае, если банк не обеспечил обменные пункты, кассы авансом в наличной иностранной валюте, спрос на которую является незначительным, обменные пункты, кассы вправе осуществлять операции с данной иностранной валютой в пределах наличной иностранной валюты, купленной у физических лиц в течение рабочего дня».

Продажа по паспорту еще не предусмотрена, но была введена позднее, так как и в 2012-м, и в 2013-м, и, слава богу, в 2014-м регулярно возникали валютные ажиотажи. Обменники уже не рассматривались правительством как сервисные пункты, а как пункты выдачи листочков счастья нам, овцам и баранам.

Сегодня, 16 января, есть доля оптимизма – Нацбанк пытается установить рыночный курс валюты на бирже. Этого не было с 1995 года. Наш зайчик с 1996 г. только падал – иногда в пике, иногда медленно. И только вот уже две сессии он чуть крепнет. Это говорит о том, что  наша БВФБ стала не распределителем, а биржей. .

Но наша модель шкварки приказала ценам стоять. Это значит, что многие импортеры приостановили закупки. Иными словами, курс в 15 тыщ за доллар – не реальный. И даже не оптимистичный. Оптимистичный, видимо, 17 тысяч, а реальный – 20 тысяч. И поэтому некоторые наши обменники ведут себя странно – покупая валюту и сегодня дороже продажи. Потому что они могут найти повод ее не продавать.

Для нас, клиентов, время рынка покупателей закончилось. Снова настало время рынка продавца. То есть эволюция пришла к началу.

Российский ЦБ не указывает банкам, какие курсы ставить

Особенно горьковато по сравнению с "бедными" россиянами. Они не отменили внешний дилинг для банков (а на форексе можно за ночь заработать копейку), не ввели запрет на операции с движением капитала, не регулируют тупо курсы в обменниках.