Филипп Черепанов и его потомки
На модерации
Отложенный
Филипп Черепанов и его потомки
Филипп Черепанов - мой прадед. Действие происходило в селе Быстрый Исток, на Алтае. – В далекий от нашего времени год пришла в Быстрый Исток семья старообрядцев Черепановых. Она была многодетная, но нам известны из ее состава лишь имена двух сыновей: Дмитрия и Филиппа.
Хочется сделать оговорку. В архивных документах Быстроистокского района сохранилась запись еще об одном Черепанове – Василии Дмитриевиче, семья которого прибыла в Быстрый Исток из Акутино (теперешней Акутихи). Дата его рождения – 1720 год. Хоть и носил он отчество Дмитриевич, но по приблизительным подсчетам годов не мог приходиться Дмитрию сыном, он был старше его почти на столетие.
Возможно, что это другой род Черепановых. Но может статься и так, что именно этот Василий был первым Черепановым, пришедшим в наши места, а Филипп был его потомком. Так как этот факт пока не подтвержден никакими документами, оставим его как предположение. А первым коленом рода будем считать тех старообрядцев Черепановых, у которых были дети Дмитрий и Филипп. Мальчики стали вторым коленом.
По причине Раскола православной церкви приехала семья староверов Черепановых в Быстрый Исток в далёкий от нашего времени год. Они всем своим родом покинули родные места, уехали далеко за Урал. Долгое время добирались в дикий и в то время малонаселённый Алтай. Все семьи рода поселились здесь в разных местах, близких к Быстрому Истоку, поддерживали связь, но жили скромно, старались не привлекать внимание к себе. Семья наших прародителей была многодетная, в ней рос мой прапрадед, Филипп Черепанов, от которого в селе Быстрый Исток пошли ветви этого рода.
Оставшись верной своей старой православной вере, семья моих предков по линии мамы, Черепановой Екатерины Михайловны, поселилась в селе Быстрый Исток. На берегу реки с одноимённым названием наши прародители вырыли землянку, в которой и жили какое-то время. Потом семья беглых староверов построила себе большой дом на окраине села, здесь же, на берегу Быстрого Истока. Видно было, что жили они в родных местах в зажиточной семье. Без денег такой дом не возможно было построить. Родители Филиппа Черепанова занимались крестьянским хозяйством, жили замкнуто, посторонних в свой круг общения не пускали. Да это и понятно, семья-то была беглая, и не всем нужно было знать, почему верующие люди оказались в этом месте и в таком положении.
Как-то ещё в детстве я была в Быстром Истоке в гостях у Арины Ивановны Душкиной. Это – двоюродная сестра мамы. Было лето, и мы находились с ней во дворе её дома. Она сказала мне:
– Аля, смотри! Вот стоит дом, в котором родились твой прадед, Иван Филиппович, и твой дедушка, Михаил Иванович.
Что подтолкнуло её показать мне этот дом? В нём жили уже чужие люди. Я видела его всякий раз, когда приезжала к ней в гости. Он находился через два дома, на улице Партизанской, с правой стороны от её дома.
А с левой стороны на горке стоял большой дом её родителей, Душкиных Ивана и Акулины. Акулина Ивановна Черепанова была родной сестрой моего дедушки, Михаила Ивановича Черепанова. Дом Филиппа Черепанова выделялся из всех тем, что был он высокий и большой. Два окна и входная дверь были с одной стороны, а с другой – три окна. Пристроенной веранды не было. Над домом возвышалась крыша, покрытая добротным тёсом. Дом стоял на возвышенности, как мне казалось. Дом был построен ещё семьёй беглых староверов Черепановых из хорошего дерева. Хоть и старый был дом, но какие-то люди жили в нём. А за огородом протекал Исток. Так называют сейчас эту речку, впадающую в Обь.
В Быстром Истоке родились в этом большом доме дети Филиппа Черепанова: Иван Филиппович, Борис Филиппович (1849 – 1953 г.г.), Устинья Филипповна, Варвара Филипповна, Гавриил Филиппович. Ещё в семье воспитывался племянник Филиппа – Астафий. Он был сыном Дмитрия Черепанова, родного брата Филиппа, вся семья которого скоропостижно умерла. Сначала жена – после родов, потом ребёнок – от голода. Через месяц скончался от горя и сам Дмитрий Черепанов. Богу было угодно оставить в живых из всей семьи только сына. Крепкий был мальчик, лет девяти от роду. В летнее время он пешком дошёл из другого села до Быстрого Истока, после того как умерли его родители. Дорогу, видно, он знал, пришёл жить к дяде, находился в его семье до женитьбы. О потомках Астафия написала я в родословной.
Дочери Филиппа – Устинья и Варвара – жили потом в селе Завьялово, ныне село Верх – Озёрное. И о них информации у меня нет. Три сына Филиппа Черепанова выросли, женились, оставили после себя потомство в Быстром Истоке. И если копнуть глубже, то половина этого села, оказывается, сплетена родственными узами. Рождались дети. Они подрастали, каждый образовывал семью, затем, прожив жизнь, оставлял после себя не только детей, внуков и правнуков, но и воспоминания о себе, передаваемые от поколения к поколению. А ведь этих поколений могло бы и не быть здесь, – думаю я, если бы не произошло Раскола православной церкви, из-за которого семья родителей Филиппа Черепанова уехала из родных мест и поселилась в Быстром Истоке, на Алтае. Вот так судьба наших предков была связана с судьбой нашей России, из-за судьбоносных преобразований в православной церкви.
Проведя генеалогические изыскания, я нашла более ста потомков одного человека – старовера Филиппа Черепанова. Мне передала всю информацию о его роде моя мама, Екатерина Михайловна Черепанова, а я передаю все родовые связи потомкам, так как «человек жив и силён корнями своими». И главное, чтобы не была прервана забвением связующая нить разных поколений одного рода. Но, справедливости ради, хочу отметить то, что в рождении продолжателя рода, в рождении человека задействованы природой два человека, совершенно двух разных родов – это отец и мать ребёнка. Отсюда следует, что важно знать своих предков, как по линии отца, так и по линии матери не в меньшей степени. Нужно уважительно относиться к памяти о них в благодарность за свою жизнь.
Комментарии