Почему российский пловец решил получить сербское гражданство

На модерации Отложенный Пловец Аркадий Вятчанин, более полутора лет назад прекративший выступать за сборную России после конфликта с руководством национальной федерации, официально объявил о намерении получить сербское гражданство. Это может положить конец его затянувшейся эпопее с поиском нового паспорта, который дал бы Вятчанину возможность выступить на Олимпиаде в Рио
<dl class="media image">Фото: REUTERSФото: REUTERS</dl>
<big>+</big>T<small>-</small>

Поиски паспорта

Информацию о том, что призер Олимпиады в Пекине и рекордсмен мира Аркадий Вятчанин получает сербское гражданство, официально подтвердили и сам пловец, и Федерация плавания Сербии. В опубликованном на ее сайте заявлении говорится, что стороны заручились поддержкой Министерства спорта и молодежи Сербии, включая его главу Ваню Удовичича, и надеются на быстрое решение вопроса. А затем планируют сразу же обратиться с соответствующим запросом в Международную федерацию плавания (FINA).

«Сербия была одной из тех стран, куда я посылал письмо по поводу гражданства. И там оказались настроены на сотрудничество в плане моей натурализации. Я очень воодушевлен и с нетерпением жду возможности официально представлять Сербию на крупнейших соревнованиях по всему миру», — приводит слова Вятчанина сайт swimswam.com.

Зачем Сербии нужен Вятчанин, понятно. Исходя из результатов 2014 года, Аркадий будет первой «спиной» страны, заметно опережая  по уровню результатов всех будущих соотечественников. Кроме того, в своем заявлении сербская сторона дала понять, что серьезно рассчитывает на помощь российского пловца в комбинированной эстафете, где команде как раз не хватило сильного спиниста. А наличие такового сделает Сербию претендентом на медали как минимум чемпионата Европы. Таким образом, Сербия натурализует Вятчанина по тем же причинам, по которым Россия в свое время пригласила под Игры в Сочи шорт-трекиста Виктора Ана, фигуристку Татьяну Волосожар и сноубордиста Вика Уайлда.

Зачем Вятчанину Сербия, тоже очевидно. Отсутствие прикрепления к какой-либо национальной федерации в плавании на практике означает невозможность участвовать в подавляющем большинстве крупных соревнований. Речь не только о статусных чемпионатах мира и Олимпийских играх, но и о турнирах рангом ниже, которые дают пловцам возможность заработать на призовых.

К тому же во всех видах спорта отсутствие возможности регулярно показываться на заметных соревнованиях осложняет атлетам поиск потенциальных спонсоров. А в тех видах спорта, где нет огромных футбольных или хоккейных зарплат и фантастических призовых, это очень важный источник финансовой поддержки и зачастую единственная возможность полноценно работать над улучшением собственных результатов.

Последние полтора года Вятчанин выступал только там, где разрешалось представлять не страну, а клуб — с конца 2013 года пловец защищает цвета американского New York Athletic Club, который в свое время предложил ему финансовую поддержку при сохранении возможности продолжать тренировки во Флориде у знаменитого специалиста Грегга Троя. Однако выбор у Аркадия был крайне невелик и фактически ограничивался американской серией Гран-при (где он был очень успешен) и небольшими европейскими стартами. Вятчанин пытался добиться права заявиться от клуба на более крупные коммерческие старты, но получил отказ.

Пловец не скрывал, что после завершения выступлений за российскую команду весной 2013 года его финансовых средств хватает только для оплаты текущих расходов и не более. Очевидно, что возможность дополнительных заработков, которую даст ему новое спортивное гражданство, придется очень кстати.  

Думается, именно поэтому Вятчанина не напугало предостережение коллеги Милорада Чавича. Знаменитый сербский пловец, в Пекине-2008 едва не обыгравший великого Майкла Фелпса и завершивший карьеру в 2012 году, в ответ на новость о намерениях Аркадия в своем твиттере открыто призвал его трижды подумать, отметив коррумпированность сербской федерации спорта и ее склонность не выполнять данные обещания.

