Дебилизму - бой! «А остальное всё есть»

На прошлой неделе вице-премьер Михаил Русый встретился с обеими палатами парламента, чтобы предупредить их о наступлении эпохи «диктатуры технологий» на селе.

 

 

ПРЕЗИДЕНТСКОЕ ПОЛЕ

Без«диктатуры технологий» на селе теперь никуда: ее важность должны понимать все - от человека «за штурвалом трактора» до высших властных эшелонов. А между тем во многих хозяйствах эта диктатура, по выражению Михаила Русого, «скажем прямо, отсутствует».

Когда депутаты спросили, чего же все-таки не хватает белорусскому селу, чтобы настала диктатура агро-high-tech («Может, кормов? Или дисциплины в чистом виде?»), вице-премьер ответил афористично: «Не хватает трех составляющих: мозгов, организационной работы и спроса. А остальное все есть!» И кивнул в

плакат

сторону сенатора Николая Радомана, председателя СПК «Агрокомбинат Снов»: «Ну почему у Радомана на литр молока расход кормов - 0,7-0,8 кормовых единиц, даже ниже нормы, а у других - полторы? Как продать молоко при такой себестоимости?»

Или почему один собирает 70 ц зерна с гектара, а его сосед через дорогу - 20? Образец для подражания в этом смысле - президентское поле в 305 га в Шкловском районе: «Глава государства сказал: давайте все, что надо по технологии, вложим и посмотрим, что получится». Получилось рекордных 98 ц/га, а через дорогу с такого же поля, только не президентского, - 42! «Вот вам и диктатура технологий».

НЕ ТАЩИТЬ МЁРТВЫХ

Село должно встать на путь инноваций, хочет оно того или нет, и «резко повысить» свою конкурентоспособность, уев даже европейцев, новозеландцев и австралийцев. Было бы неплохо уйти от безликих валовых показателей к реальным, экономическим - фигурально выражаясь, «читать последнюю страницу»: «Что в кармане, что на счете, что получают люди? А не сколько произвел в убыток себе, ничего не получив». Государство не может думать за каждого: «Произвел - думай, куда продать. Больше продал - больше получил».

Не следует бояться банкротства хронически убыточных хозяйств (а таких 30%!): «Такое было и в советский период. Тащить мертвого - это сжигать ресурс». А вот бесхозяйственность, «если она еще и компенсируется бюджетом или за счет хорошо работающих хозяйств, - это преступление». Интересно, что в 2013г. «расхлябанность и упущенная выгода от несоблюдения технологий» обошлась стране, по подсчетам специалистов, в Br14 трлн.

Руководителю на заметку: за бесхозяйственность полагается дисциплинарное взыскание, а при необходимости - и передача материалов в органы. Спрашивать с руководителей «надо строго», ничего не попишешь.

Грамотный руководитель - это уже полдела, «как мы видим везде», поэтому селу нужны «креативные кадры», способные мыслить масштабно и дерзко. Пока же «волна сельских ребят, которые после вуза шли в село, спала», и пополнение черпать неоткуда.

К слову, более 60% председателей райисполкомов - вчерашние председатели СПК, и к ним нужно присматриваться: «Для государства важно, в каких условиях мы сформировали этих руководителей. Как они работали у себя - это они переносят на регион».

УЧЁНЫЕ, НЕ СПАТЬ!

Перед отечественной наукой тоже непростая задача - создать «продукт, который будет превращаться в товар». Вот, к примеру, 5 научно-практических центров возложили на себя ответственность за интеллектуальный и коммерческий результат, так держать.

Тут важно «переломить подход»: «Не наука должна идти на село, а руководитель хозяйства должен идти к науке. Именно он должен просить «дайте мне эту технологию». А не ждать, пока ему «силой навяжут» какую-нибудь новейшую разработку.

Однако и ученый не должен быть оторван от реальности - его нужно крепко-накрепко связать с производством: «И ученым не спать! Мы всегда бежим где-то сзади. Появился новый пресс - пытаемся его копировать. Пока скопировали, появилось еще что-то, и мы все время бежим и догоняем. Нужно определиться: вот это можем и делаем, вот это не можем и покупаем там, где продают по выгодной цене». Только так можно разорвать порочный круг проблем.

МЫТАЯ МОРКОВКА

Хорошо, что за последние 4 года, после жестких требований главы государства, решили вопросы с овощехранилищами: «Сегодня у нас есть самые современные хранилища для 800 тыс. т картофеля, 85 тыс. т фруктов, 230 тыс. т овощей».

Теперь пора ставить «задачу другого эшелона» - оснастить хранилища оборудованием для подготовки овощей перед продажей: «Хочет человек мытую морковку - она должна быть мытой, хочет два кило - значит, два кило, хочет чищеный картофель - пожалуйста». Уже ряд предприятий это сделали, потому что «это добавленная стоимость, это действительно деньги».

РУСЫЙ НЕ ЛЫСЫЙ

плакатДепутат Николай Иванченко был возмущен поведением российских чиновников, запретивших поставки белорусского мяса будто бы из-за антибиотиков, сальмонеллы и кишечных палочек. Так получается, что белорусы вечно в роли «просителей или оправдывающихся»: «Читаешь наши официальные ответы - все нормально, отклонений не обнаружено.

