Философические размышления в канун Нового Года
Философические размышления в канун Нового Года

На днях дочь меня просто сразила наповал фразой: «Папа, мне нечего делать». Сказать, что я был в шоке, значит не сказать ничего. Для меня уже давно подобная ситуация просто не существует. Мои матросы от призыва к призыву рассказывали, что эта фраза запретная, что её ни в коем случае нельзя употреблять. А как я радовался, когда подобный прокол допускали мои мичмана или офицеры…. Вот и пришлось мне рассказать ребенку о том, как двадцать семь лет назад у меня выработался иммунитет к этой фразе и философии мышления. Именно философии, потому, что человек существует только тогда, когда ему есть чем заняться. Или, вы не согласны?
А дело было так…. Стояла зима восемьдесят седьмого. Мир тогда был совсем другим, где – то за пределами КПП играли в какую – то демократию, требовали какой – то свободы, говорили непонятные вещи. А у нас, внутри военных городков и в казармах всё было чинно, благолепно и, почти по Уставу. Всё в соответствии с генеральной линией партии. Но даже в этой размеренной и спокойной жизни я где – то умудрился проколоться. Да и не мудрено, получив свои первые лычки и получив под команду отделение первокурсников, я стал слишком самоуверен и нагл не по годам. Расплата последовала стремительно. Я получил свой второй срок и в сопровождении ротного командира отправился на гарнизонную гауптвахту Ленинградского гарнизона, на улицу Садовая. Центр города, как раз напротив ресторана «Баку», по моему, сейчас он называется «Шанхай» и по соседству с кинотеатром «Молодёжный».

В сержантской камере нас было пятеро. Кроме меня курсант с Ленкома и три сержанта срочника. Нормальная такая компания сидельцев. Приближался Новый год, не переставая, валил снег и я, попав в камеру последним, сообщил сокамерникам благую весть, о том, что пришла «запретка». Каждый раз, накануне праздников, приходит телеграмма Командующего гарнизоном, Флотом, да любым, имеющим власть над военными, о том, что все работы вне части, учения, выхода в море запрещаются. Думаю, что всё это делается по одной простой причине – начальство не хочет усложнять себе жизнь, ведь мало ли, что может случиться с этими непредсказуемыми военными и им, бедолагам, вместо праздников и заслуженного отдыха, придется заниматься административными и служебными расследованиями, воспитательными мероприятиями и прочей важной и необходимой работой. Надо ли объяснять, что новость была принята на УРА!
И тут, со скрипом отворилась дверь и на пороге нашей камеры появилась легендарная личность – старшина гауптвахты, старший мичман по прозвищу Таракан. О, о нём надо писать.
Это одна из самых колоритных фигур, которые я встречал в своей жизни. Хотя этих встреч, к счастью было не много…. Учась на Высших специальных офицерских классах в 1997 году, прибыв в комендатуру заступать начальником гарнизонного патруля, я сразу же наткнулся на него. Он еще служил и по-прежнему был старшим мичманом. Он очень внимательно посмотрел на меня, капитана третьего ранга и к моему безумному удивлению произнёс:
- Надо же, до майора дослужился. Снег помнишь?
- Помню, благодарю за науку.
- То – то…
И пошёл по каким – то своим делам. Интересно, многие ли на такое способны и так помнят?
Так вот, этот Таракан обвел нас тяжелым взглядом и произнёс:
- Разлагаемся?!
