Ах ты зверь, ты зверина – ты скажи своё имя…
На модерации
Отложенный
Ах ты зверь, ты зверина – ты скажи своё имя…
«Финансовая жизнь страны - слишком серьёзное дело, чтобы доверять её банкирам!» - Уинстон Черчилль, перефразировка.
«Банк России» - специфическое учреждение, формально подотчётное Государственной Думе Статья 5. и Закону «О Центральном банке РФ» Статья 1. Фактически же, представляет собой четвёртую, независимую от других ветвей власть, согласно Конституции статья 75, и ФЗ о ЦБ РФ Статья 1. Правда это противоречит Конституции РФ Статья 10. Ну это такая «незначительная», можно сказать, «нестыковка» в основном Законе прямого действия, что на неё никто из властей внимания не обращает.
Кто-то может быть рассчитывает, что уж с юридической точки зрения в отношении «Банка России» всё «чисто» и безупречно – «верховенство» Российского законодательства на всей территории.И напрасно, «Банк России» не только независим от других ветвей власти, но и неподсуден «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.» - говорит Конституция, статья 15. «Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.» - вторит Закон о ЦБ, статья 6. Однако, в этом случае, объявление «Банка России» юридическим лицом «местной» юрисдикции - выглядит как насмешка. Но ничего смешного наш Конституционный Суд в этом не находит, поскольку имущество «Банка России», уставной капитал, земельные участки в Москве под центральный офис и другие региональные отделения, обслуживающий персонал – благосклонно оставлены в ведении государства, статья 2, Закон о ЦБ. То есть, «Банк России» вдобавок является юридическим лицом международного права.
На чём основана такая «непотопляемость» ЦБ РФ? На положениях Соглашения МВФ! К сожалению нам недоступен полный текст Соглашения – только пояснительная его часть http://www.imf.org/external/pubs/ft/aa/rus/index.pdf«Статьи Соглашения».
Но и этот урезанный текст даёт понимание, что государство обязано привести своё законодательство в соответствие с нормами и положениями Соглашения.
В соответствии с Соглашением наше Государство взаимодействует с МВФ через ЦБ РФ. Казалось бы, ЦБ РФ является продолжением Государства, но не будем спешить с таким выводом. Кто заключал Соглашение с МВФ и соответственно представляет государство-член в МВФ, – Правительство РФ и Президент.
Да, Государственная Дума назначает и снимает по представлению Президента Председателя Банка России. Да, Председатель Банка России, также как и сам ЦБ РФ – формально подотчётны Государственной Думе и Правительству, но не более того. Ни Госдума, ни Правительство, ни Президент – воздействовать на решения ЦБ РФ и Председателя Банка России не могут. Более того, для всех органов власти: как на федеральном, так и на региональном уровне, для всей банковской и денежно-кредитной системы страны – решения ЦБ РФ обязательны.
Назначенный Госдумой Председатель Банка России одновременно становится «управляющим» в Совете управляющих в Штаб-квартире МВФ, которая находится в Вашингтоне – столице Государства с наибольшим количеством «голосов». Надо ли говорить, что «вес» нашего управляющего в столь высоком заведении весьма скромен, с учётом выделенной нашей стране квоты. И очевидно, что решения Совета управляющих МВФ по определению, обязательны для всех управляющих, в том числе и для нашего. То есть, назначенный нашей страной Председатель Банка России перестаёт принадлежать нашей стране. Учтём этот момент!
В Законе о ЦБ РФ есть ряд нормативных актов не подлежащих регистрации, такие – как например: курсы иностранных валют; процентные ставки; резервные требования и т.д.. И вот ведь совпадение, в этот список «необязательных» для регистрации решений, входят наиважнейшие банковские инструменты управления экономикой государства. Надо думать, что «необязательные» для регистрации акты Совета директоров ЦБ РФ – проходят регистрацию в Совете управляющих МВФ или в Исполнительном совете МВФ, извините за такую смелость, но в доступной части текста Соглашения МВФ, нет прямых указаний на это, как и нет запретов на подобное.
Впрочем, под вопросом остаётся «самостоятельность» решений и для значительной части регистрируемых актов и норм, принимаемых Советом директоров ЦБ РФ. Отличие «нерегистрируемых» решений от регистрируемых, может заключаться лишь в том, что «нерегистрируемые» акты свидетельствуют о «ручном режиме» управления нашей финансовой системой Советом управляющих МВФ. А вот регистрируемые решения возможно принимаются на основе статей «содержательной» части Соглашения МВФ (автоматически).
При изучении текста Соглашения, обнаруживается ещё одна «странность» - найдётся очень немного международных организаций, счета которой, авуары, активы, пассивы, имущества – защищались бы так тщательно от любых мыслимых посягательств, включая налоговые и иные начисления, не взирая на местонахождение данных авуаров. Судебная и иная защита предоставляется всем должностным лицам: управляющим, их заместителям, исполнительным директорам и другим служащим фонда. Соглашение исключает любые налоговые отягощения на личные счета и имущество, в каком бы государстве-члене они не находились. В Законе о ЦБ РФ защита заметно скромнее, и то касается только должности Председателя Банка России, которого не так просто «выдвинуть», но почти невозможно «задвинуть».
