Институт искусства Курто в Лондоне

На модерации Отложенный Институт искусства Курто в Лондоне
Фрагмент картины Рубенса (1577–1640) «Семья Яна Брейгеля-старшего» (1613–1615)
Работы, подписанные Рубенсом, исчисляются тысячами. Часто он представлял клиентам
миниатюрный эскиз будущего холста и, получив их одобрение, доверял исполнение подмастерьям
Художники Питер Пауль Рубенс (1577–1640) и Ян Брейгель (1568–1625) были близкими друзьями. Многие картины они создали вместе: Рубенс рисовал людей, а Брейгель — пейзажи и предметы. LORIEN22 рассказывает о коллекции картин лондонского Института искусства Курто.
На днях подумалось, что я много пишу о путешествиях, архитектуре, археологии, развалинах, монастырях и прочем, и как-то совсем забросил искусство и музеи, к которым испытываю не менее нежные чувства. А учитывая, что я совсем недавно был в Лондоне о котором можно сказать, что это «столица мирового искусства», то написать у меня есть про что. За пять дней в городе я успел побывать в девяти музеях, в том числе в Британском музее, наверное лучшем музее моей жизни, в который я пошел дважды, понимая, что за один раз его даже просто не обойти, не то чтобы осмотреть, Музей естествознания, который не менее крут чем Британский, Музей Альберта и Виктории, Национальную Галерею, собрание Уоллеса, посетил даже коллекцию королевы Виктории в Букингемском дворце (правда Вермеера суки от меня спрятали) и так далее. Однако сегодня я хочу рассказать вам не о «монументальных» дворцах искусства, а о маленькой, но очень удачной коллекции — Институте искусства Курто. Которая, кстати, по иронии слога расположена именно в дворце))



Институт искусства или галерея Курто расположена в Сомерсет-Хаус — это построенное в стиле классицизма здание занимает целый квартал между Стрэндом и Темзой. Здесь жил Эдвард Сеймур, дядя короля Эдуарда VI, потом здесь жила будущая королева Елизавета. После Великого лондонского пожара дворец отстроил сам Кристофер Рен, но судьба не благоволила к нему, и в 1775 году он был снесен. А на его месте было возвигнуто нынешнее здание, в северном крыле которого (построенном сэром Уильямом Чемберсом в XVIII веке) в наши дни и располагается коллекция Сэмюэля Курто.



Курто — текстильный фабрикант и страстный коллекционер искусства основал институт в 1932 году. Идею он вынашивал еще с начала двадцатых годов, долго общался с университетом Лондона по этому поводу, но никак не мог найти место. В итоге после смерти своей жены, он передал уже основанному институту свой дом в Лондоне — прекрасный особняк XVIII века, построенный архитектором Робертом Адамом, в аренду на 50 лет. По его замыслу, здесь должно было проходить преподавание истории искусства непосредственно на примере произведений, собранных в институте. Сэмюэль передал в институт большую часть своей коллекции и значительную сумму денег для строительства галереи. Однако сам текстильщик не дожил до момента воплощения своей мечты в реальность — он умер в 1947 году, а галерея открылась только в 1958 году. Однако коллекция была отдалена — и от института и от центральной части Лондона, что создавало некоторые неудобства.
Вдобавок в 80-х годах истекал срок аренды. В итоге было решено перевести институт и коллекцию в освободившийся Сомерсет-Хаус, и с тех пор она расположена здесь.



В коллекции Курто есть как и старые мастера, так и более «современные» авторы — импрессионисты, фовисты и даже художники XX века. Ну а теперь обо всем по выборочно по порядку. Сверху я показал две картины Лукаса Кранаха Старшего. Вторая называется «Адам и Ева». На ней, соответственно Адам и Ева изображены в судьбоносный момент обольщения. Ева протягивает Адаму яблоко, а змей, обвитый вокруг дерева, наблюдает за происходящим. Кранах и его ученики рисовали эту тему более пятидесяти раз (самая известная картина находится в галерее Уффици во Флоренции, есть удачные версии в музеях Лейпцига и Вюрцбурга).



Рубенс — Семья Яна Брейгеля Старшего. Рубенс и Брейгель нарисовали вместе много картин — Рубенс рисовал портреты, а Брейгель — пейзажи и другие предметы. Художники были близкими друзьями, поэтому Рубенс, рисуя портрет семейства Брейгель пытался изобразить умиротворенную атмосферу, подчеркивающую важность семьи и дружбы. На портрете изображены сам художник с женой и детьми. Катарина, вторая жена Яна — сердце интимной ячейки, изображенной на портрете. Она прижимает детей — Питера и Элизабет как можно ближе к себе. Одна рука Катарины покоится на плече Питера, другая сжимает хрупкую руку дочери. Элегантно одетый Питер играется с браслетом матери, возможно обручальным подарком. Семья Брейгеля, богатые жители Антверпена, наряжены в очень элегантные одежды. Нет никакого намека на профессию Яна.
Сам художник стоит немного сзади, как бы охраняя свою семью. Тепло, которым веет от картины, нетипично для Рубенса, и сравнимо разве что с портретами его собственной семьи (один из них был над этой картиной, но фотографировать Рубенса я больше не могу, хватит).



Пьер-Огюст Ренуар — Ложа. Эта картина была включена в первую групповую выставку импрессионистов в 1874 году, и считается одним из самых известных полотен Ренуара 70-х годов. Отзывы были хорошие, но художник смог продать картину лишь через год, причем за очень небольшую сумму — 475 франков. Перейдем к самой картине — на ней изображены мужчина и женщина в ложе театра. Моделями выступили родной брат Ренуара Эдмонд и монмартская натурщица Нини Лопез, известная под именем «Рыбье Лицо» (очевидно в те годы это был комплимент). Мнение критиков насчет картины разделилось: одни считали, что одежда женщины свидетельствует об опасностях современной моды, другие наоброт, хвалили элегантность наряда.



Эдуард Мане — На балу. В галерее Курто есть четыре картины Мане, все они заслуживают отдельного разговора. Этот скетч был продан в 1884 году вместе со всем содержимым студии художника. Большие участки холста остались не разрисованными, но художник ухитрился несколькими мазками кисти обрисовать повернутый торс женщины и ее платье. За женщиной видна еще одна фигура — мужчины. Эксперты опознали женщину, послужившей натурщицей для наброска — это Маргерит де Конфанс, семья которой имела близкие отношения с семьей Мане.