Правда об алмазных контрабандистах

Вячеслав Штыров против контрабандыВ 2001 году в российской газете «Трибуна» от 24 января появилась статья Виталия Трощинского «Решето для ловли контрабандистов». До этого неоднократно в государственных СМИ президент компании «Алроса» Вячеслав Штыров пытался достучаться до верховной власти: алмазы, богатство России, нещадно расхищаются. Чутьё промышленника, практика-хозяйственника, боль за отрасль, которой посвятил жизнь, не давали права молчать.

В 2001 году, как отмечает В. Трощинский, наконец, подвергается внеплановой проверке Гохран. На тот период предыдущий глава Гохрана, Евгений Бычков, был осужден, при новом руководителе – Валерий Рудакове – алмазы продолжали беспрепятственно утекать за границу, о чем правоохранители периодически сообщали СМИ.

Депутат Государственной Думы Анатолий Куликов, бывший министр внутренних дел, подчеркивал: «Деньги из страны в основном уходили и уходят через  всевозможные СП, которым предоставлялись несуразные льготы». Во времена правления Гохраном Е. Бычковым было создано множество ограночных совместных предприятий. После разорения ими главной кладовой сокровищ страны, все СП приписали к основному источнику алмазов в России – государственной компании «Алмазы-России-Саха».

И президент компании В. Штыров, вместо того, чтобы заниматься промышленным производством, вынужден был объясняться с чиновниками и доказывать всю абсурдность и нелепицу их решений. Честно и принципиально говорит руководитель «Алросы» о мухлеватом бизнесе с привлечением иностранного капитала. В. Штыров выступал за то, чтобы огранкой алмазов занимался смоленский «Кристалл». Доводы следующие: предприятие государственное, три тысячи рабочих мест, ежегодная прибыль до 30%. Зато «совместные предприятия» – по отчетам всё время работают без прибыли, но с постоянно увеличивающимися льготами (например, их освобождали от налогов на три года). По истечении льготного периода они меняли вывеску, и... всё шло по отработанной схеме.

В.

Штыров, посвятивший развитию отрасли жизнь, не мог смириться с тем, как бездарно разваливают то, что создавалось десятилетиями. Это чудо: как удалось  предприятию выстоять в той жуткой раздробиловке! Госбизнес угробляли чиновники, депутаты, бывшие директора, чтобы урвать себе и приближенным лакомый кусок вчера ещё общенародной собственности... «Алросу», например, толкали к банкротству законодатели. По их логике надо было освободить от НДС «совместные предприятия», а вот на государственную компанию перекладывались недостачи от налоговых сборов!

Чьи интересы защищали законодатели и вороватые чиновники в исполнительной власти, можно только догадываться. Да только не всё продаётся, есть честь и совесть, есть воля и хозяйственная хватка, есть, наконец, и национальное самосознание.

В угоду израильскому миллиардеру Льву Леваеву чиновничество решает отдать ему ограночные производства, угробляя смоленский «Кристалл», несмотря на то, что отдача в российский бюджет от заводов Леваева практически равна нулю.

И тогда президент «Алросы» В. Штыров вместе со смоленским руководителем «Кристалла» решают сами развивать ограночное производство. Национальные интересы страны стояли на первом месте: добытые в России алмазы не должны по бросовым ценам уходить за границу! В. Штыров выступает за восстановление гранильных производств в Москве, на Алтае, производственных предприятий в Смоленской, Орловской, Архангельской областях. Это рабочие места, доходы в областные бюджеты.

И снова - противостояние. Глава Гохрана В. Рудаков - против. Просто банальной человеческой глупостью со стороны В. Рудакова это не назовешь, здесь всё гораздо хуже...

Итак, 2001 год. Если бы чиновничья рать в своих державных кабинетах обладала хоть малой толикой патриотизма, все тогдашние СП давно бы покинули алмазодобывающую отрасль России, а отечественная добыча и огранка получили бы необходимые преференции...

Вот такой «алмазный детектив» с главным героем -  В. Штыровым. Что дальше? Читайте эту честную и выстраданную книгу. Она написана с болью, и с глубокой тревогой за будущее.

 

Игорь Ветров