Пироги словили пиццу и дубасили ногами!


Тамара КУЛЫБЫШЕВА

 

К Новому Году мы долго готовимся и еще дольше празднуем. Как начинаем от Николая в декабре, так и заканчиваем в феврале по восточному календарю. Не суть важно, что к части этих праздников мы не имеем ровным счетом никакого отношения. Но если День рыбака мы отмечаем из любви к рыбе, День учителя, потому что в детстве ходили в школу, День медицинского работника, так как хвораем, то почему, скажите на милость, не отметить такой чудесный праздник, как Новый Год, имеющий приятную особенность размножаться, как амеба из учебника биологии?



.
В

оспоминания современников без обмана —
Керченский рыбокомбинат, журнал Огонек, 1955 год


title
Практически два месяца, чередующегося с унылыми буднями удовольствия, включая и кулинарное, когда наше всё с майонезом и любимое под шубой поглощается в огромных объемах, включая и тех, кто год до этого счастливого момента сидел на диетах, целомудренно питаясь салатными листьями и пророщенными злаками.

Зимние каникулы, отмечавшиеся крымчанами впервые с таким отдыхательным размахом, — совершенно волшебное время. Успели встретить и Новый Год, и Рождество, а едва выйдя на работу, опять будем праздновать. Старый Новый Год – еще один замечательный повод собраться приятной компанией. За время непрерывных застолий оливье с селедкой под шубой изрядно надоели, хочется чего-то эдакого — и для этого имеется замечательный повод освоить новое блюдо: семидесятипятилетние первого издания «Книги о вкусной и здоровой пище» — единственного настольного кулинарного пособия наших мам и бабушек.

Первое издание, увидевшее свет в декабре 1939 года, возвестило миру о новом явлении: советской кухне. Это монументальное пособие по кулинарии, считающееся гастрономическим аналогом таких стильных памятников советской эпохи, как московское метро и ВДНХ, выдержало множество переизданий, потому что каждая хозяйка СССР желала непременно обладать «Книгой о вкусной и здоровой пище». Мало того, что она учила готовить вкусно, экономно и рационально, книга успешно играла роль няни, занимая детей рассматриванием шикарных иллюстраций.

Причем все они были сделаны не фотографом с натуры, а нарисованы профессиональными художниками, поэтому впечатляли не только красками, но и размерами. Если уж осетрина, так весом килограмм в тридцать как минимум, вывалившая морду и свесившая хвост с блюда; если поросенок с хреном — то во весь стол. Это была кулинарная энциклопедия советской жизни, полноты и разнообразия питания по-социалистически.

Открывалась книга предисловием с рекламно-пропагандистским названием «К изобилию». От иллюстрирующих ее натюрмортов слюни текли в три ряда. Картинки из «Книги о вкусной и здоровой пище» пятидесятых годов издания выглядят гораздо представительнее меню современных дорогих столичных ресторанов. Осетрина, раки, крабы, перепела, красная и черная икра, салаты из дичи, миноги, языки, карбонад - одно лишь перечисление продуктов звучит как песни радио «Ностальжи». И это притом, что красная икра на Новый Год, как правило, и по сей день водится в холодильниках, а многие, которым лет так за пятьдесят, еще помнят всё это изобилие вживую.

Например, в Керчи легко отыщутся очевидцы рыбного изобилия, отлично помнящие, как в детстве родители посылали их на ближайших к дому рыночек за черной икрой, продававшейся в пол-литровых банках по девять рублей, а позднее покупавшие ее прямо на рабочем месте по двадцать пять за килограмм. И осетры, впечатляюще смотревшиеся с картинок «Книги о вкусной и здоровой пище», не были в Керчи чем-то экзотическим, потому что балыки, котлеты, жарешка, уха из нее считались обычным делом даже по будням. А уж судаком или сельдью удивить было просто нереально. Это ж не какие-то диковинные бананы с ананасами, за которыми днями выстаивали очереди, да и то в столице нашей родины.

