Убытки от российской оккупации Крыма оценили в 1 триллион 80 миллиардов гривен

На модерации Отложенный Убытки от российской оккупации Крыма оценили в 1 триллион 80 миллиардов гривен

 

   19.12.2014

Министр юстиции Украины Павел Петренко отмечает, что сумма убытков Украины от оккупации Российской Федерацией Крыма оценивается в 1 триллион 80 миллиардов гривен.

"Сейчас пока сформирована цифра предварительных убытков, которая касается Крыма. Это более триллиона гривен. Это 1 триллион 80 миллиардов гривен, и четко понимаем, что необходимо считать убытки по востоку Украины", - сказал Петренко в четверг 18 декабря, отвечая на вопрос об общей сумме исков против России, передает УНИАН.

Уточняя убытки, причиненные государству на востоке, министр отметил, что "такой подсчет еще не осуществлялся, так как физического доступа к тем объектам для того, чтобы оценить реальные убытки, нет".

Ранее сообщалось, что Украина может отсудить у России в международных инстанциях от 100 млрд до 1 трлн долларов за аннексию Крыма, войну на Донбассе и другие неправомерные действия северного соседа. Сообщалось также, что процесс тормозит украинский бюрократизм и нежелание Кремля признавать вину.

После аннексии Крыма в марте этого года Россией и войны в Донбассе, проходящей при участии российских войск и под руководством спецслужб Кремля, у Украины появился шанс нанести РФ неожиданный удар – потребовать через международные суды возмещения материального ущерба. Речь может идти о миллиардах долларов, сообщает НВ.

В начале марта украинский Минюст начал этот процесс, подав первый иск против России в страсбургский Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Сегодня к нему добавилось еще два иска.

"Мы собираем документы, свидетельства людей, факты, чтобы показать масштабность нарушения Россией всех международных норм", - пояснила Наталья Севастьянова, правительственный уполномоченный по делам ЕСПЧ.

В заявлении против РФ официальный Киев указал, что на сегодня сумма убытков, нанесенных Кремлем Украине, составляет 1,18 трлн грн (78,32 млрд долларов).

Но это лишь по делам в ЕСПЧ. Юристы и аналитики говорят, что спектр судебных споров с РФ может значительно расшириться за счет исков в Международный трибунал по морскому праву, Международный суд ООН, Арбитражный институт Стокгольмской Торговой палаты и за счет штрафов Государственной авиационной службы Украины.

Российский экономист Слава Рабинович добавил, что в таких делах сформируется общая сумма, которая может быть получена от РФ.

"Считаю, что логично требовать 1 трлн долларов за Крым и Донбасс. Это заявленная сумма - потолок, который хочет получить истец", - уточнил он.

 

Напомним, как сообщал 8 июля министр юстиции Украины Павел Петренко, сейчас на рассмотрении Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) находятся два иска от Украины к России в связи с событиями вокруг Крыма и Донбасса. 3 июня их подачу анонсировал премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Он заявил, что поскольку "присоединение" Россией Крыма нарушает украинское и международное законодательства, в том числе международные договоры Украины с Российской Федерацией, Украина подала в ЕСПЧ два иска — относительно аннексии Крыма и ответственности России перед Украиной. Также украинский премьер тогда напомнил, что Генеральная прокуратура Украины начала расследование по украинской собственности в Крыму после аннексии Крыма Российской Федерацией. "В рамках уголовного дела украинское правительство подает иск на сумму более 1 трлн грн", — отметил он, пишет Виталий Мосейчук в «Зеркало недели. Украина».

"В ЕСПЧ на сегодняшний день два иска. Один большой, включающий в себя нарушение прав военнослужащих, журналистов, мы его дополнили экономической частью. Сумма — 1 трлн 180 млрд грн. Это те убытки, которые были посчитаны за ограничение права пользования имуществом", — уточнил сумму ожидаемого возмещения глава украинского Минюста Петренко. Также он напомнил, что ЕСПЧ вынес решение, в котором установил незаконность пребывания российской армии на территории Крыма и обязал РФ вывести свои войска. "Они это решение не выполнили. Но именно это решение является фундаментом для процесса, связанного с компенсацией ущерба", — подчеркнул министр.

