Оборона Холма - 1942 год.Большевики не любили про эту "операцию" вспоминать

21 января 1942 года в ходе Торопец-Холмской наступательной операции советская 3-я ударная армия (командующий – генерал-лейтенант М.А. Пуркаев) сумела окружить 5500 германских солдат  в окрестностях местечка Холм на реке Ловать.

333-1
Город Холм в окружении советских частей. 

В октябре 1941 года Теодора Шерера  назначили командовать 281-й охранной дивизией тыла. Дивизия не являлась фронтовым соединением, она имела только легкое  и предназначалась для контроля  территорий занятых немецкими войсками
. Жесткий человек Теодор Шерер командовал дивизией в жесткое время зимы 1941  1942 годов и люди его действовали соответственно.

Холм – небольшой городок на реке Ловать, между Великими Луками и Демьянском. В январе 1942 г. Красная Армия нанесла здесь мощный удар.  21 января 1942 года город был полностью окружен частями Красной Армии. В котел попали подразделения 218-го и 329-го пехотных полков, батальон полка Люфтваффе, резервный полицейский батальон, транспортные подразделения и даже моряки с речных кораблей, а также штаб дивизии Шерера – всего 5 500 человек. Их окружали советские части   - 5 стрелковых дивизий и две танковые бригады,  общей численностью в 80 000 человек


                
Теодор Шерер, на наблюдательном пункте во время обороны Холма.


В этой «боевой группе Шерера» вообще не имелось противотанковой артиллерии. Советская авиация и артиллерия разрушили большинство зданий, оставив немцев без всяких теплых квартир на жутком морозе. Солдатам не хватало теплой одежды, а вдобавок постоянно работали советские снайперы. К счастью для Шерера, советское командование не отличались гибкостью тактического мышления. Немцы предугадывали каждую новую атаку противника, что позволяло концентрировать немногочисленные силы в наиболее угрожаемом месте, вовремя перебрасывая их с одного направления на другое. Действия окруженных поддерживала артиллерия из-за внешнего периметра котла, которая работала «по вызову» с корректировкой стрельбы по радио самими окруженными. Снабжалась «группа Шерера» по воздуху самолетами Ju-52. Самолеты сбросили на парашютах даже несколько противотанковых пушек.



Оборона города Холм с номерами расположения подразделений во время обороны.



Большевики сумели отбить расположенное на окраине города футбольное поле, но на узких улицах Холма дальнейшее советское продвижение удалось остановить. С улучшением погоды Люфтваффе стали лучше снабжать окруженных. 5 мая 1942 года после массированной артиллерийской подготовки и удара пикирующих бомбардировщиков бокада Холма советскими войсками была прорвана. К этому времени гарнизон Холма составляли всего 1 200 солдат и офицеров. 107 дней Шерер и его люди сражались в окружении, отразив почти 2 000 атак. 1 июля 1942 года был учрежден специальный нарукавный знак – «боевой щит»
 – для ветеранов сражения при Холме.


                                                                              
Холмский щит, для ветеранов боев при Холме.

                                                                          

За Холм Шерер был удостоен 20 февраля 1942 года Рыцарским крестом. 5 мая 1942 года он получил дубовые листья на рыцарский крест. В сентябре 1942 года Шерера поставили командовать 34-й пехотной дивизией, через два месяца он стал генерал-лейтенантом. В 1942 
 1943 г.г. дивизия Шерера в составе группы армии «Центр» стояла в обороне. В январе 1943 года – сражалась под Харьковом, там же дивизия дралась и в августе 1943 года. Весной 1944 года дивизия отступала про северной Украине и к июлю от нее почти ничего не осталось. Тогда дивизию отвели в Италию, в тыл итальянского фронта.

                                                                                      



В апреле 1944 году генерал-лейтенант Шерер получил совсем не престижный пост – инспектора Береговой обороны Восточного фронта. Здесь Шерер не сработался с Шернером, который в конце 1944 года добился для Шерера отставки ввиду «…невозможности использовать самого Шерера и его штаба в моем секторе».

Теодор Шерер погиб в автокатастрофе в Людвигсбурге в мае 1951 года.