Как победить тоску и депрессию

На модерации Отложенный

Тоска и депрессия – как прогнать вон эти субстанции.

Стал перечитывать «перед  восходом солнца» Зощенко. Обратил внимание на то, что в первое свое прочтение не обратил внимание. Ибо сам я подвержен депрессиям лишь только в малой степени. Подумал, что если  товарищи мои по сайту подвержены такой напасти, страдают от ёй,  то им будет небезинтересно прочесть эту блестящую книгу. И не просто так, абы как, а в качестве лекарства от депрессии. (если, конечно, эти депрессии посещают Вас).

Как известно, клин клином вышибают, и свидетельства людей, которым было хуже, чем вам – каким то образом, бывает, помогают, могут Вам помочь. Вы сравниваете себя с остальными людьми и понимаете, что ничем не хуже их, и то, что если они освободились от этой болезни (а депрессия – это болезнь) освободитесь и вы. И что не нужно отчаиваться и так далее…

Мало того, что эти люди освободились от своей депрессии, но и благодаря ей – стали всемирно известными людьми, чей талант общепризнан…и…даже стали зарабатывать кучу бабок)))

Я выбрал для публикации здесь маленький кусочек, из начала повести, который в этот раз поразил мое воображение. (в прошлый раз я этот отрывок даже не заметил, потому что читал книгу «наоборот», то есть от конца к началу)(есть такой забавный способ чтения))) – и… пропустил начало книги.

Я не точно уже помню, но в этой удивительной книге, как мне кажется (если не путаю) есть ответ на вопрос – почему Зощенко репрессировали (можно сказать) , вернее не репрессировали, а сделали с ним то, что сделали.  Ответ прост – в этой книге, кроме своего собственного невроза (и его анализа), автор замечает признаки аналогичного невроза у Сталина,  вождя так сказать, народов, и, обладая мягким добрым сердцем, пытается подсказать вождю как решить эту проблему… Дерзко? Да, конечно, дерзко…  Вот и поплатился…  Но важно понимать – дыма без огня не бывает, и все имеет свои причины. Политика – такая «отрасль» где естественные человеческие чувства – не в счет, и кто этого не понимает – «не лезь».

И еще, читая эту книгу, понимаешь – Зощенко – великий писатель и удивительный человек.

"И тогда я стал выписывать все, что относилось к хандре. Я стал выписывать без особого учета и мотивировок. Однако я старался брать то, что было характерно для человека, то, что повторялось в его жизни, то, что не казалось случайностью, минутным воображением, вспышкой.

Эти выписки поразили мое воображение на несколько лет.

«…Я выхожу из дому, иду на улицу, тоскую и опять возвращаюсь домой. Зачем? Затем, чтоб хандрить…»

(Шопен. Письма, 1830 г.)

«Я не знал, куда деваться от тоски. Я сам не знал, откуда происходит эта тоска…»

(Гоголь — матери, 1837 г.)

«У меня бывают припадки такой хандры, что боюсь, что брошусь в море. Голубчик мой! Очень тошно…

(Некрасов — Тургеневу, 1857 г.)

«Мне так худо, так страшно безнадежно худо и в теле и в духе, что я не могу жить…»

(Эдгар По — Анни, 1848 г.)

«Я испытываю такую угнетенность духа, какую я раньше еще не испытывал.

Я напрасно боролся против влияния этой меланхолии. Я несчастен и не знаю почему…»

(Эдгар По — Кеннэди, 1835 г.)

«В день двадцать раз приходит мне на ум пистолет. И тогда делается при этой мысли легче…»

(Некрасов — Тургеневу, 1857 г.)

«Все мне опротивело. Мне кажется, я бы с наслаждением сейчас повесился, — только гордость мешает…»

(Флобер, 1853 г.)

«Я живу скверно, чувствую себя ужасно. Каждое утро встаю с мыслью: не лучше ли застрелиться…»

(Салтыков-Щедрин — Пантелееву, 1886 г.)

«К этому присоединилась такая тоска, которой нет описания. Я решительно не знал, куда девать себя, к чему прислониться…»

(Гоголь — Погодину, 1840 г.)

«Так все отвратительно в мире, так невыносимо… Скучно жить, говорить, писать…»

(Л. Андреев. Дневник, 1919 г.)

«Чувствую себя усталым, измученным до того, что чуть не плачу с утра до вечера… Раздражают лица друзей… Ежедневные беседы, сон на одной и той же постели, собственный голос, лицо, отражение его в зеркале…»

(Мопассан. Под солнцем, 1881 г.)

«Повеситься или утонуть казалось мне как бы похожим на какое-то лекарство и облегчение».

(Гоголь — Плетневу, 1846 г.)

«Я устал, устал ото всех отношений, все люди меня утомили и все желания. Уйти куда-либо и пустыню или уснуть «последним сном».

(В. Брюсов. Дневник, 1898 г.)

«Я прячу веревку, чтоб не повеситься на перекладине в моей комнате, вечером, когда остаюсь один. Я не хожу больше на охоту с ружьем, чтоб не подвергнуться искушению застрелиться… Мне кажется, что жизнь моя была глупым фарсом».

(Правда о моем отце, Л. Н. Толстой, 1878 г. — Л. Л. Толстой.)

Целую тетрадь я заполнил подобными выписками. Они меня поразили, даже потрясли. Ведь и же не брал людей, у которых только что случилось горе, несчастье, смерть. Я взял то состояние, которое повторялось. Я взял тех людей, из которых многие сами сказали, что они не понимают, откуда у них это состояние.

Я был потрясен, озадачен. Что за страдание, которому подвержены люди? Откуда оно берется? И как с ним бороться, какими средствами?

Жизнь каждого все то же повторяет,

Что до него и прежде совершалось.

И человек, в прошедшее вникая,

Предсказывать довольно верно может

Ход будущих событий…