Оно и понятно, зачем лишний раз «дразнить гусей» какими-то личными счетами скромных тружеников ЦБ РФ! В тексте Соглашения МВФ всё сказано!
Есть ещё одна «скользкая» тема - все, вступающие в МВФ государства-члены, обязуются предоставлять финансовую информацию фонду и другим государствам-членам, по их запросам. Однако, запросы могут и не ограничиваться стандартным набором сведений по валютным операциям и сделкам на валютном рынке. Подобную норму содержит в себе и Закон о ЦБ РФ. Казалось бы, такая практика Фонда оправдана и направлена на защиту своих интересов от односторонних или «некомпетентных» действий отдельных государств-членов. Якобы, получаемая информация анализируется Фондом и на базе анализов выдаются те или иные рекомендации «непослушным» государствам-членам. Зачастую, такие «рекомендации» выглядят, как вмешательство во внутренние дела государств http://www.imf.org/external/russian/np/ms/2013/012313r.pdf
Такие например «рекомендации» последней миссии МВФ как: снижение социальных расходов государства, увеличение возраста выхода на «трудовую» пенсию, отмена «материнского капитала», снижение расходов на оборону, и самое смешное – снижение доли нефтедолларов в валютной выручке государства.
«Ненавязчивое» вмешательство во внутренние дела государства, освобождение Фонда и Банка России от посягательств иных юрисдикций в отношении активов и авуаров Фонда, а также «непробиваемые» судебная и правовая защиты должностных лиц Фонда и Банка России, доступ Совета управляющих МВФ к управлению нашими финансами даже в «ручном режиме», превращение Председателя Банка России в «управляющего» в Совете управляющих МВФ , «наднациональное» положение Банка России в системе управления государством – то есть, ни о каком передаточном звене между Государством и фондом в виде Центробанка, речь идти не может. Центробанк и есть Международный валютный фонд собственной персоной, являясь депозитарием средств и авуаров МВФ. А Закон о Центральном банке РФ, есть всего лишь - вольное изложение полного текста Соглашения МВФ. Всем памятны выступления прежнего Председателя Совета директоров ЦБ РФ Игнатьева С. М. в Совете федерации. Что это было - «двоечник у доски»? Или насмешки над «дилетантами» из Совета Федерации? Главное для Игнатьева С.М. на тот момент было – «не сказать правду», что ставки рефинансирования ему «спускают сверху», из Вашингтона!
Два десятилетия патриоты-государственники стараются «улучшить» Закон о ЦБ РФ, ожидая от него того, чего в рамках действующего Соглашения МВФ, он дать не может.
Безусловно, самый радикальный шаг – это выход из МВФ. Да, в тексте Соглашения такой случай предусмотрен и на первый взгляд достаточно прост «Раздел 1. Право государств-членов на выход из Фонда
Любое государство-член имеет право в любой момент выйти
из Фонда, направив Фонду, в его штаб-квартиру, письменное уведомле-
ние. Государство-член выходит из Фонда с даты получения последним
указанного уведомления.»,статья XXVI. На деле, мы не знаем, что ещё содержит в себе «содержательная» часть Соглашения МВФ, по крайней мере в Законе о Банке России нет даже тех операций, которые прописаны в пояснительной части Соглашения МВФ «Раздел 3. Расчет по счетам с государствами-членами,
выходящими из Фонда
Когда государство-член выходит из Фонда, обычные операции
и сделки Фонда в его валюте прекращаются, и по договоренности между
ним и Фондом с разумной быстротой производится расчет по всем сче-
там между ним и Фондом. Если не происходит быстрого достижения
такой договоренности, к расчету по счетам применяются положения
Дополнения J.» статья XXVI.
Второй вариант выхода – «отодвинуть» ЦБ РФ в сторону, пусть занимается, так называемым, «переводным рублём», своего рода – буфером системы. А на базе казначейства или Министерства финансов (Госбанка) наладить эмиссию внутреннего рубля. То есть, вернуться к до перестроечной модели, безусловно, уже с учётом новых реалий и новых технических возможностей. А для этого необходимо предложить МВФ перезаключить Соглашение. Пусть ЦБ РФ сосредотачивает на себе монополию внешней торговли Российской Федерации – будет для банкиров, так сказать, «забава» и «инструмент» воздействия. Вот здесь ТОРГ с МВФ будет уместен! Тем более что, текст Соглашения допускает наличия у государства-члена нескольких валют. И в целом, Соглашение касается в основном только внешнеторговых связей, операций на валютных и иных международных рынках. Кроме сбора информации по внутренним финансовым балансам государств-членов, текст Соглашения не предусматривает ни каких иных инструментов внутриэкономического воздействия на деятельность государств-членов. Единственное, что может позволить себе МВФ согласно тексту Соглашения – это рекомендации через свои Представительства в отношении внешнеторговых и внутри торговых балансов, на основе предоставленных государством сведений.
Сурнин Владимир Анатольевич, 18.12.2014 г.
Комментарии