А россияне обнаруживают!» Он спросил, есть ли механизм быстрой проверки спорной продукции: «Если это неоправданные претензии, то должны быть встречные санкции за проволочки и огромные убытки».

Вице-премьер ответил, что вопрос трудный - дескать, это конкурентная борьба, а она предусматривает разные методы. Да, в Беларуси выстроена четкая система контроля - вплоть до самоконтроля в ближайших российских лабораториях. Но должна быть еще и независимая референтная лаборатория: «А пока такой лаборатории нет, мы должны доказывать это в одиночку. Это долгий процесс, около двух недель, а потом нам просто говорят: ну извините, мы ошиблись».

К счастью, независимая лаборатория в ЕАЭС уже создается (этим занят Сергей Сидорский, представитель Евразийской экономической комиссии). Ожидается, что в ближайшее время к этой работе подключатся специалисты из ЕС. «Так работают во всем мире».

плакатДепутат Владислав Цыдик назвал претензии братской страны «подковерными играми», тогда как народ России «уже давно поставил знак качества всем нашим продуктам питания». «Очень трудно постоянно доказывать, что я не лысый», - подтвердил вице-премьер Русый, чья прическа, к слову, безупречна.

ВСТРЕЧАЕТСЯ И ДЕБИЛИЗМ

плакатДепутат Колтунов замолвил словечко за фермеров: «Вы ничего не сказали про фермеров - наверное, поэтому к ним такое отношение и на местах». Он привел в пример успешное фермерское хозяйство в Бобруйском районе со свинофермой на 5 тыс. голов, которой не коснулась чума: «А когда они попросили дать им 100 га земли - им выделили на другом конце района. Теперь у человека два хозяйства! Почему так?»

Вице-премьер ответил, что государство любит всех сельских тружеников, включая фермеров, одинаково, и одинаково их поддерживает - «и руководителя крупного хозяйства, как Радоман, и фермера, который рядом с ним запустил землю и никак не хочет отдать». Иногда труженики, кстати, и сами зарываются, как в Ольшанах: «Все хотят сады сажать, но именно вокруг Ольшан. Давайте дадим землю под Давид-городком! Нет, не хотим».

Но есть и, «чего тут душой кривить, полный дебилизм отдельных руководителей», уполномоченных принимать решения. В том же Бобруйском районе необрабатываемой земли уйма, у Русого даже был очень тяжелый разговор на эту тему с председателем

райисполкома: «Проедьтесь по кольцевой, посмотрите, сколько земли справа и слева, которую можно отдавать фермеру». А если дают «в разных кусках» - конечно, это неправильно и неразумно, человек на транспортных расходах потеряет всю прибыль.

ЭКО-ТРАВЫ И ЭКО-СКОТ

Закон об эко-земледелии может появиться в Беларуси, возможно, уже в следующем году. В этом направлении работает ряд фермеров, которых можно поддержать, поскольку это дорогое удовольствие: «Надо, чтобы все выращивалось на органике от скота. При этом скот должен питаться, например, кормами из трав, которые не получали ни грамма химии». Зато эко-продукты очень дорого стоят, «поэтому надо работать над этим».

«УРАГАНОМ» ПО БОРЩЕВИКУ

плакат

плакат

Сенаторов интересовал еще один больной вопрос - борщевик Сосновского. «Ситуация управляемая», - успокоил всех Русый и предложил необычное решение для перевоспитания тех местных властей, у которых борщевик вышел из-под контроля: посадить их самих туда, в этот борщевик.

Косить, конечно, смысла нет, но есть прекрасные химические препараты типа «Урагана»: «Заросли были вокруг Минска, косим-косим - пользы не приносит, но есть химия: «Ураганом» пройдитесь 3-4 раза - там никогда ничего расти не будет, год-два».

УБИТЬ КАБАНЧИКА

Сенатор Юрий Мороз спросил, есть ли смысл вкладывать огромные деньги в восстановление поголовья свиней, если источник чумы - дикий зверь - по-прежнему здравствует. Русый ответил, что для профилактики чумы принимаются серьезные меры, а дикие кабаны усиленно отстреливаются: «В радиусе 15-20 км от комплекса не должно быть ни одного следа дикого животного!» Остались единичные регионы, которые вызывают опасение.

Правительство даже назначило награду за голову кабанчика: по 5 б.в. охотхозяйствам и по 2 б.в. - охотникам. Правда, некоторые охотники, не желая заниматься утилизацией туши («надо закопать, засыпать хлоркой»), «пропускают» диких кабанов и поросят. Поэтому придется принять административные меры: у охотхозяйств, не отстреливающих кабанов, отнимут лицензии, а угодья отдадут «тем, кто наведет порядок». Эти решения вице-премьер назвал жесткими, но крайне необходимыми.

А на прощание он пожелал всем, чтобы в наступающем году не было войны, а был урожай - в амбарах, в семьях, в карманах.

 Наталья Провалинская