Некоторые мысли святых отцов по поводу религиозного образования.

На модерации Отложенный

Святитель Василий  Великий обозначал религиозно-нравственное воспитание как богопознание, самопознание и служение Богу и ближнему.
А святитель Игнатий Брянчанинов говорил о земной жизни вообще как о школе приготовления к вечности. Ведь как носитель образа Божия человек предназначен к уподоблению своему Творцу, он должен стремиться к бесконечному духовному возрастанию: умом своим он должен познавать Бога, сердцем - благоговеть пред Ним и любить Его, а волю свою подчинять Его Божественной воле.

Действительно, важнейшая задача, стоящая перед христианской педагогикой, – это восстановление в человеке внутренней иерархии, возвращение к преобладанию духовного начала над материальным, к идее соединения творения с Творцом. Только в этом случае образ Божий в человеке может раскрыться во всей полноте. Такое понимание образования делает его необходимой и важной частью деятельности Церкви, когда каждый член ее обязан быть как педагогом, исполняя слова Христа, которые Он сказал ученикам, посылая их на проповедь: «Идите, научите все народы … уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28. 19), так и «обучаемым».
Естественно, что курс всякого религиозного образования сообразован с этими определениями христианской педагогики, а также основан на Священном Писании и Священном Предании - в этом сможет убедиться всякий студент христианского учебного заведения. Хотелось бы надеяться, что все православные верующие студенты, смогут познать все то, что нужно им для свидетельства о Господе нашем Иисусе Христе, из Священного Писания.

Ведь Библия, по словам христианского философа Эразма Роттердамского, подходит ко всем одинаково: «Оно склоняется к детям, питая их молоком, согревая, поддерживая, делая все, пока мы не возмужаем во Христе. А если оно по силам самым малым, то для самых великих оно является предметом, достойным удивления. Оно не отвергает никакого возраста, никакого пола, никакого положения. Солнце является не таким общим и доступным, как учение Христа».
В завершение хотелось бы выделить мысль составителя православного катехизиса святителя Филарета Дроздова. Она очень хороша качестве пожелания успеха в благом деле изучения основ православной веры: 
- Свет одного научного образования без света Христовой истины — все равно, что свет луны без солнца, свет холодный и безжизненный, свет чуждый и заимствованный; он будет только скользить по поверхности души, как скользит свет луны по скале, не проникая внутрь нее,— никогда не в состоянии будет согреть, оживить и возбудить сердце наше к трудам и подвигам, скорбям и лишениям... Безполезны все наши познания, когда мы при них Иисуса Христа не знаем... Иди путем, который ведет к Богу, и тем же путем будешь приближаться к премудрости. Путь же к Богу известен - благочестивое размышление, молитва, вера.