День рождения Маэстро

На модерации Отложенный

12 декабря родился советский актер и режиссер Леонид Быков, увековечивший себя в русскоязычной культуре своим фильмом "В бой идут одни "старики".

1nMXL-dcmagnets.ru-v-boj-idut-odni-stariki (700x509, 87Kb)

Многих  читателей в этом посте ждут сюрпризы.

Леонид Быков родился в 1928 году в Славянском районе Донецкой области в селе Знаменское и в 10-летнем возрасте с родителями переехал в Краматорск. Там закончил школу №6 (ту же, что и Иосиф Кобзон, уроженец соседнего Часов-Яра), посещал драмкружок при Краматорском машиностроительном техникуме, в этом драмкружке занималась в том числе и будущая Народная артистка СССР Майя Булгакова.

В 1944 году, вернувшись из эвакуации, Быков лично познакомился с реальной "поющей эскадрильей" 5-го гвардейского истребительного авиационного полка, которая для жителей Краматорска устроила импровизированный самодеятельный концерт. В концерте принял участие и хор мальчиков 6-й школы. В числе хористов был Леня Быков, а солистом - Ося Кобзон. В этом же полку служил Герой Советского Союза Виталий Попков, который и стал впоследствии прообразом капитана Титаренко, сыгранного Быковым в своем фильме.

На тот момент Краматорск был уже тыловым городом, в котором имелся ряд стратегических предприятий. Они требовали защиты с воздуха. Поэтому еще немцы обустроили здесь аэродром, доставшийся потом советской власти. Аэродром существует по сей день, на целые месяцы став местом событий, привлекших поистине всемирное внимание. Но о нем ниже.

Вернемся к имениннику и его знаменитому фильму. Леонид Быков снимал его на Киевской киностудии имени А.П.Довженко. Сам же был и соавтором сценария. То есть там нет НИ ОДНОГО случайного слова или кадра, которые зрители премьеры, возможно, оставили без внимания на общем фоне. Впрочем, допускаю, что кое-что в фильме и тогда зрителями моего нынешнего возраста воспринималось по принципу "дурак не заметит, умный промолчит". Например, вот это:


Согласитесь, не будь на груди персонажа геройской звездочки, в его словах при желании легко усмотреть махровый национализм.

Но это еще не все.

Ни для кого не секрет, что тогдашняя творческая интеллигенция, находясь под конкретным идеологическим прессом, не пренебрегала возможностью лишний раз щегольнуть фигой в кармане. Это был своеобразный спорт - обвести вокруг пальца профессиональных бдунов из госцензуры и худсоветов.

Поэтому то, что благополучно проскочил следующий эпизод, можно объяснить лишь недалекостью и невежеством блюстителей, цеплявшихся к куда более безобидным мелочам.


Невероятно, но из уст советского режиссера, хоть и в несколько завуалированном с помощью измененного темпа виде звучит официальный гимн Украинской Повстанческой Армии (УПА), к которой благодаря 70 годам неустанного шельмования у большинства нынешних россиян выработалась поистине биологическая ненависть.
Вот гимн УПА в оригинале:

 


А вот "Червона калина" звучит на ежесубботнем краматорском народном вече в исполнении львовских волонтеров, приехавших восстанавливать город после стрелковской оккупации.

 


Седой мужчина в кадре - мой сверстник, к тому же женатый на моей сокурснице Ире Цвиркун.  В одной группе с ним в институте учились сразу трое моих одноклассников.

Потом он в чистом поле построил собственный завод газосварочного оборудования "Донмет", прямо впритык к ограде краматорского аэропорта.

d9e2bbc3b96a (640x479, 70Kb)

(Вот цеха завода выглядывают из-за правого края кадра, а в центре - гражданский аэропорт,от которго рулежка ведет к военной ВПП)

Во время оккупации он пускал солдат полностью окруженного гарнизона помыться и кормил их в своей заводской столовке.

Даром не прошло. Чудом удалось бежать из города, а завод подвергся разграблению (при активном участии, к слову, ряда его подчиненных). Иначе его бы в лучшем случае постигла судьба владельца гражданского аэропорта Краматорска, просидевшего в колорадском гестапо 56 дней. Вышел уже после того, как стрелковцы драпанули в Донецк. Моя дочка в свое время работала в его фирме и по сей день дружит с его женой.

Львовяне работали на восстановлении вот этого дома на ул. Днепропетровской,2, окна которого глядят на Славянск. Естественно, российская пропаганда выдала это за "зверства киевских нацистских карателей".

P7220139 (700x525, 145Kb)

Мой приятель, женатый, кстати, на заместительнице городского головы, показывал мне место, откуда его обстреляли. В общем, это был дежурный номер - шмальнули несколько раз в сторону позиций ВСУ, затем развернули миномет и изобразили "ответку", после чего живенько смылись. Не забыв маякнуть журналюгам, что жареное готово, и можно без боязни делать свое дело.

Очевидцем подобного в другом месте довелось оказаться и мне.

Что характерно - за все время войны  в Краматорске, как это пишут в голливудских титрах, "в ходе съемок ни одно животное не пострадало". Более того - сотрудников бюджетных организаций загодя предупреждали, чтобы, к примеру, после 14:00 в здании никого не было. Якобы "на основании разведданных". Ни одна "бендеровская" мина, довольно точно ложась на жилые здания, так и не угодила ни в один действующий блок-пост. Впрочем, пипл за милую душу хавал объяснения, что, мол, "нацгады" только против мирных храбрые, а ополченцев трогать боятся".

На сегодня пострадавший дом выглядит так:

SAM_7621 (700x525, 263Kb)

Дома в центре отремонтировали еще раньше, а школу №24 успели полностью восстановить к 1 сентября.

http://artemgetman.blogspot.com/2014/09/24-50-01092014.html
 

Вернемся к Маэстро и Краматорскому военному аэродрому.

В советское время здесь базировался головной полк авиадивизии ПВО. Естественно, связь Леонида Быкова и Краматорска и тогда не была секретом. Один из истребителей-перехватчиков Краматорского авиаполка назвали в его честь.

04ee6bab054a (640x439, 55Kb)

826b9e002d62 (640x439, 61Kb)

Потом, при Кучме, полк расформировали. Я своими глазами видел фуры, вывозившие порезанные истребители на переплавку.
Но "Маэстро" уцелел. И по сей день занимает свое место в Виннице, в музее при штабе ВВС Украины. 

4313617b1c30 (640x320, 68Kb)

8c1fab687127 (640x480, 66Kb)

Раньше здесь размещался штаб воздушной армии. С прилегающей авиабазы ЕЖЕДНЕВНО вылетали на дежурство у берегов Америки стратегические бомбардировщики с ядерным оружием на борту. До Атлантики их сопровождал самолет-заправщик, перед расставанием заполнявший им баки, затем встречал отдежурившее и возвращавшееся домой звено и дозаправлял и его. И так день за днем, годами. В этом были задействованы десятки тысяч людей.

Вот так и истощалась сверхдержава, чтобы в конце концов развалиться под грузом собственных амбиций.