ВЕЛИМИР ХЛЕБНИКОВ: САМЫЙ СТРАННЫЙ ПОЭТ РОССИИ

На модерации Отложенный

анимация белой лошади

 

Когда умирают кони - дышат,

Когда умирают травы - сохнут,

Когда умирают солнца - они гаснут,

Когда умирают люди - поют песни.

(1912 год)


В. Хлебников «О стихах»:
Стихи могут быть понятными, могут быть непонятными, но должны быть хороши, должны быть истовенными. На примерах алгебраических значков на обоях детской спальни Ковалевской, оказавших столь решающее влияние на судьбу ребенка, и на заговорах показано, что слову не может быть предъявлено требование: «Будь понятно, как вывеска». Речь высшего разума, даже непонятная, какими-то семенами падает в чернозем духа и позднее загадочными путями дает свои всходы. Разве понимает земля письмена зерен, которые бросает в нее пахарь? Нет. Но осенняя нива все же вырастает ответом на эти зерна. Впрочем, я совсем не хочу сказать, что каждое непонятное творчество прекрасно. Я намерен сказать, что не следует отвергать творчество, если оно непонятно данному слою читателей.


О ХЛЕБНИКОВЕ

Велимир Хлебников – уникален.

Поэт, мыслитель, математик, орнитолог, он опередил свое время.

Его прозрения не укладывались в рамки современной ему науки, искусства и литературы.

Родоначальник русского футуризма (группа «будетлян»), создатель утопического общества Председателей Земного Шара (1916), реформатор поэтического языка, где произошло странное сочетание и смешение звуков слов с обширными знаниями автора в области космоса, поэтики, философии, математики, биологии, языка, древней и российской истории и религии.

Ничего подобного русское стихосложение не знало ни до Хлебникова, ни после него.

Велимир Хлебников (настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников) родился 9 ноября (28 октября по старому стилю) 1885 года в Астраханской губернии (ныне с. Малые Дербеты, Калмыкия).

О месте своего рождения Хлебников впоследствии писал:

«Родился… в стане монгольских исповедующих Будду кочевников… в степи – высохшем дне исчезающего Каспийского моря».

По отцовской линии поэт происходил из старинного купеческого рода – его прадед Иван Матвеевич Хлебников был купцом первой гильдии и потомственным почётным гражданином Астрахани.

Дед умер в Иерусалиме на поклонении.

Отец, Владимир Алексеевич Хлебников, по свидетельству самого поэта «поклонник Дарвина и Толстого, большой знаток царства птиц, изучавший их целую жизнь» был попечителем улуса (должностное лицо в Калмыкии с широким объемом полномочий).

Мать – Екатерина Николаевна Хлебникова (урождённая Вербицкая) – историк по образованию.

Семье Хлебниковых по службе Владимира Алексеевича приходилось часто переезжать с места на место: жили под Астраханью, на Волыни и в Симбирске.

В 1898 семья переезжает в Казань, где Хлебников обучается в гимназии.

Там определяются его первые пристрастия – математика, орнитология, русская словесность.

В 1903 Хлебников поступает в Казанский университет на физико-математический факультет.

В 1904 году, потрясенный гибелью русского флота под Цусимой, Хлебников дает клятву открыть математические законы истории.

Во время первой русской революции Хлебников принимает участие в антиправительственной деятельности и попадает на месяц в тюрьму, после чего утрачивает к политике всякий интерес.

В 1904–1907 годах Хлебников занимается орнитологическими исследованиями, участвует в экспедициях в Дагестан и на Северный Урал, публикует несколько статей по орнитологии.

Тогда же Хлебников пытался самостоятельно начать изучение японского языка, думая найти в нём особые формы выразительности, и увлёкся творчеством русских символистов, особенно Фёдора Сологуба.

О ранних поэтических работах Хлебникова практически ничего не известно.

Первые датированные произведения относятся еще к периоду обучения в гимназии (1903–1904) и представляют собой подражание русскому фольклору.