Россиянин ответил, что, во-первых, делает это не ради денег, а во-вторых, знает о коррупции спортивных чиновников побольше Чавича. Полтора года в подвешенном состоянии вполне могли довести пловца до философской позиции: бог с ней, с помощью, лишь бы не мешали.

Бразилия манит  

У Вятчанина есть еще одна важная причина торопиться с получением нового гражданства — Олимпиада-2016 в Рио, ради которой во многом он и затеял смену гражданства. Выступать на Играх можно, только имея на руках общегражданский паспорт.

Когда поиски страны в очередной раз зашли в тупик, Аркадий озвучивал свое намерение обратиться в Международный олимпийский комитет с просьбой дать ему право стартовать в Риопод флагом МОК. Однако маловероятно, что ему пошли бы навстречу. Право выступать под олимпийскими кольцами, как правило, получают спортсмены из непризнанных стран или государств, не являющихся членами МОК либо временно отстраненных от участия в жизни комитета.

Не так давно Вятчанин также вел переговоры со Словакией, но затем прекратил их по собственной инициативе. До того он рассматривал вариант с американским паспортом. Аркадий уже несколько лет живет и тренируется в Штатах и имеет гуманитарные основания претендовать на гражданство по семейным обстоятельствам. Однако с самого начала этой истории было очевидно, что получить его к Играм-2016 пловец, скорее всего, не успеет из-за отсутствия в США широкой практики давать паспорта президентскими указами в упрощенном порядке.

Покупка паспорта какой-нибудь островной карибской страны по примеру Павла Дурова не подходила, потому что требовала больших денег.

Если вариант с Сербией выгорит, можно будет констатировать, что  Россия упустила возможность вернуть Вятчанина, хотя такая возможность существовала.

В свое время пловец и Всероссийская федерация плавания поссорились на ровном месте, «не сойдясь характерами». Весной 2013 года Вятчанина  попытались не допустить до отбора на чемпионат мира в Барселоне, предъявив ему ряд организационных претензий вроде не высланных вовремя тренировочных планов. Со стороны это больше походило на попытку поставить ершистого спортсмена на место: отношения между ним и федерацией уже давно нельзя было назвать  душевными.

Понять чиновников никому из наблюдавших за развитием конфликта так и не удалось: Вятчанин до сих пор, даже не выступая на крупных стартах более двух лет,  по уровню результатов остается лучшим российским спинистом.

В некрасивые бюрократические разборки тогда оказался вовлечен даже тренер Вятчанина, один из лучших американских специалистов Грегг Трой, возмущенный таким отношение к своему спортсмену и собственным тренировочным планам и ответивший на это в письме на имя федерации.

В итоге Вятчанина со скрипом допустили до соревнований, он успешно выполнил отборочные нормативы. Но по окончании турнира призер Олимпийских игр заявил, что больше плавать за Россию не хочет.

Сейчас уже очевидно, что, импульсивно разрывая отношения с родной федерацией, спортсмен не имел плана Б. Потому поиски новой страны так затянулись.

При этом, несмотря на уверения спортивных чиновников, что вот-вот подрастет и начнет блистать новое поколение пловцов, на смену Вятчанину среди спинистов пока так никто и не пришел. Зато титулованные пловцы старой гвардии за эти два года все чаще стали сетовать на притеснения со стороны федерации в пользу молодых. Между тем результаты последнего чемпионата Европы оказались для сборной России провальными.

Помимо Олимпиады Вятчанина наверняка интересует и ближайший чемпионат мира, который состоится летом 2015 года в Казани. Спортсмен сможет там выступить, если удастся вовремя уладить все процессуальные вопросы с FINA.

Теоретически Аркадий может начать выступать под сербским флагом в любой момент, как только получит паспорт. Со времен его последнего международного старта за Россию — Олимпиады в Лондоне — прошло уже больше прописанных в правилах о карантине двух лет.