Почему Кудрин и почему не сейчас
На модерации
Отложенный
Представьте, вы плывете на круизном лайнере, и вдруг — мощнейший шторм. В трюмах течь, огромное судно накренилось, хлещет ливень, в лицо ураган. Среди пассажиров паника, а капитан передает по громкой связи, что все в целом неплохо, ведь в конечном счете соседнему теплоходу, который мы до этого протаранили, еще хуже.
В начале этой недели российскую экономику накрыл настоящий девятый вал: рубль пробил дно и, казалось, уже не остановится. Впрочем, совпавшее с пресс-конференцией Путина новое «равновесие» можно назвать ложным. Кто бы в здравом уме год назад поверил, что мы будем искренне радоваться курсу 60 рублей за доллар как «низкому».
Путин на пресс-конференции обещал еще два года трудностей. Пессимисты ждут продолжения трудностей уже со следующей недели. В любом случае, немного времени, наверное, есть. И можно вспомнить свои реакции в тот момент, когда возникло ощущение, что финансовый шторм сбросит нас с корабля современности прямо сейчас и мы утонем вместе с «плавающим» рублем.
В те несколько дней вдруг все заговорили о бывшем министре финансов, а ныне главе Комитета гражданских инициатив Алексее Кудрине. Это, конечно, «адреналиновая» политология, но важно понять тут, откуда это берется и что может значить.
«Для минимальных изменений к лучшему нужно не только чтобы такие, как Кудрин, вернулись в правительство, но и чтобы такие, как Гуриев, вернулись в страну», — написал на пике кризиса все еще сидящий под домашним арестом Алексей Навальный.
«Прекратить авантюры, и Кудрина — в премьеры» — а это уже Григорий Явлинский, не самый близкий, мягко говоря, политический союзник Навального («Яблоко» в свое время изгнало политика из своих рядов якобы за национализм).
К середине недели премьерство Кудрина стало настолько общим местом, что журналисты пошли с вопросами к экспертам. Назначение Кудрина успокоило бы рынки, подтвердил Сергей Алексашенко, бывший первый зампред ЦБ, но всего на пару дней. Согласился с ним и Станислав Белковский: Путин, по его словам, действительно мог бы поставить Кудрина во главе правительства, но не станет делать этого, потому что «президент — консерватор». Другой политолог, Алексей Макаркин, добавил, а точнее сказать, напомнил, что Кудрин — по сути единственная фигура в нынешнем политическом классе, от которой стоит ждать политических изменений: «Он не революционер, но тем не менее хорошо известно его отношение к нынешней консервативной волне».
На гребне короткой сверхпопулярности бывшего министра финансов вспомнил о нем и Игорь Сечин, несколько раздраженно поставив Кудрина, правда, с маленькой буквы, через запятую с Навальным и Немцовым. «Что это за люди, кто такие навальные, немцовы и кудрины, и чьи цели они реализуют?» — спросил человек, чью зарплату и сам президент не знает.
Дошло до того, что пресс-секретарю Кудрина пришлось делать официальное заявление по поводу слухов о предложении занять пост премьер-министра России. «Абсолютно не соответствует действительности». Опровержение относилось к нескольким твитам журналиста Константина фон Эггерта. Тот еще в понедельник, 15 декабря, написал: «Сведения из очень надежного источника: вчера вечером Алексей Кудрин получил предложение занять пост премьер-министра».
«Вчера вечером» — то есть в воскресенье, 14 декабря, вечером.
Чуть позже Эггерт написал в своем микроблоге, что Кудрин, судя по всему, предложение не принял. «Все сложно, но трагедии нет. Алексей Кудрин пока назначен не будет».
О Кудрине-премьере говорили очень много раз, начиная еще с 2004 года. Последний раз на кресло Медведева его пытались усадить с подачи «Независимой газеты» в конце прошлого года, но все безуспешно. Однако на этот раз вдруг подспудно возникло какое-то другое ощущение (кроме финансовой паники). В разговорах о Кудрине появилось измерение, которое начисто отсутствует в путинской России, — будущее.
«Когда повеет вдруг весною и что-то встрепенется в нас».
У безвременья не бывает завтра. И вот мы туда одним глазом заглянули, и увидели высокие цены, но и шанс на разношерстный кабинет, который ведет нас к перевыборам; пустые полки, но, возможно, споры в парламенте и на экранах телевизоров, и даже, страшно сказать, интригу на выборах.
Нет, Алексей Кудрин — не харизматичный политик, он вообще не политик толком. Спокойный человек со скучным лицом бухгалтера, которым он, кстати, и является, просто угодил в водоворот истории. Наиболее точный политический анализ: так вышло.
Так вышло, что Кудрин сейчас, видимо, единственный человек в России, который может обеспечить сравнительно мирный и, главное, технический транзит от нынешней власти к чему-то другому. Они работали с нынешним президентом в администрации Собчака в Петербурге, а в 1996 году Кудрин фактически «перевез» Путина в кремлевскую администрацию. В ближайшем окружении президента есть, конечно, и другие люди, которые могли бы дать ему гарантии безопасности в случае отставки, добровольной или не очень (их человек десять, наверное), но все остальные вызывают лишь раздражение у среднего класса и Запада, с этим трудно спорить.
Возможно, Кудрину никто и не делал такого предложения. Возможно, он и не отказывался. Возможно. Но проведите умозрительно простой эксперимент. Вчера, 19 декабря, о стабилизации рубля рассказали два человека — Владимир Путин на пресс-конференции и Алексей Кудрин в своем твиттере. Кому вы больше поверили?
Илья Клишин
Комментарии