ВЕЛИМИР ХЛЕБНИКОВ: САМЫЙ СТРАННЫЙ ПОЭТ РОССИИ
На модерации
Отложенный
Когда умирают кони - дышат,
Когда умирают травы - сохнут,
Когда умирают солнца - они гаснут,
Когда умирают люди - поют песни.
(1912 год)
В. Хлебников «О стихах»:
Стихи могут быть понятными, могут быть непонятными, но должны быть хороши, должны быть истовенными. На примерах алгебраических значков на обоях детской спальни Ковалевской, оказавших столь решающее влияние на судьбу ребенка, и на заговорах показано, что слову не может быть предъявлено требование: «Будь понятно, как вывеска». Речь высшего разума, даже непонятная, какими-то семенами падает в чернозем духа и позднее загадочными путями дает свои всходы. Разве понимает земля письмена зерен, которые бросает в нее пахарь? Нет. Но осенняя нива все же вырастает ответом на эти зерна. Впрочем, я совсем не хочу сказать, что каждое непонятное творчество прекрасно. Я намерен сказать, что не следует отвергать творчество, если оно непонятно данному слою читателей.
О ХЛЕБНИКОВЕ
Велимир Хлебников – уникален.
Поэт, мыслитель, математик, орнитолог, он опередил свое время.
Его прозрения не укладывались в рамки современной ему науки, искусства и литературы.
Родоначальник русского футуризма (группа «будетлян»), создатель утопического общества Председателей Земного Шара (1916), реформатор поэтического языка, где произошло странное сочетание и смешение звуков слов с обширными знаниями автора в области космоса, поэтики, философии, математики, биологии, языка, древней и российской истории и религии.
Ничего подобного русское стихосложение не знало ни до Хлебникова, ни после него.
Велимир Хлебников (настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников) родился 9 ноября (28 октября по старому стилю) 1885 года в Астраханской губернии (ныне с. Малые Дербеты, Калмыкия).
О месте своего рождения Хлебников впоследствии писал:
«Родился… в стане монгольских исповедующих Будду кочевников… в степи – высохшем дне исчезающего Каспийского моря».
По отцовской линии поэт происходил из старинного купеческого рода – его прадед Иван Матвеевич Хлебников был купцом первой гильдии и потомственным почётным гражданином Астрахани.
Дед умер в Иерусалиме на поклонении.
Отец, Владимир Алексеевич Хлебников, по свидетельству самого поэта «поклонник Дарвина и Толстого, большой знаток царства птиц, изучавший их целую жизнь» был попечителем улуса (должностное лицо в Калмыкии с широким объемом полномочий).
Мать – Екатерина Николаевна Хлебникова (урождённая Вербицкая) – историк по образованию.
Семье Хлебниковых по службе Владимира Алексеевича приходилось часто переезжать с места на место: жили под Астраханью, на Волыни и в Симбирске.
В 1898 семья переезжает в Казань, где Хлебников обучается в гимназии.
Там определяются его первые пристрастия – математика, орнитология, русская словесность.
В 1903 Хлебников поступает в Казанский университет на физико-математический факультет.
В 1904 году, потрясенный гибелью русского флота под Цусимой, Хлебников дает клятву открыть математические законы истории.
Во время первой русской революции Хлебников принимает участие в антиправительственной деятельности и попадает на месяц в тюрьму, после чего утрачивает к политике всякий интерес.
В 1904–1907 годах Хлебников занимается орнитологическими исследованиями, участвует в экспедициях в Дагестан и на Северный Урал, публикует несколько статей по орнитологии.
Тогда же Хлебников пытался самостоятельно начать изучение японского языка, думая найти в нём особые формы выразительности, и увлёкся творчеством русских символистов, особенно Фёдора Сологуба.
О ранних поэтических работах Хлебникова практически ничего не известно.
Первые датированные произведения относятся еще к периоду обучения в гимназии (1903–1904) и представляют собой подражание русскому фольклору.
В 1908 Хлебников приехал в Петербург и поступил в университет – сначала на естественный факультет, затем на историко-филологический (оставил учебу в 1911). Сблизился с кругом символистов, посещал «среды» Вяч. Иванова и «Академию стиха» при журнале «Аполлон», где встречался с акмеистами.
Хлебникова сближал с символистами интерес к мифологии, русской истории и фольклору (именно в кругу Вяч. Иванова он получил древнее славянское имя Велимир).
