Шарада Цветаевой

На модерации Отложенный

 «Мне нравится, что вы больны не мной…»


  «Мне нравится, что вы больны не мной», одно из самых известных
стихотворений Цветаевой, прославилось благодаря советскому фильму
 «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Мелодичные строки Марины
 Ивановны были положены на музыку Михаила Таривердиева, вложены в уста главной героини и спеты Аллой Борисовной Пугачевой.
  Любовная лирика Марины Цветаевой по праву считается одним из бесценных открытий русской литературы серебряного века. Противоречивая, страдающая, одинокая и в то же время невероятно сильная, честная, тонкая, ироничная, передающая всю полноту чувств, она позволят взглянуть на автора в ином ракурсе и найти ответы на вопросы, которые волнуют не только литературоведов, но и поклонников творчества Цветаевой.
  Стихотворение «Мне нравится…» долгие годы представляло собой
  литературную шараду. Биографы Марины Цветаевой пытались понять, кому же поэтесса посвятила столь проникновенные и не лишенные грусти строки.
  Мне нравится, что вы больны не мной...

  Мне нравится, что вы больны не мной,
  Мне нравится, что я больна не вами,
  Что никогда тяжелый шар земной
  Не уплывет под нашими ногами.
  Мне нравится, что можно быть смешной -
  Распущенной - и не играть словами,
  И не краснеть удушливой волной,
  Слегка соприкоснувшись рукавами.
  Мне нравится еще, что вы при мне
  Спокойно обнимаете другую,
  Не прочите мне в адовом огне
  Гореть за то, что я не вас целую.
  Что имя нежное мое, мой нежный, не
  Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...
  Что никогда в церковной тишине
  Не пропоют над нами: аллилуйя!
  Спасибо вам и сердцем и рукой
  За то, что вы меня - не зная сами! -
  Так любите: за мой ночной покой,
  За редкость встреч закатными часами,
  За наши не-гулянья под луной,
  За солнце, не у нас над головами,-
  За то, что вы больны - увы! - не мной,
  За то, что я больна - увы!

- не вами!
  - Марина Цветаева, 3 мая 1915
  Ответ на этот вопрос лишь в 1980 году дала сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, которая рассказала, что это яркое и в чем-то даже философское стихотворение было посвящено ее второму мужу, Маврикию Минцу. К 1915 году обе сестры уже успели побывать замужем, у каждой был ребенок, однако их браки оказались неудачными.
Анастасия вспоминает, что Маврикий Минц появился на пороге ее дома с письмом от общих знакомых и провел с ней почти весь день. У молодых людей нашлось много тем для беседы, их взгляды на литературу, живопись, музыку и жизнь в целом совпали удивительным образом. Поэтому вскоре Маврикий Минц, плененный красотой Анастасии, сделал ей предложение. Но счастливого жениха ждало еще одно знакомство. На сей раз - с Мариной Цветаевой, которая в свои 22 года произвела на него неизгладимое впечатление не только как талантливая поэтесса, но и как очень привлекательная женщина.
Маврикий оказывал Марине знаки внимания, выражая свое восхищение и преклоняясь перед поэтессой. Ловя на себе его взгляд, Марина Цветаева краснела, словно юная гимназистка, и ничего не могла с этим поделать. Однако взаимная симпатия так и не переросла в любовь, так как Маврикий уже был обручен с Анастасией.
Стихотворение «Мне нравится…» стало своеобразным поэтическим ответом на слухи и пересуды знакомых, которые даже заключали пари на предмет того, кто и в кого влюблен в семействе Цветаевых. Изящно, легко и по-женски элегантно Марина Цветаева поставила точку в этой пикантной истории, хотя и признавалась собственной сестре, что увлечена ее женихом не на шутку.
Сама же Анастасия Цветаева до самой смерти была убеждена, что ее
 сестра, влюбчивая по натуре и не привыкшая скрывать свои чувства,
  попросту проявила благородство. Блистательной поэтессе, к моменту
  знакомства с Маврикием Минцем успевшей опубликовать два сборника
  стихов и считающейся одной из самых перспективных представительниц русской литературы первой половины 20 века, ничего не стоило завоевать сердце любого мужчины.