Какая рыба хитрее. Ф.И. Шаляпин
Все знают наших художников и певцов по их основной деятельности, а я был очень удивлён, когда прочитал воспоминания художника Константина Коровина, написанные им в эмиграции в Париже. Его язык - язык настоящего писателя. Там он пишет о себе, Левитане, Шаляпине, Чехове, Серове и многих других. Когда мне попалась книга воспоминаний Шаляпина, написанная так же в Париже, я сразу купил и не пожалел. Оказалось, что Шаляпин пишет просто восхитительно. (ЙВ)

В. Серов, "К.А Коровин на рыбалке"
Отрывок из книги "Воспоминания " Ф.И. Шаляпина
Веселые были наши рыболовные экспедиции. Соберемся, бывало, с Серовым и Коровиным на рыбную ловлю. Целый день блаженствуем на реке. Устанем до сладостного изнеможения. Возвращаемся домой, в какую-нибудь крестьянскую избу. Принесли рыбу, и после лучения ее ночью располагаемся на отдых. Серов поставил холст и весело, темпераментно, с забавной улыбкой на губах быстро заносит на полотно сценку, полную юмора и правды. Коровин лежит на нелепой кровати, устроенной так, что ее ребра обязательно должны вонзиться в позвоночник спящего на ней великомученика, у кровати – огарок свечи, воткнутой в бутылку, в ногах Коровина, прислонившись к стене, в великолепнейшем декольте, при портках, – бродяга в лучшем смысле этого слова, Василий Князев. Он слушает, иногда возражая. Это Коровин рассуждает о том, какая рыба хитрее и какая дурачливее... Серов слушает, посмеивается и эту рыбную диссертацию увековечивает...
А бродяга Князев вкрадчивым тенором между тем говорит:
– Вы, этта, Коськянтин Алексеевич, насчет нашей, рассейской-то, рыбы рассуждаете. А вот случилось мне быть в Норвегии. Смешная это какая-то страна и грустная. Так что, девицы, этта, и бабы усе больше ходят у церковь. А в трактире мужики сидят таково сумрачно и пьют усе пунш. Ну а я... норвежская водка больно хороша, Коськянтин Алексеевич Вот я, окромя трактиров, хожу, этта, по городу. По бродяжьему моему положению одет, значить, я невзрачно и собираюсь с купцом ехать на пароходе по фиордам к нему на дачу – лосося, значить, ловить, ну и спиннинги ему заготовлять. Жду, значить, я этого купца на пристани и бутылку держу у себя в кармане – норвежская она, водочка-то... Хожу. Гляжу – какой-то человек, значить, этак пристально на меня глядит.
Думал, может, знакомый какой – признать хочет. Ан, гляжу – нет. Что за напасть? А все смотрит. То в глаза поглядит, то на карман. Неловко стало.
Я, значить, по мосточку на пароход. Человек за мной. Я по коридору – в уборную. Постоял там маленько. Думаю, пойду на палубу погляжу хозяина. Вышел из уборной – человек стоит! Хотел было с ним поговорить по-приятельски – не умею по-ихнему талалакать.
А тут хозяин, гляжу, идет. Где, говорю, прикажете расположиться? Хозяин, он мало-мало по-русски говорил – в России был. А вот, говорит, в нижнем етажике 13-й номер каюта есть для тебя. Номер-то не больно мне понравился, Коськянтин Алексеевич, одначе зашел. Кругло окошечко, гляжу, как раз над водой. Оглянулся в дверь, вижу – человек опять ходит и так, значить, заглядывает в комнату-то. Думаю, может, водку нельзя носить с собой. Спрячу-ка, думаю, под подушку. Положил я, этта, водку, захлопнул дверь, сел на кровать Засвистел пароходишко-то, затрясся – поехали! Стал, открыл дверь – думаю, посмотрю: тут ли человек аль нет? Никого. Ну, думаю, слава богу! Здохнул, вынул водочку, перекрестился, глотнул – кладу под подушку. Облокотился, гляжу в кругло-то окошко. Водичка такая прозрачная, чистая, пароходик идет так плавно, тихо... Гляжу, значить, да так и ахнул: матушки! (а уж вечереет). Что это такое глядит, глазом-то глядит прямо на меня! Отпрянул уж я от окошка – как же человек- то?! Неужто пристроился снаружи в кругло окошко глядеть? Он самый и смотрит... Так верите, Коськянтин Алексеевич, обомлел весь, аж потом покрылся. Да как стал приглядываться-то – здоровенный, гляжу, этакий язина приподнялся на плавниках-те, плывет этак за пароходом-то да на меня через кругло-то окошко- то глазищами-то, сволочь, и глядит! Вот, Коськянтян Алексеевич, какая рыба заграничная-то!
