Сезон охоты на валютных спекулянтов

На модерации Отложенный

Репрессии против валютных спекулянтов приведут лишь к усилению оттока капитала и ослаблению рубля. Существенного эффекта от влияния валютных спекулянтов на рубль не прослеживается, на его курс влияют преимущественно нефть и валютные интервенции ЦБ.

Валютные спекулянты вызывали острую ненависть еще у советских бонз. Статья 88 Уголовного кодекса РСФСР 1960 года «Нарушение правил о валютных операциях» предусматривала уголовное наказание за спекуляцию иностранной валютой в виде лишения свободы на срок от трех до 15 лет, конфискацию имущества, ссылку на срок до пяти лет и смертную казнь. Так, в 1961 году по «делу валютчиков» расстреляли Рокотова, Файбишенко и Яковлева.

Вскоре после того, как ЦБ досрочно отпустил рубль в свободное плавание, тот камнем пошел вниз. Рожденный тонуть плавать не может. По существу, ЦБ перешел от политики плавающего курса к политике тонущего курса.

4 декабря президент РФ в послании Федеральному собранию заявил: «Я прошу Банк России и правительство провести жесткие скоординированные действия, чтобы отбить охоту у так называемых спекулянтов играть на колебаниях курса российской валюты… Власти знают, кто эти спекулянты, и инструменты влияния на них есть, пришло время воспользоваться этими инструментами».

Кто же эти спекулянты? Глава Службы внешней разведки (СВР) и экс-премьер-министр РФ Михаил Фрадков в интервью агентству Bloomberg частично прояснил этот вопрос. Он сказал, что иностранные инвестиционные фонды участвовали в спекуляциях с российской валютой через посредников. По словам Фрадкова, США и их союзники пытаются сместить власть в России с помощью санкций, а также атак на рубль и падения нефтяных цен. Но ни конкретных инвестиционных фондов, ни их пособников Фрадков не назвал. Видимо, чтобы не спугнуть.

В понедельник, 8 декабря, глава администрации президента Сергей Иванов заявил журналистам: «Что касается борьбы со спекулянтами, как раньше говорили — мешочниками, и всеми прочими, этим должны заниматься те, кто профессионально это может делать. Это у нас Центральный банк, Минфин и еще одно ведомство — Росфинмониторинг». Думаю, к борьбе против мешочников следует подключить стратегические ядерные силы и Роспотребнадзор.

Попытаемся понять, действительно ли рубль полег в неравной битве с валютными спекулянтами. Для чего используем не внешнюю разведку, а эконометрику.

Графики курса рубля в долларах и цены нефти в долларах в период с 23 июня (когда ЦБ фактически отпустил рубль в свободное плавание, проводя валютные интервенции лишь эпизодически) визуально почти совпадают. Отпущенный в свободное плавание рубль проявил свою нефтяную сущность. Диаграмма рассеяния этих двух переменных — курса рубля и цены нефти — хорошо аппроксимируется прямой. Однако есть довольно большие отклонения от прямой, которые объясняются валютными интервенциями ЦБ.

Динамика рубля с 23 июня удивительно хорошо описывается множественной линейной регрессией:

Рубль = (0,243 (Нефть – Интервенции) + 2,31)/1000,

где Рубль — курс рубля в долларах на закрытие торгов, Нефть — цена барреля нефти марки Brent в долларах, Интервенции — валютные интервенции ЦБ в миллиардах долларов за день.

Курс рубля в долларах – это обратная величина по отношению к привычному для нас курсу доллара в рублях.

Константа 2,31/1000 может быть интерпретирована как курс доллара в рублях в отсутствие как экспорта углеводородов, так и интервенций ЦБ. То есть в таких условиях доллар стоил бы около 400 рублей. Что вполне разумно. Хотя, разумеется, к этому предсказанию столь простой модели не стоит относиться слишком серьезно, она не предназначена для описания таких катастрофических событий, как прекращение экспорта углеводородов.

Коэффициент 0,243/1000 при переменной Интервенции указывает на то, что при увеличении ЦБ продаж валюты на 1 млрд долларов за день курс рубля в долларах увеличивается на 0,000243 доллара. Например, при курсе 50 рублей за доллар это означает снижение курса доллара в рублях на 49,4 копейки.

Для того чтобы вернуть курс рубля к 30 рублям за доллар от 50, ЦБ понадобилось бы тратить ежедневно около 40 млрд долларов. На 1 декабря международные резервы ЦБ сократились до 418,9 млрд долларов, так что резервов хватило бы дней на десять. Такая стабильность рубля нам не по карману.

Коэффициенты при переменных Нефть и Интервенции одинаковы по абсолютной величине и различны по знаку. Эффект от снижения цены нефти на доллар компенсируется продажами валюты ЦБ на сумму 1 млрд долларов. Рост цены нефти на доллар эквивалентен интервенциям ЦБ в размере 1 млрд долларов.

Если пренебречь константой, то в отсутствие интервенций баррель нефти стоит около 4 тыс. рублей. Однако это очень грубая оценка.

Данная формула показывает, что ежедневная динамика курса рубля почти исключительно зависит от цены нефти и валютных интервенций ЦБ. Если на более «тонком» уровне (скажем, почасовая развертка) могут проявляться действия спекулянтов и иные факторы, то на уровне ежедневной динамики безраздельно доминируют нефть и ЦБ. Если бы серьезные валютные спекулянты класса Сороса, повалившего фунт, разбойничали на рынке, мы бы наблюдали большие отклонения курса рубля от уровня, объясняемого нефтью и интервенциями ЦБ. Однако существенных следов подрывной деятельности зловредных мешочников не видать, видны только нефть и ЦБ.

Вряд ли стоит устраивать охоту на валютных спекулянтов и превращать их в козлов отпущения. Если же спекулянтов прижмут к ногтю, то эти репрессии только распугают еще не сбежавших инвесторов, а отток капитала из России лишь усилится. Между тем спекулянты — важное звено рыночной экосистемы. Они способствуют росту ее ликвидности.