В 1908 Хлебников приехал в Петербург и поступил в университет – сначала на естественный факультет, затем на историко-филологический (оставил учебу в 1911). Сблизился с кругом символистов, посещал «среды» Вяч. Иванова и «Академию стиха» при журнале «Аполлон», где встречался с акмеистами.

Хлебникова сближал с символистами интерес к мифологии, русской истории и фольклору (именно в кругу Вяч. Иванова он получил древнее славянское имя Велимир).

В сентябре 1908 года Хлебников познакомился с Василием Каменским, заместителем главного редактора журнала «Весна», и уже в следующем месяце состоялся дебют Хлебникова в печати: в октябрьском номере «Весны» появилось наполненное неологизмами стихотворение в прозе «Искушение грешника».

Тогда же состоялось его знакомство с Д. Бурлюком и др. членами группы «Гилея», к которым затем присоединились В. Маяковский и Б. Лившиц.

Вскоре Хлебников стал главным теоретиком футуризма,

Ревниво оберегавший русский язык от иностранных слов Хлебников, придумал название группе – «будетляне» (глашатаи будущего).

Его стихи вошли в футуристический сборник «Садок судей» (1910), которым заявило о себе новое литературное движение.

В «Садке…» из произведений Хлебникова были напечатаны «Зверинец», первая часть драмы «Маркиза Дэзес» и начало поэмы «Журавль».

Сборник был воспринят как открытая конфронтация с литературным миром.

Валерий Брюсов писал о нём:

«Сборник переполнен мальчишескими выходками дурного вкуса, и его авторы прежде всего стремятся поразить читателя и раздразнить критиков».

Будетлян можно назвать первой футуристической группой в русской литературе.

1912 год ознаменовался для Хлебникова изданием первой книги.

В мае в Херсоне на средства автора с рисунками Владимира Бурлюка была издана брошюра «Учитель и ученик», в которой Хлебников попытался рассказать о найденных им «законах времени», в том числе предсказал бурные российские события 1917 года, Февральскую и Октябрьскую революции:

«Не сто́ит ли ждать в 1917 году падения государства?».

Вскоре, в августе, в Москве была опубликована «Игра в аду», поэма написанная в соавторстве Кручёных и Хлебниковым; в ноябре вышла ещё одна совместная работа двух поэтов «Мирсконца».

В том же году футуристы (тогда уже будетляне и их сподвижники стали называть себя этим словом) начали активно пропагандировать свою деятельность.

Сборник, названный «Пощёчина общественному вкусу» увидел свет 18 (31) декабря.

Предварявший его манифест, написанный Бурлюком, Кручёных, Маяковским и Хлебниковым, призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности», содержал обвинения в адрес самых авторитетных русских писателей и поэтов.

Значительную часть сборника (почти половину) составляли стихи Хлебникова, в том числе знаменитое стихотворение «Кузнечик»

Критика встретила сборник в штыки (один из отзывов:

«Вымученный бред претенциозно бездарных людей»), но книга была раскуплена довольно быстро.

Уже через два месяца, в феврале 1913, футуристы издали листовку с тем же названием («Пощёчина общественному вкусу»), где Хлебников был назван гением и великим поэтом современности.

Затем сразу же появляется второй «Садок судей», большую часть которого опять занимают произведения Хлебникова,

В первой половине 1913 года Хлебников на постоянной основе сотрудничал с газетой «Славянин», работал над сверхповестью (изобретённый им жанр) «Дети Выдры».

Декабрь 1913 года был ознаменован публикацией первого авторского поэтического сборника Хлебникова.

Он получил название «Ряв!».

 

В 1916 вместе с Николаем Асеевым выпустил декларацию «Труба марсиан», в которой было сформулировано хлебниковское разделение человечества на «изобретателей» и «приобретателей».

В это время Хлебников много путешествует, живя у друзей и знакомых, и поражая всех невиданной неустроенностью своего быта.

В жизни поэт был непритязателен, наивен и мнителен.

Когда его покинула возлюбленная, он растерянно спрашивал друзей: «Может, я плохо писал стихи?».