Константин Алексеевич слушает, слушает, но как дошло до «сволочи», не выдержал:
– Ну, брат Василий, это уж ты того, врешь! – говорит он с досадой, чувствуя, что охотничьими рассказами его таки побил Василий Князев. – Все врешь, ни в какой Норвегии ты, брат, и отроду не бывал...
– Ну вот, Коськянтин Алексеевич, никогда-то вы ничему не верите... Обиделся Князев. А Серов уже складывает полотно и, смеясь, замечает:
– Да, рыба заграничная, она, точно, дурачливее нашей.
Радостно и грустно вспомнить об этом далеком прошлом. Много, много уроков дало нам истекшее время. Удержим один из них – настоящее в искусстве переживает временные и случайные суждения. Вот ведь, самая кличка «декадент» вышла, кажется, уже бесповоротно из моды, а чудесный талант замечательного российского художника Константина Алексеевича Коровина жив и здравствует.
Комментарии
- Сергей Александрович, как Вам Европа?
- да ну её...
- а как Америка?
-ааа.....давайте я вам лучше стихи почитаю...
Ой крепка норвежская водочка, или бутылочка не первая, или на грибочках настояна.
Но гораздо более важным для понимания Федора Ивановича в его воспоминаниях показалось мне вот что:
"Я не создал своего театра. Придут другие -- создадут.
Искусство может переживать упадок, но оно вечно, как сама жизнь".
(Федор Шаляпин. "Маска и душа").
Сожаление и надежда.
Что всё исправится и всё станет лучше - пусть не при нашей жизни, но где-то там, впереди...
Может, и в самом деле так?
Я эпизод из жизни молодого Левитана ещё напишу. Умел поступки с юности делать.
Напиток отличается безупречным вкусом и тонким ароматом.
В нижней части бутылки отмечены наиболее важные творческие вехи в жизни великого певца.
http://altavina.ru/item.php?id_item=10946
Всё на продажу, Йердна!
родился,
дебютировал,
приобрел всемирную известность,
помер.
Р.S. Сегодня Елена Образцова умерла.
Грустно.
Скорблю как и все по умершему человеку, но лучшей памятью о ней будет интересная статья. Я Образцову видел только по советскому телевидению. Заспиртованной, как можно догадаться. Тисни статейку или удачное исполнение, где видна её нешаблонность.
Извини, вынуждаешь на прямоту грубыми инсинуациями.
Шаляпин - мужчина.
А потому рядом с ним, творчески уравновешивая его, должна быть женщина.
Эту женщину зовут Елена Образцова.
Широчайшее меццо-сопрано - две с половиной октавы легко!
При этом выразительность голоса такова, что ей по силам создать любой образ - от комического до трагического.
На гастролях в Мадриде она восхитила испанцев своей Кармен.
После спектакля в ее гримерку ворвалась Монсеррат Кабалье.
Она рухнула на колени перед Образцовой:
- Ты лучшая Кармен всех времен и народов! - и всё норовила поцеловать руку русской певице.
- Монсеррат, - произнесла слегка ошалевшая от испанского напора Образцова. - Мне ведь с коленок тебя не поднять. Может, я рабочих с домкратом вызову?..
...Кто займет место Образцовой на оперном Олимпе?
На нем место Шаляпина до сей поры остается вакантным.
Огненной водой злоупотребил?
Это ты написал про длинные тексты на бутыли:)
Длинных текстов вам захотелось, сударь?
Слушайте Дона Кихота!
Это Ваш коммент. В нём про надписи на бутыли. Он был первым.
Чего-то ты тормозишь, Йердна.
Или я торможу.
В общем, сегодня мы с тобой понимаем друг друга на редкость хреново.
Текст коммента дублирует рекламный текст продавца.
"ИНСИНУА́ЦИЯ, инсинуации, жен. (лат. insinuatio, букв. проникновение куда-нибудь узким или кривым путем) (книжн.).
Клевета, преднамеренное сообщение ложных предосудительных сведений с целью опорочить кого-нибудь", - это из "Толкового словаря русского языка" Ушакова.
Извиниться не хочешь?
П.С. В твоём понимании инсинуацию ты применил предположив, что я употребил огненной воды. Так, что можешь тоже извиниться.
Есть смысл посмотреть, если не видел.
Наверняка есть в Сети.