В сентябре 1908 года Хлебников познакомился с Василием Каменским, заместителем главного редактора журнала «Весна», и уже в следующем месяце состоялся дебют Хлебникова в печати: в октябрьском номере «Весны» появилось наполненное неологизмами стихотворение в прозе «Искушение грешника».
Тогда же состоялось его знакомство с Д. Бурлюком и др. членами группы «Гилея», к которым затем присоединились В. Маяковский и Б. Лившиц.
Вскоре Хлебников стал главным теоретиком футуризма,
Ревниво оберегавший русский язык от иностранных слов Хлебников, придумал название группе – «будетляне» (глашатаи будущего).
Его стихи вошли в футуристический сборник «Садок судей» (1910), которым заявило о себе новое литературное движение.
В «Садке…» из произведений Хлебникова были напечатаны «Зверинец», первая часть драмы «Маркиза Дэзес» и начало поэмы «Журавль».
Сборник был воспринят как открытая конфронтация с литературным миром.
Валерий Брюсов писал о нём:
«Сборник переполнен мальчишескими выходками дурного вкуса, и его авторы прежде всего стремятся поразить читателя и раздразнить критиков».
Будетлян можно назвать первой футуристической группой в русской литературе.
1912 год ознаменовался для Хлебникова изданием первой книги.
В мае в Херсоне на средства автора с рисунками Владимира Бурлюка была издана брошюра «Учитель и ученик», в которой Хлебников попытался рассказать о найденных им «законах времени», в том числе предсказал бурные российские события 1917 года, Февральскую и Октябрьскую революции:
«Не сто́ит ли ждать в 1917 году падения государства?».
Вскоре, в августе, в Москве была опубликована «Игра в аду», поэма написанная в соавторстве Кручёных и Хлебниковым; в ноябре вышла ещё одна совместная работа двух поэтов «Мирсконца».
В том же году футуристы (тогда уже будетляне и их сподвижники стали называть себя этим словом) начали активно пропагандировать свою деятельность.
Сборник, названный «Пощёчина общественному вкусу» увидел свет 18 (31) декабря.
Предварявший его манифест, написанный Бурлюком, Кручёных, Маяковским и Хлебниковым, призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности», содержал обвинения в адрес самых авторитетных русских писателей и поэтов.
Значительную часть сборника (почти половину) составляли стихи Хлебникова, в том числе знаменитое стихотворение «Кузнечик»
Критика встретила сборник в штыки (один из отзывов:
«Вымученный бред претенциозно бездарных людей»), но книга была раскуплена довольно быстро.
Уже через два месяца, в феврале 1913, футуристы издали листовку с тем же названием («Пощёчина общественному вкусу»), где Хлебников был назван гением и великим поэтом современности.
Затем сразу же появляется второй «Садок судей», большую часть которого опять занимают произведения Хлебникова,
В первой половине 1913 года Хлебников на постоянной основе сотрудничал с газетой «Славянин», работал над сверхповестью (изобретённый им жанр) «Дети Выдры».
Декабрь 1913 года был ознаменован публикацией первого авторского поэтического сборника Хлебникова.
Он получил название «Ряв!».
В 1916 вместе с Николаем Асеевым выпустил декларацию «Труба марсиан», в которой было сформулировано хлебниковское разделение человечества на «изобретателей» и «приобретателей».
В это время Хлебников много путешествует, живя у друзей и знакомых, и поражая всех невиданной неустроенностью своего быта.
В жизни поэт был непритязателен, наивен и мнителен.
Когда его покинула возлюбленная, он растерянно спрашивал друзей: «Может, я плохо писал стихи?».
В его каморке кроме кровати и табуретки ничего не было, а спал он на наволочке, заполненной его стихотворными рукописями.
В 1916 Хлебников был призван в армию и оказался в запасном полку в Царицыне, где, по его словам, «прошел весь ад перевоплощения поэта в лишенное разума животное». С помощью знакомого врача ему удалось добиться освобождения от армии. В это время поэт мечтал создать общество Председателей Земного Шара, в которое мог бы войти каждый, кто ощущает свое единство с человечеством и ответственность за его судьбу.
Октябрь 1917 Хлебников встретил в Петрограде. Впоследствии описал увиденное в поэме Ночной обыск (1921).
Конец лета и осень 1919 года Хлебников провёл в психиатрической лечебнице, известной в Харькове как Сабурова дача, где спасался от призыва в деникинскую армию, которая в июне заняла город.
Этот период стал чрезвычайно плодотворным для Хлебникова: он написал много небольших стихотворений, поэмы «Лесная тоска», «Поэт» и др. После того, как поэту был поставлен диагноз, позволявший избежать призыва, Хлебников остался в Харькове, где вскоре написал утопическую поэму «Ладомир» – одно из самых значительных своих произведений.