- А делать – то все равно нечего…
Старший мичман ничего не сказал, только хмыкнул в бороду и сказал:
- Да. Хотел я вас на внутреннюю уборку определить, но вижу, тут все гораздо сложнее…
Через десять минут мы уже стояли на занесенном снегом плаце, надо сказать, достаточно вместительном. Нам была поставлена задачу отчистить его от сплошной стеной падающего снега и сложить его аккуратными брикетами в левом углу. Нам уже было что делать. К счастью, снег, сжалившись над нами, прекратился и к вечеру, едва дыша от усталости, но доделав работу до конца, мы свалились на нары, едва дойдя до камеры. Следующим утром, сразу после завтрака наша пятерка снова стояла на плацу. Старшина гауптвахты, расхаживая перед нами, объяснял, что стать настоящим военным можно только тогда, когда дурь уйдёт не только из тела, но и из головы, а поэтому, мы должны аккуратно, переместить снежные брикеты по диагонали и, безусловно, расчистить плац от нового снега. И так три дня подряд. В камере я был только ночью. Всё остальное время плац и, три раза в день, столовая. Как я ненавидел. Всё, начиная от Таракана, и кончая снегом и мирозданием в целом. Даже мелькнула мысль написать рапорт об отчислении и навсегда порвать с этой идиотской системой. Но, пришел Новый Год, сессия. Отпуск. Всё забылось и, постепенно, устаканилось. Через полгода я стал старшиной роты и, впервые услышав фразу «Делать нечего», сразу вспомнил мудрого старшего мичмана и в душе поблагодарил его за науку. Больше в моей роте такие фразы никто не слышал….
Мы меняемся. Меняется мир. То, что раньше казалось нормальным и повседневным, сейчас, уже, невозможно. И мне часто становится жаль, что мир, тот мир, в котором я жил, перевернулся и стал другим. Хотя, может быть, просто я стал старше?

Комментарии
Нынче часто приходится видеть "Замучившихся".
Причём, когда спрашиваешь, какая ж работа так тебя утомила, пояснить не могут. Но отдохнуть очень хотят.
Да еще практически в самом начале.
Комментарий удален модератором
- Вот, здесь у нас есть: лоцман, мичман, штурман...
- Ба, да здесь все свои. Моя фамилия Кацман.
Тебя видать электрическом лечат в очередной раз от твоих обычных приходов ежеквартальных - оттого и Беккереля вспомнил.
Скучай, Коля. Надоел.
Меняются понятия о воспитании.
Я сидел 3-е суток на Садовой,3, но глупости нас делать не заставляли, правда это было в 1968-м.
Правда, для того, чтобы это проявилось, необходимо наличие разума.
И такие вот "уроки бессмысленности" в первую очередь предназначены для того, чтобы превратить человека разумного, человека вопрошающего, человека взыскующего истины - в нерассуждающего исполнителя. В того самого "солдафона", к сожалению давно ставшего символом вооружённых сил.
И для многих моих однокурсников стало открытием, что офицеры, оказывается, - не такие уж "дубы", как зачастую кажется.
Но традиция, заложенная такими вот простыми "воспитательными" действиями, работала и работала.
Не из таких ли "педагогических находок" и складывались армейская дедовщина, с которой долго пытались бороться, и "понятия", по которым живёт теперь почти вся страна?
Вся нравственно-этическая система, создававшаяся на протяжении почти 70 лет, была "съедена" этим вирусом жизни "по понятиям".
И уже президент вынужден(?) предъявлять ярлык "я свой" в форме легендарной реплики "мочить в сортире".
И ведь - приняли за своего...
Муж такие ужасы (по моему мнению) рассказывал, про армию. И при этом с таким восторгом и ностальгией!
Братишка - тоже самое, это наверное может понять ТОЛЬКО мужчина.
Представляю, что бы он сотворил с подобными этому мичману военачальниками...
...Сидит в парке на скамейке старушка, "божий одуванчик", и кричит "Насилуют!!"
К ней подходит милиционер (тогда ещё была милиция), и интересуется причиной этого одинокого вопля.
"Ровно 40 лет назад меня здесь изнасиловал один солдат!"
"А отчего же вы кричите сейчас?"
"Приятно вспомнить молодость!"
Для офицеров мы были расходным материалом, легко восполняемым, а он за нас переживал. И именно поэтому гонял... Потом все пригодилось, не раз его вспоминали с благодарностью.