Кроме того, правительство начало использовать и квазисудебные средства компенсации ущерба относительно аэропортов и морских портов. В частности, по словам министра, Украина обратилась с жалобами в Международную организацию гражданской авиации (ICAO) и международный морской арбитраж. "Мы зафиксировали 3360 фактов нарушений российскими компаниями нашего авиационного пространства и начисляем штрафные санкции — ежедневно это около 1 млн долл. По состоянию на вчера это было свыше 200 млн грн", — сказал он. Аналогичные процедуры осуществляются относительно морских портов в связи с невозможностью пользоваться ими.

Меня удивляет однозначность этой суммы, т.е. значит, что мы за 1,2 трлн грн вроде бы продаем Крым, и после теоретической уплаты суммы Россия якобы ничего не должна. Структуру иска почему-то держат в тайне, но, очевидно, правительство имеет в виду плату за конфискованное государственное имущество, например, "Черноморнефтегаз" и газопроводы, государственные банки и государственные предприятия, в т.ч. винодельческие предприятия, курорты и здравницы, порты и корабли, воинские части и аэропорты и т.д. Но о самой крымской земле как-то забыли, и о ней не говорят ни премьер, ни министр юстиции, точнее, о компенсации за ее незаконный захват, а это самая главная государственная собственность в Крыму. На самом деле юридически Россия еще должна платить за каждый день аннексии государственной земли Крыма как за незаконное владение ею. И главное — ежегодно!

Статья 390 Гражданского кодекса Украины "Расчеты при истребовании имущества из чужого незаконного владения" предусматривает: "Владелец имущества имеет право требовать от лица, которое знало или могло знать, что оно владеет имуществом незаконно (недобросовестного приобретателя), передачу всех доходов от имущества, которое оно получило или могло получить за все время владения им". Особенно интересны слова "могло получить".

С 28 мая 2017 г. арендная плата за пребывание Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (18,2 тыс. га) в соответствии с Соглашением между Украиной и Российской Федерацией по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (подписано в г. Харькове 21 апреля 2010 г. и ратифицировано законом от 27 апреля 2010 г. №2153-VI) составляет 100 млн долл. в год, т.е. 5495 долл. за гектар в год. И это довольно маленькая плата по сравнению с арендой других военных баз в мире, но в этом случае еще просто арендуется много земли без сооружений в виде полигонов, стрельбищ и другого. Кроме того, теперь весь Крым превращается в военную базу России. Поэтому в условиях аннексии на основании этих цифр мы можем определить стоимость "аренды" всей государственной земли Крымского полуострова, которую Кремль может получить от третьих сторон и (или) самого себя.

Площадь всей Автономной Республики Крым — 26081 кв. км (или 2,6 млн га). Из Республиканской программы использования и охраны земель в Автономной Республике Крым на 2010–2015 гг. (утверждена постановлением Верховного Совета Автономной Республики Крым от 20 октября 2010 г. №1912-5/10 за подписью Владимира Константинова, нынешнего "главы государственного совета Республики Крым") можно узнать, что в государственной собственности находится 1384,2 тыс. га (или 53,1% от общей площади республики), в том числе 588,5 тыс. га сельскохозяйственных угодий (32,7% от общей площади сельхозугодий республики). Умножив 5495 долл. за гектар в год на 1384,2 тыс. га, получим сумму в 7,6 млрд долл. в год. Вот вам и размер ежегодных компенсаций с России за нарушение международного права относительно государственных земель украинского Крыма. Украина может получать эту компенсацию природным газом, проходящим через ее территорию, на основании решения международного суда. И это без учета государственной земли в Севастополе.

В 2013 г. импорт природного газа в Украину составил около 28 млрд кубометров, даже при цене в 500 долл.

за тысячу кубометров это 14 млрд долл. в год. Таким образом, оккупация Крыма может вдвое снизить стоимость газа из России, а при цене в 385 долл. его нам в этом объеме должны поставлять почти бесплатно!

