Это искусство приобрело довольно большую популярность из-за табакерок, изготовляемых в то время в Европе. Табакерки покрывали черным грунтом, затем черным лаком, и лишь потом расписывались классическими сюжетами. Аналогичные табакерки стали весьма популярными и в России, производство которых организовал купец Коробов. На фабрике выпускали разнообразные изделия: табакерки, бочонки, коробки, шкатулки, стаканы, погребцы (сундучки) для путешествий, спичечницы, подносы, блюда для фруктов, вазы для цветов и др. Расцвет росписи пришелся на середину 19 века, когда фабрикой владели преемники Коробова — купцы Лукутины. Поэтому миниатюру часто называют лукутинской. После смерти хозяина фабрика находилась некоторое время во владении его дочери, а затем полностью перешла к московским купцам Лукутиным. Они владели ею на протяжении 85 лет. К концу 19 века промысел пришел в упадок. В 1904 году фабрика закрылась, а мастера (их было около ста человек) разбрелись по другим промыслам. Только в 1910 году миниатюристы объединились и создали “Федоскинскую кустарную артель бывших мастеров фабрики Лукутина”. Начался новый этап в развитии промысла. Ну а теперь можете познакомиться с этим чудесным промыслом, который, я думаю, никого из вас не оставит равнодушным.
Сила древних традиций настолько мощная, что, несмотря на то, что столько всего заставили забыть, запретили, обсмеяли, наложили запреты – всё равно люди помнят и на Масленицу сжигают чучело, блины пекут, на Троицу водят хороводы, завивают берёзку, в Купальскую ночь встречают первую звезду, восход и прыгают через костёр. Зачем – многие уже сами не знают, но делают.
Федоскинская лаковая миниатюра на шкатулках – как народный промысел, конечно, совсем не древний, и по каким-то меркам даже молодой – всего то около 200 лет. Федоскино вообще знают мало, в отличие от Палеха. Но их и сравнивать в принципе нельзя, это как сопоставить цветок вишни и цветок яблони. Вроде как бы одно и тоже, но какие же разные!
Федоскино – старинное русское село на берегу речки Учи — 30 км от Москвы. Очень живописное место, особенно летом. Красивый изгиб реки. В самом селе на пять старо-русских ветхих избушек приходится по одному вклинившемуся в местные огороды ново-русскому кирпичному особняку. Особенно густо коттеджи сосредоточены вдоль берега речки. Само здание фабрики стоит на другом берегу реки, на возвышенности. Раньше рабочие места художников-миниатюристов располагались на верхних этажах фабрики у огромных окон. Один чудный открывающийся вид оттуда на лес, речку, деревню заряжал вдохновением… Сейчас уже заряжать некого. Все оставшиеся на фабрике художники – надомники.
Главную роль в создании знаменитой на весь мир федоскинской миниатюры сыграли купеческая свадьба и лаковые козырьки для фуражек. Потомственный московский купец Пётр Коробов был человек разносторонний и в 1795 году вместо своего «голландского» мыла решил начать производить лаковые козырьки для киверов и фуражек русской армии.
Под это дело он в небольшом селе Данилково Мытищинского уезда основал маленькую фабрику. Козырьки делались из папье-маше, т.е. из размельченной. размоченной и спресованной бумаги (про пластмассу ещё тогда не знали естественно). Потом перекинулся на табакерки для нюхательного табака, которые вошли тогда в моду. Об успешном человеке в то время говорили: «И сыт, и пьян и нос в табаке».
Между делом у Коробова подрастала дочка Катерина, и на юную красавицу положил глаз другой купец — Пётр Лукутин. Справили свадьбу. Так вот и породнился купец Коробов с купцом Лукутиным. А жених оказался шустрый. Не даром был купцом не второй, как Коробов, а первой гильдии. Потому потенциал фабрики тестя оценил быстро, сразу перенёс мануфактуру на противоположный берег речки Учи, в село Федоскино, и построил для неё новое бревенчатое здание, а также выписал мастеров-живописцев.
А потом федоскинской фабрике, пожаловали право ставить клеймо – герб Российской империи – двуглавого орла, — но! — только после того, как салонный стиль росписи поменялся на народные сюжеты. Cмекаете..? Федоскино стало поставщиком Императорского двора. А означало это почёт и уважение. Но и качество соответственно требовало.
Красный ветер перемен привёл к тому, что в начале сороковых годов артель стала фабрикой, которая «производила искусство» на конвейерной основе. А в трудное военное время коллекцию образцов 18-19 столетий пришлось тщательно упаковать и закопать в погребе. В 70-е годы государство еще раз взволновалось о судьбе промысла, и в Федоскино было построено 7-этажное здание новой фабрики и учебный корпус для школы.
Сейчас? Как обычно у государства много дел, ну а федоскинский промысел ясно — не нефтегазовый. Поэтому на двери фабрики появилось такое объявление: «С 20 ноября 2004 года по 15 марта 2005 года художники, работающие на Федоскинской Фабрике Миниатюрной Живописи распускаются по домам». Вот такие метаморфозы.
Федоскинцы собой гордятся — используют они классическое трёхслойное письмо масляными красками. Раньше так писали только старые мастера. Что такое трёхслойный федоскинский почерк? Это объём, это живые лица, это прописанные реснички, морщинки, румянец, это глубина. Вглядитесь в рисунок шкатулочной крышечки – живопись горит! Миниатюра светится!
Ну вообще писать о миниатюре легко. А попробуйте — ка нарисовать! Представляю, как болят глаза у художников – чтобы прорисовать крошечные детали нужно ведь увеличительное стекло. На фабрике сейчас работает 128 художников. Раз в месяц проходит худсовет, на котором художникам выдаются новые шкатулки-полуфабрикаты для росписи и оценивается выполненная им дома работа.
Куда мчится федоскинская тройка (мысли вслух). Тут, пожалуй, стоит обратиться за помощью к словам Гоголя… «Эх,тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать вёрсты, пока не зарябит тебе в очи… Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстаёт и остаётся позади… и что за неведомая сила в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!… Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа…»
В каком-то смысле слова эти относятся и к Федоскино. Причина этого в том, что просто не хочется думать, что в ближайшей перспективе Федоскино скупит какой-нибудь делец и федоскинскими миниатюрами будут разрисовываться дорогие мобильники и бутылки коллекционного вина и делать упор на производство «бизнес-сувенира» как «лучшего корпоративного подарка иностранному партнёру»..
Хочется, чтобы этот народный промысел сумел, смог устоять, сохранить себя и чтобы на производство приходили талантливые люди, чтобы федоскинская миниатюра дарила радость ещё многим поколениям людей….
Комментарии