А надо было, Андрей, не только рассказать, но и предложить ребёнку продолжить ознакомление со снегом непосредственно во дворе
(к примеру))
Разумеется, с БСЛ в руках.
Уверяю, эффект был бы намного ощутимей ))
"Ей ещё рано. Она же маленькая. Я лучше сделаю. Дай сюда, ты не умеешь. Не лезь, это папа сделает", и всё такое...
А потом удивляемся, что им делать нечего и вообще, они никак не мотивированы на преодоление.
Я, впрочем, сам такой. Папачис, блин...)))
А вот в самой Венгрии была губа, где начальником был капитан-якут. На губе росли тутовники. Если кто-то рвал , то капитан спокойно добавлял срок :"Одна тутка - ещё одна сутка!"
Андрей. и чем Вы предложили заняться дочке ?)
Ничего нового.
Когда мир показал мне свою изнанку, я сначала испугалась, но потом решила, что всё равно буду романтиком и всё равно буду верить в чудеса.
Своевременные и уместные. И - вполне естественные, на первый взгляд.
Потому мы их и не замечаем.
Личность целеустремлённо делает изобретения и открытия, занимается творчеством, использует свои возможности и способности для возвышения и облагораживания.
В развитом человеке преобладает личность, в примитивном обывателе – организм.
А не для себя, "любимого".
Мудро.
Особенно когда тебе за это платят.
А что делать когда не платят?
Снег чистить?
А кто до этого чистил?
А Ему платили?
Или только кормили?
Сколько тогда у Вас зарплата была?
Наш старший философ точно такую же мысль подавал примерно так:
- Если товарищ солдат, вам нечего делать, и в голову поэтому лезут дурные мысли, то я займу вам руки! Идите в каптереу, получите там лом, и подметите им плац.
Так я вывел один из законов жизни, который сформулировал так: "Найди себе работу сам, по душе. Инече ее найдут тебе, и врят ли она в этом случае понравится"
А доченька как? Поняла?..
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Я чуть чаем не подавился. Собственно нормальный вопрос для 12летнего мальчика, даже можно было бы пораньше. Вопросы новейшей истории мы ещё не обсуждали, не по программе. В самом вопросе кроется уверенность и истинное знание, что белые хорошие. Откуда? На чьей стороне сегодня играют в войнушку современные дети? И как же я это прозевал. Вопрос настраивает на филосовский лад, на длительные размышления про "две правды".
- А ты почему спрашиваешь?
- Прочитал "Кортик".
Понятно.
-"Кортик", "Бронзовая птица" - хорошие книги. У Анатолия Рыбакова есть ещё "Дети Арбата", но пока тебе это рано. Белые и красные были противники. Гражданская война большое горе и великая беда для страны. В гражданской войне не может быть победителей, нет правых и винованых.. Через 2 недели увидишь деда. Задай этот вопрос ему, доставь деду удовольствие. Ты фильм "Чапаев" смотрел?
- Нет.
- После ужина посмотри.
- А мне надо, чтоб не плац чистый был, а чтобы ты у меня зaеbaлся!
(с) анекд.
- Чтобы не было нарушений не нужно создавать обстановку для возникновения нарушений.
(с) майор Грушин В.В. в/ч 52146, РТБ, второй дивизион С-75, 1976 г.
Наверное, кто-то решил, что и нам, недавно призвавшимся, тоже "делать нечего". Предложили роте копать окоп на взвод, потому, что завтра приедет проверяющий из столицы.
Конец зимы, Чита. Земля как камень. А из шанцевого инструмента только МСЛ, малая саперная лопата. Потом в складе нашли запас резиновых колес, которые, сгорая, хоть немного прогревали землю.
Через сутки непрерывной работы мы задачу выполнили.
Проверяющий не глянул на результаты нашей работы и уехал.
Нам дали приказ: "Окоп зарыть".