Примерно тогда же, в начале 1920 года, появляется поэма «Разин».
В городском театре Харькова происходит избрание Хлебникова «Председателем Земного шара», с участием Есенина и Мариенгофа.
Осенью 1920 года Хлебников оказался в Баку, где проходил съезд народов Востока.
Азия всегда привлекала поэта, он замышлял пробраться ещё дальше на восток, в Персию.
Вскоре его замысел осуществился.
В начале 1921 года советская Россия сформировала в Баку Персидскую красную армию (Персармию), которая была направлена в Персию для оказания помощи повстанцам.
Хлебников был приписан к армии в качестве лектора.
Путешествие в Иран стало очень плодотворным для Хлебникова.
В этот период он создал большой цикл стихотворений, а также начал поэму «Труба Гульмуллы», посвящённую его впечатлениям от Персии, которая была завершена в конце 1921 года.
После возвращения из Персии Хлебников снова путешествовал, не останавливаясь нигде на срок больше нескольких месяцев.
В декабре 1921 Хлебников вернулся в Москву.
К этому времени относится его пророчество относительно собственной судьбы: «Люди моей задачи часто умирают тридцати семи лет».
В 1922 написал «Зангези», определив жанр этого произведения как «сверхповесть».
Имя главного героя – непонятого пророка, «второго я» автора – произведено от слияния названий рек Ганг и Замбези, символизирующих Евразию и Африку. Зангези пользуется заумным языком, кроме которого в поэме использован, по словам автора, также птичий язык, язык богов, звездный язык, разложение слова, звукопись, безумный язык.
В состав сверхповести введены Доски судьбы – составленные Хлебниковым числовые соотношения между историческими событиями, и теория воплощения в историческом развитии одних и тех же личностей.
Весной 1922, уже будучи тяжело больным, Хлебников отправился в Новгородскую губернию вместе с художником П. Митуричем.
Умер Хлебников 28 июня 1922 и был похоронен на погосте в деревне Ручьи.
Р.S. В 1960 году останки поэта были перезахоронены на Новодевичьем кладбище в Москве
В деревне Ручьи открыт музей, где проходят ежегодные литературные чтения.
В честь Хлебникова названа малая планета 3112 Велимир, открытая астрономом Н.С. Черных в 1977 году.
Рок-композиции на стихи Хлебникова можно послушать здесь:
http://plus-music.org/%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8+%D1%85%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0
Видеоматериалы по теме "Велимир Хлебников":
http://yandex.ru/video/search?text=%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%20%D0%A5%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0&path=wizard&fiw=0.000475689
"МИР ВЕЛИМИРА ХЛЕБНИКОВА" - ТЕКСТЫ И ФОТОГРАФИИ:
http://www.hlebnikov.ru/works/index.htm
Комментарии
Это — место свидания
Меня и государства.
Государство напоминает,
Что оно все еще существует!............из того что я вспомнила, когда то , наверное случайно наткнулась на стихи Хлебникова, была удивлена, приятно...но тогда поленилась до конца узнать кто же он...и вот...узнала..:)..+++.
Можно послушать.
http://plus-music.org/%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8+%D1%85%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0
Рад, что ты открываешь для себя Хлебникова.
http://plus-music.org/%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8+%D1%85%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0
ЗАКЛЯТИЕ СМЕХОМ
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Комментарий удален модератором
Хохотунчики забыл.
Русский рок на текстах Хлебникова.
.
http://plus-music.org/%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8+%D1%85%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0
Лучше поздно, чем никогда.:)
Слушаю мелодию. Оцениваю аранжировку вообще и ритмические решения в частности. Получаю от этого удовольствие.
Собственно, именно так большинство людей слушает оперу:)
Несмотря на надежд моих гробы (с)
Вечер. Тени.
Сени. Лени.
Мы сидели, вечер пья.
В каждом глазе - бег оленя
В каждом взоре - лет копья.
И когда на закате кипела вселенская ярь,
Из лавчонки вылетел мальчонка,
Провожаемый возгласом:"Жарь!"
И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева. /В. Хлебников./
А это - главное:
Что ты серьёзный какой то. Не иначе опер наслушался. Или рок опер?
Случилось страшное...
Матери кровь пролил!!!
Всякий бездарь берёт хорошие стихи и них пишет опусы.
Может ещё бубенчиков или хватит?
