"Унижение", иерархия актуализации и объяснение моей "полной глупости".

На модерации Отложенный

Весь мир состоит из иерархий или систем холонов, то есть целых, являющихся частями других целых (холизм). Поэтому, когда мы говорим «иерархия» то видно по контексту, где мы говорим вообще об иерархии как принципе устройства мироздания, а где о конкретной иерархической структуре.

 

Я попытаюсь объяснить на простых примерах то, что вы называете «полная глупость», то есть иерархию актуализации в отличие от иерархии доминирования. В иерархии доминирования  более «высокое» целое (например, вождь в авторитарном режиме)  навязывает свои решения менее высокому (подданным), которые не имеют к ним никакого отношения.  В иерархии актуализации признаются законными отличия по уровням знания, опыта, компетентности. Допустим, я пришёл на консультацию к профессору по экономике. Если бы я не признавал его компетентность, то я бы этого не делал, если бы, конечно, меня не привели к нему под дулами автоматов. Он меня не принуждал к этому. Я сам хочу выяснить у него свой вопрос и признаю его квалификацию. Это иерархия актуализации. Вы же не пойдёте со своим вопросом к первокласснику. Не так ли? По отношению к «первокласснику» вы не будите актуализироваться, просто потому, что он не сможет сообщить вам ничего.  Но более высокое может так же, служить в качестве средства подавления. Профессор на вопросы любого студента может отвечать им: «Вы глупы. Все равно ничего не поймёте!». Это уже будут отношения господства и подчинения. Профессор может навязывать вам своё мнение, манипулировать вами чувством вины. Профессор может быть демократичным и тогда его отношения будут отношениями актуализации, или авторитарным и тогда его отношения будут отношениями доминирования.  В этом случае действительно, более «высокое» будет оскорблять и унижать менее высокое. Просто потому, что оно не знает (и не хочет знать) другого способа взаимодействия.

 

Различение иерархий господства и иерархий актуализации, позволяет сделать вывод, что унижает и оскорбляет не ранжирование само по себе, а ранжирование, основанное на господстве и подчинении (авторитаризм, тоталитаризм, рабовладение), на насилии, на игнорировании интересов и перспектив развития.  

 

Возьмите общество по интересам. Если индивид состоит в этом обществе, а таких обществ громадное количество, то это он сам туда идёт, его никто не принуждает. Просто он этим самым реализует свои возможности. Что здесь не понятного? Молекула включает атомы, но она же их не уничтожает. Если бы она это сделала, то сама бы перестала существовать. Иерархия потребностей Маслоу – это пример иерархии актуализации, где самый высокий уровень потребностей так и называется «самоактуализация».      

 

В иерархии актуализации более «низкое» (слово употребляется не в оценочном смысле, как вы подумали) включается в иерархическое взаимодействие с более «высоким», для того, чтобы реализовать свои возможности, свои перспективы. Но более «высокое» не подавляет менее высокое, а его актуализирует. Почему так? Потому что оно само существует благодаря этому менее высокому. В иерархии доминирования более «высокое» держится не благодаря тому, что оно актуализирует менее высокое, даёт ему свободу в реализации своих перспектив,  а благодаря тому, что подавляет его. Поэтому теряет то основание, благодаря которому само существует. Вождь, царь, авторитарный правитель существует за счёт прав и свобод граждан страны. Он заинтересован в том, чтобы они оставались рабами. Тогда его власть будет пожизненной. Но все остальные не смогут реализовать свои перспективы в полной мере, в глубину и в ширину.

 

Ясно же должно быть, что когда говорится об иерархии господства и подчинения или доминирования, то имеется в виду насильственное подчинение. Иначе бы мы не говорили о такой иерархии господства в противоположность иерархии актуализации.  

 

Могут подумать: «а о какой иерархии он говорит?». Я просто отмечаю, например, что индивид входит в семью, семья входит в сообщество города, жители города входят в состав региона, а регионы входят в состав страны. Сам народ, страна, является частью всего человечества, как и все другие народы и страны. Индивид является частью семьи, семья является частью данного общества, а общество является частью всего человечества. Процесс однонаправленный. То есть, молекула включает атом, а не атом молекулу, солнечная система включает землю, а не земля солнечную систему.     

 

Но конечно, кроме иерархических, есть ещё неиерархические или гетероиерархические взаимодействия, которые происходят между взаимно эквивалентными элементами и составляют большую часть общего развития. Атомы взаимодействуют с атомами, молекулы с молекулами. Это взаимодействие внутри уровня.

Акцент на иерархиях говорит о качественно разных уровнях (вертикальное взаимодействие), а акцент на гетероиерархиях (неиерархическом) говорит о взаимосвязанных измерениях на одном или одних уровнях (горизонтальное взаимодействие).

