2015 и война в Донбассе: что дальше?

 

Война на востоке Украины, остававшаяся в центре внимания прессы начиная с апреля, к концу года перешла в "окопное" противостояние. Активные боевые действия почти прекратились.

По мнению экспертов, причиной можно считать не столько заключенное перемирие, сколько усталость от войны - обе стороны исчерпали те ресурсы, которые позволяли им воевать в течение семи месяцев.

Сейчас мало кто верит в то, что война может вспыхнуть с новой силой в новом году - по крайней мере в первой его половине.

Для этого вооруженным формированиям ДНР и ЛНР необходима поддержка России, которую стало труднее получать из-за санкций.

Украинским вооруженным силам не хватает техники, вооружения и личного состава.

Без сил

Формальное перемирие, которое было достигнуто между украинским государством и сепаратистами, зафиксированное в договоре в Минске 5 сентября, фактически не было реализовано на практике - между сторонами по инерции продолжались бои, артиллерийские и ракетные обстрелы.

 


В конце концов о наступлении "настоящего перемирия" Порошенко объявил лишь 12 декабря. "У меня позитивные новости. Сегодня впервые за семь месяцев… на Украине зафиксировано настоящее перемирие", - заявил Порошенко в ходе визита в Австралию.

По мнению российских и украинских экспертов, то состояние конфликта, в котором он застыл в конце осени-начале зимы, вызвано не только и даже не столько договоренностями, сколько двумя факторами - тяжелой экономической ситуацией, в которой оказалась Россия, а также потерями украинской армии, которые свели на нет преимущество в живой силе и технике.

"Если в начале конфликта вооруженные силы Украины имели подавляющее превосходство в бронетехнике, то сейчас нет даже паритета. По существующим источникам, по видеозаписям, фотографиям, записям в блогах можно сделать вывод, что сейчас антиправительственные силы не только равны по количеству танков, но даже могут и превосходить вооруженные силы Украины", - рассказал Би-би-си украинский военный эксперт Андрей Тарасенко.

По его словам, в настоящее время активных усилий по восстановлению парка бронетехники на Украине не заметно.

Правда, разные эксперты по-разному оценивают боеспособность украинской армии и сил сепаратистов.

По сообщениям из зоны конфликта, стороны активно укрепляют свои позиции, наращивая силы, хотя в последние недели 2014 года накал перестрелок заметно снизился.

"Обе стороны действуют по принципу "хочешь мира - готовься к войне". Украинская сторона активно готовит оборонительные сооружения в зоне конфликта. Во всяком случае первая и вторая линия находятся в стадии активных инженерных работ. Происходит перевооружение украинской армии и ее техническое усиление. Нечто подобное происходит и с другой стороны. Украинские наблюдатели в ежедневном режиме фиксируют и ротацию военных. И техническое перевооружение происходит", - рассказал Би-би-си глава Киевского института проблем управления имени Горшенина Владимир Фесенко.

Замороженный конфликт

Однако ни один из экспертов не считает, что в 2015 году, по крайней мере в первой его половине активные боевые действия на востоке Украины могут возобновиться.

По словам российского военного эксперта Александра Гольца, со стороны сепаратистов решение о продолжении войны может принять только Москва, которая опасается ухудшения режима санкций.


"Та пора, когда российские руководители веселились и говорили, что санкции пойдут на пользу России, они закончились [...] И пусть сквозь зубы, но российские руководители говорят, что нужно договариваться, что Донецк и Луганск должны стать частью единого политического пространства с Украиной. Бог знает, что они имеют в виду, но такие слова говорятся", - сказал Гольц.

Со стороны Киева активные боевые действия также начаться не могут, считает он, поскольку украинская армия не сможет одержать победу в партизанской войне в городской черте.

"За последние лет 50, наверное, никому не удавалось одержать победу над полувоенными формированиями, воюющими в городских районах. Во Второй мировой войне никого не волновали потери среди мирного населения. С тех пор же гуманистические взгляды укрепились", - сказал эксперт.

Украинскую армию действительно часто обвиняют в том, что она подвергает обстрелам жилые кварталы. Правда, в свою очередь украинские военные говорят, что они лишь подавляют позиции боевиков, которые выбирают их среди жилых домов.

Владимир Фесенко, отмечая, что хотя "воинственные заявления звучат иногда от политиков, реальных сил и возможностей нет".

"Требуется концентрация сил, ударная группировка солидная, но любая попытка создать такую группировку вызовет ответную реакцию со стороны России. Возникнет эскалация конфликта", - сказал эксперт.

Андрей Тарасенко также довольно скептически оценивает возможность вооруженных сил Украины накопить силы, правда, уже с точки зрения промышленного потенциала. По его словам, армия уже забрала себе все танки, включая и некоторое количество Т-72 - их до сих пор старались на фронт не отправлять чтобы по ошибке их не уничтожили свои, поскольку танки такого типа имеются на стороне сепаратистов.

Скоротечная война

Конфликт на востоке Украины развивался стремительно. Напряженная политическая обстановка в начале года переросла в состояние открытой полномасштабной войны за считанные недели.

В результате страна лишилась целого региона Крым, а значительная часть двух других областей оказалась под контролем формирований, в руководство которых входило и входит много граждан России. В случае с Крымом, как впоследствии признался президент России Владимир Путин, аннексия полуострова стала результатом стратегического решения.


Что касается действий пророссийских формирований в Донецкой и Луганской областях, то даже спустя семь месяцев очень сложно сказать, стала ли война результатом чьего-то замысла, является ли она чистой импровизацией, и если оба этих фактора присутствовали в какой-то пропорции, то в какой именно.

Успеху сепаратистов, оказавшихся способными противостоять армии государства, способствовало много факторов - и помощь со стороны России, и неподготовленность украинской армии, которая оказалась вовлечена в вооруженный конфликт, находясь в процессе глубокой реформы, по оценкам многих военных экспертов - почти в небоеспособном состоянии.

И хотя украинские войска и силы сепаратистов понесли большие потери в живой силе и технике, обе стороны приобретали опыт и навыки ведения войны.

Теперь друг другу противостоят более опытные части или вооруженные группы. У них меньше техники, но их боеспособность выше.