В его каморке кроме кровати и табуретки ничего не было, а спал он на наволочке, заполненной его стихотворными рукописями.

 

В 1916 Хлебников был призван в армию и оказался в запасном полку в Царицыне, где, по его словам, «прошел весь ад перевоплощения поэта в лишенное разума животное». С помощью знакомого врача ему удалось добиться освобождения от армии. В это время поэт мечтал создать общество Председателей Земного Шара, в которое мог бы войти каждый, кто ощущает свое единство с человечеством и ответственность за его судьбу.

 

Октябрь 1917 Хлебников встретил в Петрограде. Впоследствии описал увиденное в поэме Ночной обыск (1921).

 

Конец лета и осень 1919 года Хлебников провёл в психиатрической лечебнице, известной в Харькове как Сабурова дача, где спасался от призыва в деникинскую армию, которая в июне заняла город.

Этот период стал чрезвычайно плодотворным для Хлебникова: он написал много небольших стихотворений, поэмы «Лесная тоска», «Поэт» и др. После того, как поэту был поставлен диагноз, позволявший избежать призыва, Хлебников остался в Харькове, где вскоре написал утопическую поэму «Ладомир» – одно из самых значительных своих произведений.

Примерно тогда же, в начале 1920 года, появляется поэма «Разин».

В городском театре Харькова происходит избрание Хлебникова «Председателем Земного шара», с участием Есенина и Мариенгофа.

Осенью 1920 года Хлебников оказался в Баку, где проходил съезд народов Востока.

 

Азия всегда привлекала поэта, он замышлял пробраться ещё дальше на восток, в Персию.

Вскоре его замысел осуществился.

В начале 1921 года советская Россия сформировала в Баку Персидскую красную армию (Персармию), которая была направлена в Персию для оказания помощи повстанцам.

Хлебников был приписан к армии в качестве лектора.

Путешествие в Иран стало очень плодотворным для Хлебникова.

В этот период он создал большой цикл стихотворений, а также начал поэму «Труба Гульмуллы», посвящённую его впечатлениям от Персии, которая была завершена в конце 1921 года.

 

После возвращения из Персии Хлебников снова путешествовал, не останавливаясь нигде на срок больше нескольких месяцев.

В декабре 1921 Хлебников вернулся в Москву.

К этому времени относится его пророчество относительно собственной судьбы: «Люди моей задачи часто умирают тридцати семи лет».

 

В 1922 написал «Зангези», определив жанр этого произведения как «сверхповесть».

Имя главного героя – непонятого пророка, «второго я» автора – произведено от слияния названий рек Ганг и Замбези, символизирующих Евразию и Африку. Зангези пользуется заумным языком, кроме которого в поэме использован, по словам автора, также птичий язык, язык богов, звездный язык, разложение слова, звукопись, безумный язык.

В состав сверхповести введены Доски судьбы – составленные Хлебниковым числовые соотношения между историческими событиями, и теория воплощения в историческом развитии одних и тех же личностей.

 

Весной 1922, уже будучи тяжело больным, Хлебников отправился в Новгородскую губернию вместе с художником П. Митуричем.

Умер Хлебников 28 июня 1922 и был похоронен на погосте в деревне Ручьи.

 

Р.S. В 1960 году останки поэта были перезахоронены на Новодевичьем кладбище в Москве

В деревне Ручьи открыт музей, где проходят ежегодные литературные чтения.

В честь Хлебникова названа малая планета 3112 Велимир, открытая астрономом Н.С. Черных в 1977 году.

Рок-композиции на стихи Хлебникова можно послушать здесь:

http://plus-music.org/%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8+%D1%85%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0

Видеоматериалы по теме "Велимир Хлебников": 

http://yandex.ru/video/search?text=%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%20%D0%A5%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0&path=wizard&fiw=0.000475689

"МИР ВЕЛИМИРА ХЛЕБНИКОВА" - ТЕКСТЫ И ФОТОГРАФИИ: 

http://www.hlebnikov.ru/works/index.htm