 

Вы, наверное, не понимаете что такое развитие, так как без иерархии, актуализации, трансценденции и включения, оно вообще не происходит.  Вы не можете вообще делать суждение, если нет иерархий, ранжирования ценностей. Вы говорите: « ты мерзавец, что ранжируешь людей по каким-то аспектам, говоришь о каких-то иерархиях!» То есть, если бы не было этого различения на низкое и высокое, более высокое или менее высокое, не было бы шкалы, по которой вы судите, не было бы и вашего мнения или отношения.

  А оно есть! Вы говорите: «Это полная глупость!». Это значит, что есть у вас та точка отсчёта, от которой вы так судите. Отрицая, вы утверждаете отрицаемое.       

 

В самом деле. Я рад признавать и даже почитать человека, отличающегося от меня более высоким нравственным уровнем, уровнями компетентности, знаний, опыта и т.д. Я рад у вас поучиться. Это нормально. Будьте лучше меня и я буду только рад этому и буду брать с вас пример. Именно, брать с вас пример, чтобы стать как вы, таким же компетентным, таким же образованным и т.д. Это нормально. Это – иерархия актуализации, где высота призвана не подавлять, а актуализировать. О «низком» или «высоком»  з а м е т ь т е, говориться не в оценочном смысле, а просто в том смысле, одно включает другое, что одно более опытней, компетентней, чем другое.   

Но дело в том, что высшее может так же служить в качестве средства подавления. Низшее может подавлять высшее, а высшее может подавлять низшее (вместо трансценденции и включения, что составляет основной принцип развития).  Авторитарный уклад – это, конечно, иерархия подавления, доминирования, господства. И ничего хорошего в этом нет. Согласен, что иерархия актуализации может принимать форму авторитарную (это уже тонкости). Но мы ведь знаем, в какую игру играем. Мы идём на это добровольно, а не по принуждению или в результате манипулирования. Мы знаем, почему, зачем, для какой цели. 

 

Признавать иерархию – это значит признавать наличие самого развития от менее высокого уровня к более высокому. Это значит признавать, например, что существуют ценности и они не равны настолько, что одни лучше, чем другие. Например, быть эгоистичным хуже, чем быть мироцентричным. Если ты отрицаешь иерархию, то отрицаешь само развитие, так как в таком случае просто нет того, чтобы одно было лучше, чем другое. Если одно лучше чем другое, то это уже иерархия. Ценности не равны, уровни не равны. Если нет более высокого, более целостного уровня, то нам не к чему стремиться.       

 

Иерархия духа. Наверное, можно согласиться с тем, что духовная иерархия (в смысле иерархии духа) выше других иерархий (власти, материи, ценностей и т.п.). Но, вместе с тем, не надо забывать, что сам дух опирается или проявляется через менее высокое (в смысле охвата и целостности). Если Предельный Дух охватывает все и вся и является Основой всего и вся, то, например, атом, является основой видимой материи (атом – молекула – клетка – организм – экосистема). Атом также необходим, как и Дух. Выражение «более высокое», не трактуется в авторитарном духе, что это такое высокое, которое исключает все другое или подавляет его. Вот скажем, если мы перешли от эгоцентрического восприятия/отношения к мироцентрическому, то наши суждения будут охватывать, будут справедливы для всех людей, независимо от расы, религии, цвета глаз, социального статуса, половой принадлежности и т.д. Менее высокое, эгоцентрическое  мировоззрение будет отвергать все другие как вышележащие, так и нижележащие. Оно будет гореть от ненависти. Это красное мировоззрение. Но дух не исключает, а включает, хотя и превосходит. В общем можно сказать, что духовная иерархия, это степени или интенсивности, с которыми Дух действует.          

 

Может ли быть одна иерархия выше другой?

Есть, например, иерархия доминирования, а есть иерархия актуализации. Я бы не хотел жить и работать в иерархии доминирования. Мне как-то ближе иерархия актуализации. А вам? Я считаю, что иерархия актуализации выше иерархии доминирования.  Хотя бы просто потому, что требует более высокого уровня сознания, мотивации, потребностей, более широких перспектив, более глубокого познания, более высокого уровня морали. Это просто свобода, конечно, при полном осознании своей  ответственности. И это кайф. Попробуйте.  Чем выше уровень развития, как индивида, так и общества-государства в целом, тем и сама иерархия может быть выше: или ты сконцентрирован на какой-нибудь иерархии власти, или на иерархии духа. Разница огромная.        

 

Я понимаю ваше нежелание признавать законность, правомерность, истинность, действительность ранжирования или иерархичности. Ведь если это делать последовательно, то придётся признавать, что существует более развитое, ценное, моральное состояние общества, чем авторитаризм, и уж тем более тоталитаризм, и уж тем более персоналисткий авторитаризм. Тогда придётся признавать, что есть иерархии актуализации, которые лучше, чем иерархии доминирования. Но, поскольку это было бы крахом вашего мифологического мировоззрения, вы ищите спасения в том, чтобы уравнять одно с другим, высокое с низким. Уравнять, подменить или переименовать.