Интервью посла США в Монголии

На модерации Отложенный

Корреспондент: – Монголия поддерживает близкие отношения не только с США, но и с двумя влиятельными странами соседями, позиции которых несколько отличаются от американских. Недавно в нашей стране скоротким интервалом прошли визиты глав двух соседних государств. Что вы можете сказать по этому поводу, как посол США?

Посол США: – Если принять во внимание, что внешняя политика Монголии имеет две опоры, то в визитах этих высокопоставленных лиц нет ничего удивительного. Одна опора заключается в том, чтобы поддерживать дружественное сотрудничество на политическом и экономическом уровне с двумя соседними странами. А другая заключается в внешней политике «третьего соседа», которую Монголия успешно реализует последние 25 лет. Для Монголии очень важно поддерживать отношения со странами, с которыми она имеет схожие ценности и конечные задачи, чтобы сбалансировать отношения с «изначальными» соседями. Поэтому США очень гордятся тем, что являются «третьим соседом» Монголии.

Корреспондент: – Некоторые аналитики считают, что одно время Россия и Китай не уделяли особого внимания своей внешней политике по ряду причин. Сегодня обе страны пытаются утвердить свое региональное влияние, создавая для нас непростые условия. Что вы думаете об этом?

Посол США: – Монголия – независимая и самостоятельная страна имеющая свою гордость, она выбрала демократический путь развития. Все слышали, как во время своего визита Председатель КНР Си Цзиньпин сказал: «КНР всегда будет уважать независимость, суверенитет и территориальную целостность Монголии, а также путь развития, который выбрал монгольский народ». Так что я хочу сказать, что те, кто считает, будто бы независимости или безопасности Монголии что-либо угрожает, не правы. Это всего лишь доказывает, как важно Монголии сбалансировать свою внешнюю политику «изначального» и «третьего соседа». В последнее время в США стали все больше говорить о выравнивании в отношении со странами Азии.

Посол России Искандер Кубарович Азизов и посол США Пайпэр Энн Уинд Кэмбэл

Корреспондент: – Что это означает?

Посол США: – Президент Б.Обама и Госсекретарь Джон Керри неоднократно выступали с докладами на эту тему. США признают, что военно-политическое направление нашей внешней политики в последние 10 лет активировалось в отношении Афганистана и Ирака. Но сами США относятся к странам тихоокеанского региона, поэтому сегодня встает необходимость пересмотреть нашу внешнюю политику в этом направлении. Потому что в последнее время заметны тенденции стремительного развития и активных движений в странах этого региона. США планируют направить сюда и свое внимание, и свои ресурсы. Конечно же, при этом США будут учитывать позиции России и Китая. Думаю, нужно подчеркнуть, что внешняя политика ре-сбалансирования в Азии основана на традиционных, крепких отношениях США со странами азиатско-тихоокеанского региона.

Корреспондент: – Ваш доклад в рамках форума инвесторов привлек общественное внимание. Кажется, вы подчеркнули, что суверенитет Монголии должен выражаться не в геополитической, а в экономической независимости?

Посол США: – Я говорила это не только в отношении монголов, а в отношении всех нас. Официальные лица в первую очередь уделяют внимание геополитической стороне вопроса. Поэтому они иногда забывают, как важна экономическая безопасность для национальной безопасности. Поэтому в своем докладе я подчеркнула, что экономическая независимость является определяющим фактором для определения геополитического направления, и как важно сохранить свой экономический рост в дальнейшем.

Корреспондент: – Действительно, экономическая независимость важнее всего прочего. Бывает такое, что при решении финансовых вопросов принимают сторону того, кто предложит больше возможностей. Что нужно сделать в первую очередь, чтобы сохранить свою экономическую независимость?

Посол США: – Я надеюсь, что несколько важных вопросов будут обсуждать в рамках осенней сессии ВГХ, работа которой скоро начнется. Я надеюсь, что будут утверждены законодательные акты, которые гарантируют интерес иностранных инвесторов к Монголии. Я также надеюсь, что будет ратифицировано монголо-американское Соглашение о гласности. Я считаю проект «Оюутолгой» важным гарантом дальнейшего экономического развития страны, поэтому надеюсь, что Правительство Монголии и «Рио Тинто» договорятся по вопросу финансирования второго этапа проекта. Не менее важным толчком для экономического подъема станет и проект «Тавантолгой». Я считаю эти шаги важными для гаранта экономической безопасности монголов. Правительство Монголии много говорит о разнообразии свое экономики. Но большая часть ресурсов страны относится кгорнорудной отрасли, поэтому очень важно правильно развивать отрасль минеральных ресурсов.

Корреспондент: – Наши «третьи соседи» по большей части заинтересованы в сотрудничестве в горнорудной отрасли. А в сотрудничестве в какой отрасли более заинтересованы США? Говорят, что некоторые компании лишь открыли свои представительства и выжидают?

Посол США: – У американских компаний огромное желание сотрудничать с монгольскими партнерами. Но я хочу подчеркнуть, что самой классической формой является открытый тендер. Правительство определяет ситуацию и открыто объявляет о своих потребностях. А компании выдвигают свои бизнес – предложения, как они могут обеспечить эти потребности. Когда тендерный отбор будут проводить открыто, гласно и справедливо, крупные американские компании смогут предложить свои цены и технологии, опираясь на свои сильные стороны.