Следовательно, импортный природный газ на время оккупации у нас может быть бесплатным или в два раза дешевле, а уплаченные за него потребителями деньги должны направляться в бюджет на восстановление страны, в т.ч. путем развития альтернативной энергетики, помощи переселенцам и укрепления обороноспособности. За счет агрессора, по справедливости и Закону.

А то мы дожились до того, что уже и адвокат из Германии Хайнц Йозеф Зер подал жалобу в Европейский суд по правам человека в связи с противозаконными действиями России на территории Украины и проведением на украинском полуострове незаконного референдума.

В своем заявлении юрист обращается к п. 4 ст. 2 Устава ООН, согласно которому все члены ООН в своих международных отношениях должны воздерживаться от какого-либо применения силы или угрозы применения силы, нарушения территориальной целостности или политической независимости другого государства или другим образом противоречить целям ООН.

Меня возмутило недавнее предложение еврокомиссара по вопросам энергетики Гюнтера Эттингера о выплате Украиной миллиарда долларов газового долга России. Они оккупируют, а мы им еще и должны заплатить?! Прямо как в басне Крылова "Волк и ягненок": "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать...". А теперь и требование предоплаты, а потом и отключение подачи природного газа Украине. Поэтому к упомянутому иску на 1,2 трлн грн необходимо подать иск на 7,43 млрд долл. за ежегодное незаконное владение государственной землей в Крыму. Это будет арендная плата за пребывание России на территории Украины. Ведь Крым не продается, а является временно оккупированной территорией по закону Украины от 15 апреля 2014 г. №1207-VII, и мы рассчитываем вернуть и государственное имущество.

Весь процесс растянется на годы, и полностью сумму можно подсчитать только после возврата Крыма (за все время незаконного пользования), и никто прямо платить не собирается, но это законный способ сделать Крым дважды экономически невыгодным России. А сейчас надо просто полностью прекратить платить за газ (мы "заплатили" оккупацией Крыма), кроме того, в ином случае мы спонсируем агрессора и кремлевских олигархов вместо того, чтобы помочь своим гражданам и экономике. А полный взаимозачет будет проведен после возврата Крыма, а сейчас клиринг (взаимозачет).

Аргументация базируется на том, что на уровне международных организаций, начиная с Организации Объединенных Наций и заканчивая, по крайней мере, сотней стран — членов ООН, то, что произошло в Крыму, признано аннексией, а за нее надо платить. Приглашаю адвокатов присоединиться, чтобы подготовить юридический документ для международного суда, который занимается вопросами собственности. Иск о компенсации за убытки от аннексии Крыма может рассматриваться Международным судом ООН, тем более что и Украина, и Российская Федерация являются членами этой организации. Поэтому немного странно, что наше государство подало иск о компенсации в Европейский суд по правам человека, который, как правило, рассматривает дела между гражданами и государствами, а не между государствами, и в него можно подать жалобу на Россию от граждан или неправительственных организаций. Но и межгосударственные иски тоже возможны. Использует ли сейчас Украина все имеющиеся инструменты для защиты прав и материальных интересов государства и его граждан, большой вопрос. Если, конечно, такая защита — действительно необходимый и ожидаемый чиновниками результат, и все затеяно не только для имитации процесса...

 

Отметим, что так называемая "национализация", ставшая основной угрозой для украинского бизнеса на полуострове, затронула не только государственные активы (тот же "Черноморнефтегаз"), но и некоторых бизнесменов, например Игоря Коломойского, у которого за активную политическую позицию на полуострове отобрали все - от санаториев до заправок. Есть еще и "скрытая экспроприация". "Это когда новая власть Крыма не забирает формально активы себе, а просто разрешает местным бизнесменам не платить долги или не передавать активы их украинским контрагентам",- отмечает юрист ЮФ "Ильяшев и Партнеры" Дмитрий Шемелин. Стимулирует такое отношение и игнорирование российскими властями украинских судебных решений по крымским вопросам, пишет dsnews.ua.

