На пути к Армагеддону: США, НАТО и Израиль

На модерации Отложенный

Администрация США и ее союзники по НАТО неоднократно заявляли, что ответ на любое применение ядерного оружия будет "сокрушительным".

Авианосец USS Harry S. Truman. Фото: Getty Images / Matt Cardy

 

"Впервые со времен Карибского кризиса перед нами стоит прямая угроза применения ядерного оружия, если ситуация действительно продолжит развиваться по тому пути, по которому она развивается", — заявил президент США. Джо Байден также заверил, что "достаточно хорошо" знает Путина, поэтому считает, что он "не шутит, когда говорит о потенциальном применении тактического ядерного оружия". Подобный исход событий, по мнению Байдена непременно приведет к Армагеддону.

Институт исследований в сфере национальной безопасности (Тель-Авив) в последнем отчете анализирует факторы, влияющие на те или иные апокалиптических сценария развития событий.

Как замечают ведущие аналитики, занимавшие еще недавно видные посты в израильском дипломатическом и разведывательном сообществе, Шимон Штайн и Эльдад Шавит, администрация США продолжает выдерживать жесткий курс в отношении России. Решение России аннексировать четыре украинских области, президент Байден назвал нелегитимным. Байден также предупредил Москву, что Вашингтон будет защищать каждый дюйм территории НАТО.

Угрозы Путина относительно применения ядерного оружия серьезно обеспокоили Вашингтон. В свете успехов Украины вероятность такого сценария возросла. В любом случае администрация и ее союзники по НАТО неоднократно заявляли, что ответ на любое применение ядерного оружия будет "сокрушительным". Советник по национальной безопасности США Джейк Салливан подчеркнул, что администрация "прямо, в частном порядке и на очень высоком уровне сообщила Кремлю, что любое применение ядерного оружия будет иметь катастрофические последствия для России".

 

 

Однако даже сейчас администрация воздерживается от уточнения того, каким она видит исход игры. Как отмечают израильские исследователи, на сегодня было только два недвусмысленных заявления.

Первое - слова министра обороны США Ллойда Остина на пресс-конференции после его визита в Украину, о том, что цель США — ослабить Россию настолько, чтобы в будущем она не смогла повторить то, что было в Украине. Второе - заявление Байдена в статье от 31 мая в The New York Times о том, что цель США должна включать восстановление контроля Украины над всеми ее территориями и требование заставить Россию заплатить высокую цену за агрессию.

Тем не менее, как полагают аналитики, слишком рано говорить о том, достигнет ли администрация Байдена своих целей. Уже ясно, что ее осторожная, а порой и нерешительная политика не остановила Путина от продолжения войны и ее эскалации.

В то время как война в Украине продолжается, и риски эскалации из-за угроз России применить ядерное оружие возрастают, администрация США и их союзники пока находятся на перепутье. С одной стороны, они по-прежнему стремятся наказать Россию за агрессию и лишить ее достижений. С другой - они стремятся избежать перерастания нынешнего конфликта в тотальную войну.

Сомнительно, что нынешняя американская политика сможет разрешить противоречие между этими двумя целями, и, похоже, Вашингтону придется переформулировать стратегию продолжения войны в Украине. В Вашингтоне и других западных столицах должны решить несколько важнейших проблем. Среди них:

Не допустить втягивания в войну против России. Эта задача становится особенно сложной после аннексии и угрозы того, что нападение на эти регионы будет считаться нападением на Россию.

До сих пор Соединенные Штаты и НАТО настаивали на том, чтобы Украина не атаковала российскую территорию, и воздерживались от поставки Украине современного оружия большой дальности.

Теперь эта схема становится проблематичной. Администрация готовится к возможности того, что Путин осуществит свою угрозу и применит ядерное оружие. Пытаясь удержать Кремль от столь радикального шага, она принимает во внимание возможность того, что применение ядерного оружия, даже если оно будет тактическим, будет иметь стратегические последствия, которые могут потребовать изменения стратегии Запада.

В настоящее время, помимо угрозы серьезного военного ответа, США и НАТО скрывают сам характер своей реакции и до сих пор неясно, приняла ли уже определенное решение администрация президента.

Так или иначе, ответ может быть политическим (разрыв отношений), экономическим, но нельзя исключать и военного ответа. Но также вполне вероятно, что использование Россией ядерных вооружений может на самом деле способствовать динамике, которая приведет к прекращению огня, если Соединенные Штаты и другие страны окажут давление на Украину, чтобы она согласилась вернуться к февральским границам. Таким образом, Путин сможет предъявить своему народу определенные достижения.

 

Поддержание координации и сотрудничества между Соединенными Штатами и их союзниками. Европейское руководство находится под сильным давлением, в основном на фоне нехватки газа и связанного с этим роста цен. В Европе уже нарастает давление, направленное на прекращение боевых действий, даже если Украина будет вынуждена заплатить за это высокую цену в виде части своих территорий.

Хотя реакция на аннексию была решительной, опасения эскалации могут привести к усилению призывов о возобновлении переговоров и достижению компромиссов с Россией. В любом случае Путин продолжит свои усилия по расширению раскола между Соединенными Штатами и их европейскими союзниками.

Давление внутри самих США. В настоящее время администрация воздерживается от увязки своей внешней политики с внутренними проблемами. Однако прогнозы роста инфляции и усиление рецессии могут усилить давление на администрацию, с тем, чтобы она выдвинула компромиссную формулу мира с Украиной, которая позволила бы положить конец боевым действиям. Это давление будет нарастать в свете ноябрьских промежуточных выборов нынешнего года и усилится с началом президентской гонки 2024 года.

 

Рейтинг президента Байдена. Сомнительно, что политика президента в отношении Украины способствовала недавнему небольшому росту рейтинга. Тем не менее, президент, вероятно, считает это центральным компонентом своей политики и той повестки, которую он стремится продвигать относительно укреплении позиций демократий по сравнению с автократиями. Более того, по его мнению, Соединенным Штатам удалось восстановить свой статус ведущей державы и это имеет положительные последствия также для борьбы против Китая и попыток других стран повлиять на новый мировой порядок.

До сих пор Израиль предпочитал не отвечать на просьбы Украины о военной помощи и не стал активным игроком в этой сфере. Иерусалим, таким образом, не оказывает прямого влияния на результаты войны. Решение Израиля о непризнании итогов референдумов в регионах Украины шаг положительный, но недостаточный. По мнению израильских аналитиков, дипломатических заявлений о поддержке уже явно недостаточно: правительство Израиля должно четко выступить на стороне Украины, в том числе откликнуться на ее просьбы о военной помощи. Иерусалим должен без колебаний встать на сторону Соединенных Штатов в этой борьбе, которая, несомненно, повлияет на формирование будущего миропорядка.