Например, как компания «Пибоди», которая хотела бы принять участие в проекте «Тавантолгой». Но я хочу отметить, что участие какой-либо американской компании в проекте «Тавантолгой» не является оплатой или ценой наших дружественных отношений. Я хочу сказать, что у США появится возможность выиграть, когда все игроки будут играть по одинаковым правилам.

Корреспондент: – Заметно, что в последнее время вы стали все чаще упоминать о внешней политике «изначального» и «третьего соседа». Эта политика «третьего соседа» действительно так важна для нас?

Посол США: – Здесь я бы хотела процитировать одного монгола, который сумел лучше меня ответить на этот вопрос. Его же слова я процитировала и в своем докладе. «Внешняя политика «третьего соседа» поможет нам быть независимыми от какой-либо или каких-либо стран. Она направлена на то, чтобы Монголия могла улучшать свою гибкую политику на международной арене, и это наше стремление поддерживать тесные отношения не только с Россией и Китаем, но как можно с большим числом игроков». Если монголы сами так говорят, то что я могу здесь добавить?

Корреспондент: – В одном из своих интервью вы сказали, что говорите иностранным инвесторам, что экономика Монголии имеет свои гарантии и твердую основу. Насколько они согласны с вами при сегодняшних условиях?

Посол США: – Наше посольство продолжает получать запросы от компаний, которые понимают возможности Монголии. И я верю, что никто не будет спорить со мной, что у монгольской экономики есть твердый фундамент. Инвесторы более интересуются краткосрочными событиями: что именно происходит в Монголии сегодня, стабильна ли правовая среда, реализуются ли утвержденные законодательные акты, действуют ли они одинаково для всех?

Корреспондент: – Говорят, что уже давно прошли те золотые времена, когда инвесторы интересовались нашей страной. Что нужно сделать в первую очередь, чтобы вернуть инвесторов?

Посол США: – Есть некоторые вопросы, не решенные на настоящий момент. Например, дела иностранных поданных, которые находятся на рассмотрении в суде, или 106 аннулированных лицензий. Инвесторы продолжают наблюдать, как эти вопросы будут решены. Так что очень важно, как именно Правительство решит их. Также им интересно, насколько стабильно реализуются законодательные акты. Они опасаются, как бы соглашения, подписанные сегодня, перестали быть действительными завтра. И я уже говорила о двустороннем соглашении о гласности. Если он будет ратифицирован, то оно станет положительным сигналом о том, что правовая среда станет открытой и понятной для инвесторов.

Корреспондент: – Вы очень жизнерадостный человек, и всегда улыбаетесь, где бы с вами не встречались. Но только не сегодня. Вам не понравились мои вопросы? Или вас изменили те два года, что вы провели в Монголии?

Посол США: – Вам показалось (смеется). Мы с вами сегодня говорим на очень серьезные темы, как политическая независимость, экономика, хорошая жизнь для людей. На эти вопросы нужно отвечать детально и обдуманно. А вот работать в Монголии мне очень нравится. Я здесь очень счастлива.

Корреспондент: – Вы сказали, что инвесторы постоянно интересуются информацией о Монголии. Насколько их беспокоят очередные сведения о нестабильной политической ситуации и возможной отставке Правительства?

Посол США: – Едва появляется новость, все инвесторы обращаются в посольство за разъяснением и дополнительной информацией. И в первую очередь мы всегда подчеркиваем, что Монголия обеспечила все условия безопасности и является очень стабильной страной. Так что это очень естественно, что инвесторы интересуются политической ситуацией каждой страны.

Корреспондент: – Некоторые сотрудники вашего посольства высказывали удивление по поводу некоторых статей закона. Например, о том, что имущество частной компании может быть использовано в государственной деятельности. Существуют ли вопросы, которые действительно сложно понять для вас, а для людей из пост-коммунистических стран не так уж удивительны?

Посол США: – Наше посольство подчеркивает важность ратификации соглашения о гласности, потому что при переводе на английский язык действующих законодательных актов и законопроектов некоторые статьи вызывают сомнение, потому что получаются двусмысленными. Встречается несколько неофициальных переводов одного законодательного акта. Например, вчера я слышала разговор двух людей: одного американца и одного монгола, как можно объяснить термин, который был использован в одном монгольском законе. Конечно, существуют вопросы, к которым люди из разных стран относятся по разному, из-за чего их мнения расходятся. Но, лично я считаю, что мнения людей из разных стран не должны расходиться в отношении смысла одного слова.

Корреспондент: – Говорят, что вы очень любите верховую езду. А Монголия - родина лошадей. И монголы очень любят дарить почетным гостям лошадей. Удается ли вам покататься верховм? Получали ли в подарок лошадь?

Посол США: – Да, я очень люблю ездить верхом. И у меня всегда появляется возможность покататься во время командировок. Недавно я ездила в Вочточный и Центральный аймаки и там много каталась. В Монголии я впервые оседлала верблюда - мне очень понравилось. Так что в подарок я получила и лошадь, и верблюда.

 

.