Меню, рекомендовавшееся «Книгой о вкусной и здоровой пище», было исключительно отечественное. Не водилось там рецептов суши, пиццы и прочих кулинарных изощрений. В изданиях пятидесятых годов, на пике популярности этой книги, там даже не было рецептов «закаток» – все кулинарные рекомендации касались заготовок в натуральном русском виде: соления и квашения в бочках.

Советская кухня накладывалась на старую русскую, классическую рецептуру с разнообразными пирогами, блинами, кашами, щами и непременную сезонность растущих в России овощей и фруктов. Только весной примерное меню включало в себя щавелевый суп и исключительно зимой – серые щи из капустного крошева.

Некоторые рецепты из классического варианта «Книги о вкусной и здоровой пище» по непонятным и необъяснимым причинам утрачены почти безвозвратно, хотя ничего экзотического в наборе продуктов для их приготовления нет. Например, издание пятидесятых годов советовало хозяйкам подавать на стол горячую закуску форшмак из сельди и мяса, а в начале двухтысячных это блюдо стало почти персонажем одного популярного дамского романа, которым героиня укладывала на лопатки кулинарных профанов.

С популярностью «Книги о вкусной и здоровой пище» не могла сравниться даже многотомная классика русской и советской литературы. Она подтолкнула развитие кулинарного книгоиздания в СССР: за нею пошли не менее красочные «Детское питание» и «Питание школьника», а уж затем литература попроще — «Советы молодым хозяйкам», «Домашние заготовки», где оформление было уже вторичным, ведь надо было удовлетворять растущий спрос на литературу про еду. Это можно сравнить с сегодняшним телевидением, множащим различные кулинарные передачи, начатые «Смаком» Макаревича, и современными кулинарными изданиями от популярных артистов, писателей и поэтов, неожиданно для всех заделавшимися поварятами.

Однако и сама «Книга о вкусной и здоровой пище» своей популярности и актуальности не потеряла и по сей день. Одно из последних изданий увидело свет в 2005 году. Оно по праву соперничает с классическим вариантом количеством рецептов – более двух тысяч, но во всем остальном заметно уступает ему. И скудным и малоинтересным оформлением, и качеством бумаги и печати, и самими рецептами, больше напоминающими классическую советскую столовку с ее скучными салатами из капусты, фаршированными плавлеными сырками яйцами, постными супами и до боли советскими рыбами вроде хека под майонезом. Кстати, оливье и селедки под шубой в ней тоже нет, зато есть раздел «Экзотические блюда», однако вполне ожидаемые и предсказуемые суши и роллы заменены там салатами из авокадо и бананов.


Издание 2005 года
title
Эта книга вспоминалась не случайно и не лишь по юбилейному поводу. Она как нельзя кстати пришлась нашему времени, потому что содержащиеся в ее классическом варианте рецепты рассчитаны исключительно на отечественного производителя, что в свете европейских санкций и необходимости импортозамещения звучит более чем актуально и заставляет не только вспомнить, а и оживить известную всем, но забытую нами формулу «человек – это то, что он ест».

И если нигде и никто, кроме нас, не есть гречневую кашу, не употребляет в таком количестве картофель и хлеб, то это вовсе не означает, что мы питаемся неправильно, не в рот со всем миром. Рецепты из «Книги о вкусной и здоровой пище» ориентированы на наш желудок, полезны и вовсе не пресны и нисколько не скучны.

Гречневая каша – это не просто отваренная в воде с солью крупа, а многообразие вариантов – и с молоком, и салом, и с грибами, и с мясом. А картошка – это не только жареная и пюре, а еще, как перечисляла непосвященным героиня фильма «Девчата», «картофель-фри, картофель-пай, картофельные пирожки с мясом, с грибами, с капустой, картофельные оладьи, соус, картофельный рулет, запеканка, картофель тушеный с черносливом, картофель тушеный с лавровым листом и с перцем, картофель молодой отварной с укропом, шанежки».

Многие из этих блюд готовились именно по рецептам из «Книги о вкусной и здоровой пище», и никто без хамона не умирал. Так что быть этой книге на пьедестале еще многие годы как отражению нашей отечественной ментальности, нашего вкуса и наших привязанностей в еде.