Самым скандальным примером стала кража в марте этого года собственности "Черноморнефтегаза" - крупнейшего государственного предприятия с выручкой 1,5 млрд грн. в 2013 г. Вместе с компанией страна лишилась дорогостоящего оборудования - буровых платформ, стоивших сотни миллионов долларов и купленных буквально за год до этого на деньги НАК "Нафтогаз України". А также перспектив, открывавшихся после начала глубоководного бурения нефти и газа на шельфе Черного моря. Вслед за "Черноморнефтегазом" последовали активы "Укртрансгаза", Феодосийского предприятия по обеспечению нефтепродуктами, больше полусотни пансионатов и санаториев, принадлежащих различным украинским госорганам, министерствам и ведомствам, другие компании и объекты недвижимости. Пока Украина продолжает подсчитывать убытки, нанесенные ей Россией вследствие оккупации Крыма, и одновременно готовится к длительной судебной тяжбе. Последний раз точную цифру озвучивал министр юстиции Павел Петренко в начале июня - 1 трлн 180 млрд грн. "Украина подала три иска в Европейский суд по правам человека против РФ, и мы требуем возмещения миллиардных, а точнее, триллионных убытков, нанесенных Россией Украине", - сообщил премьер-министр Арсений Яценюк в конце ноября.
Игорь Коломойский пообещал отсудить в международном арбитраже у крымчан $2 млрд за отобранное имущество, в том числе аэропорт "Бельбек", сеть Приватбанка и санаторий "Форос"

Вторым пострадавшим с учетом размера понесенного ущерба стал губернатор Днепропетровской области. 4 сентября Государственный совет Республики Крым принял решение о "национализации" имущества Коломойского, в том числе 65 объектов недвижимости, включая отделения Приватбанка и пансионат "Форос". Причиной этого, по словам самопровозглашенного главы полуострова Сергея Аксенова, якобы стал тот факт, что Приватбанк нанес убытки крымским гражданам, и отбор имущества акционера - это их компенсация. Хотя "юридические аргументы" - не более чем филькина грамота, а политический подтекст экономических репрессий зачастую не скрывают и сами экспроприаторы. "Это тоже очень скандальный объект небезызвестного губернатора, который сидит в Мариуполе", - заявил председатель госсовета Владимир Константинов, когда местная власть взялась за национализацию пансионата "Айвазовское" в Партените, имея в виду Сергея Таруту, занимавшего тогда пост губернатора Донецкой области. Также в ноябре госсовет Крыма принял решение о национализации крупнейшего производителя хлеба на полуострове - компании "Крымхлеб", входящей в группу Lauffer донецкого предпринимателя Александра Лещинского.

Несмотря на параллельные увещевания Аксенова и Константинова о том, что частной собственности в Крыму ничего не угрожает, по крайней мере, той, где владельцы не уличены в активной проукраинской позиции, в это уже никто не верит. Расследование, проведенное американским новостным агентством Associated Press и опубликованное 2 декабря, доказывает, что национализация с привкусом экспроприации не редкое исключение из правил, а новая для Крыма действительность. Если некоторые крупные компании, санатории или судоверфи (например, керченский "Залив", принадлежавший Константину Жеваго) были официально национализированы региональным правительством, действовавшим от имени Российской Федерации, то основная масса отчуждений - это банальные захваты без каких-либо юридических обоснований и публичной огласки. К примеру, в июне на агрофирму "Добробут", входящую в агрохолдинг KSG Agro днепропетровского бизнесмена Сергея Касьянова, приехали вооруженные люди. Они показали бумажку, подписанную Аксеновым, в которой указывалось, что земля (14 тыс. га), которая обрабатывалась фирмой на условиях аренды у местной сельской общины, национализирована. Захватчики забрали поля, здания, собранный урожай и оборудование на общую сумму около $1,6 млн. Александр Гарфнер, адвокат компании "Добробут", обратился с иском в крымский суд, являющийся теперь частью российской системы правосудия. 2 сентября иск был отклонен, хотя для такого решения не было никаких оснований.