Напоминаю тебе фразу, прозвучавшую в одном из наших диалогов, когда потребовалось разрядить излишнюю серьезность и патетичность в связи с текстом Ириши Лазур:
- И тут бубенчики звякнули:)
Я туда еще гифку всобачил - вот эту:
Снегопад за окном плотный.
Атмосферное давление - пониженное.
Может, оно влияет?
Как погода сегодня в твоих краях?
Неужели не надоело из пустого в порожнее, Йердна?
Я не устану повторять
Никогда не надоест
Пока сердца для чести живы
Возможна и другая точка зрения.
Хлебников хорош тем, что в его текстах каждый из музыкантов может увидеть свое.
Что же касается меры таланта, то это - вопрос сложный...
Обращение к Хлебникову в любом случае радует.
И произошло это в начале восьмидесятых.
Он начал осваивать серьезные поэтические тексты не без влияния Чеслава Немена, как мне кажется.
Немен выпустил очень мощный диск, который так и назывался: "Чеслав Немен поет польскую поэзию".
("Сzesław Niemen śpiewa polską poezję")
С огромным удовольствием слушал на виниле.
Хорошо образован - вокал из Гнесинки, композиторская подготовка - из консы.
И упрям невероятно - поставив цель, всегда добивается.
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй - пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
..............................................а это про меня. Вот это у меня даже было...в "одноклассниках", был альбом, кажется фривольный...)...назывался "Бобэоби пелись губы."
Эта - в цикле.
Поет ее Гладский мощно: есть в мелодии и исполнение нечто грозовое.
Мне мало надо!
Краюшку хлеба
И капля молока.
Да это небо,
Да эти облака!
Но в странности своей был честен.
Но встреча с текстами этого поэта - интересна.
Ощущенческий аппарат включает в человеческом организме.:).
Я, например, не люблю Бродского. Но некоторые его стихи читаю с удовольствием.
Кстати у Маяковского тоже:
"В терновом венце революций
грядёт шестнадцатый год"
правда позже и менее точно...
Ощущение времени, в котором привычному бытию вынесен безжалостный приговор.
Что впереди?
Неведомое...
Кому-то радостное, кому-то страшное.
А кому-то - всё равно. Как Эренбургу. Он снова в Париж уехал:)
Какое же это интересное время - окончание Серебряного века:)
И мир хотел в свою хотель.
Мне послушные свивались звезды в плавный кружеток.
Я свирел в свою свирель, выполняя мира рок."
Чувствую родную душу изобретателя )
"Горе и вам, взявшим
Неверный угол сердца ко мне:
Вы разобьетесь о камни,
И камни будут надсмехаться
Над вами,
Как вы надсмехались
Надо мной."
Сумел ощутить.
И сумел передать.
Я сказал "непознанное".
Образная звукопись Хлебникова.- непостигнутая тайна.
Кто пытался пройти этим путем, кроме него?
Крученых?
В наше время - Вознесенский?
Но и первый и второй уступают Хлебникову по мощи воздействия на читателя или слушателя.
Твоя, как мне показалось, тоже.
С красивым сном широких глаз,
Твоя полночная коса
Предстала мне в безумный час.
Как обольстителен и черен
Сплетенный радостью венок,
Его оставил, верно, ворон,
В полете долгом одинок.
И стана белый этот снег
Не для того ли строго пышен,
Чтоб человеку человек
Был звук миров, был песнью слышен?"
Велимир Хлебников
----
Стихи хороши!
(В. Хлебников :"Стихи могут быть понятными, могут быть непонятными, но должны быть хороши...")
Один из любимых мною хлебниковских афоризмов:
"Кругом пустое нет".
Переиначивая его, сказал бы: "Кругом полное есть!"
И ты помогаешь мне утвердиться в этом ощущении.
---
Вечер. Тени.
Сени. Лени.
Мы сидели, вечер пья.
В каждом глазе - бег оленя
В каждом взоре - лет копья.
И когда на закате кипела вселенская ярь,
Из лавчонки вылетел мальчонка,
Провожаемый возгласом:"Жарь!"
И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева.
(В.Хлебников)
---------------
Его стихи более чувства, вызываемые словом, нежели стихотворное описание какой-либо картинки из жизни.Стихи интересно читать, распутывая-разгадывая как головоломку. Перечитав, вдруг понимаешь и видишь совсем иной смысл, чем показалось сначала.... Спасибо и тебе, РП. Читаю Хлебникова (нечасто я обращаюсь к его поэзии, при том, что стихи его замечательны).
"Спасает мозги
от засухи".
Ну вот. Докатился. Стихами заговорил:)