Достижения империи Цин.
Нефёдов С.А. Факторный анализ исторического процесса. История Востока. М.: Территория будущего, 2008. - 752 c.
ГЛАВА XII. ЭПОХА «ПОРОХОВЫХ ИМПЕРИЙ»
12.9. Империя Цин.
<…>
Маньчжуры с самого начала действовали в союзе с китайскими помещиками и обещали им, что после подавления крестьянских восстаний будут восстановлены порядки XVI в. Действительно, свод законов новой династии Цин в основном копировал законы эпохи Мин510. Был провозглашен лозунг: «Маньчжуры и китайцы одно целое, и между ними отсутствует неравенство»511. Сохранились минская административная система, министерства и ведомства; чиновники, присягнувшие Цин, были оставлены на своих местах. На одну министерскую должность обычно назначали сразу двух чиновников — маньчжура и китайца. Земли помещиков сохранились в неприкосновенности512.
---------------------------------------------------
510 Хохлов А. Н. «Да Цин люй ли» как источник по аграрной истории Китая середины XVIII — начала XIX века Страны Дальнего Востока (история и экономика). М., 1971. С. 108.
511 Цит. по: Очерки… С. 523.
512 История Востока. Т. 3. С. 343; Ермаченко И. С. К характеристике осударственного аппарата Цинской империи в период завоевания Китая Маньчжур-
699
Реально маньчжурское завоевание Китая привело к созданию нового сословного государства. Маньчжуры превратились в замкнутое привилегированное военное сословие, так называемые «восьмизнаменные войска». После завоевания Северного Китая было произведено массовое переселение маньчжуров в столичную провинцию Чжили. Каждый всадник получил поместье в 150 му (5– 10 крестьянских участков); эти земли обрабатывали полученные при разделе пленных рабы. Рабы-оруженосцы сопровождали воина в поход. Князья и сановники, в том числе и служившие Цин китайские полководцы, имели сотни и тысячи рабов, которых в случае надобности призывали в войска. По маньчжурскому обычаю после смерти хозяина рабы и наложницы должны были следовать за ним в могилу — их отравляли ртутью и погребали вместе с их господином. Маньчжуры жили обособленно от китайцев, подчиняясь своим законам. Воин-маньчжур не мог породниться с китайцами, взяв в жены или наложницы китаянку; ему было запрещено заниматься ремеслами и торговлей513. Достигшие зрелости юноши сдавали экзамен на выучку, демонстрировали свое умение скакать верхом и стрелять из лука — характерно, что владению огнестрельным оружием маньчжуров не учили (аркебузы были оружием пехоты, которую комплектовали из китайцев)514. После этого юношей зачисляли в роты и направляли в один из гарнизонов. Гарнизоны маньчжурских войск были размещены по всему Китаю, однако около половины из 200-тысячного войска постоянно пребывало в столице Даду (теперешнем Пекине)515.
В период завоевания главную роль в военных действиях играла маньчжурская и монгольская кавалерия, артиллерия еще не могла остановить атаку конницы. Однако в 1620-х гг. в Европе появились легкие пушки, которые могли сопровождать пехоту в сражении, следуя в ее боевых порядках. Это было новое фундаментальное открытие, которое вызвало диффузионную волну и через некоторое время стало известно в Китае. Первые китайские пушки такого ти-
-----------------------------------------------------
ское владычество в Китае. М., 1966. С. 153–154.
513 Хохлов А. Н. Указ. соч. С. 155: Новая история Китая. М., 1972. С. 25; История Востока. Т. 3. С. 582.
514 Тихвинский С. Л. Маньчжурское владычество в Китае Маньчжурское владычество в Китае. М., 1966. С. 22.
515 Лепешинский К. В. О некоторых социально-экономических последствиях маньчжурского завоевания Китая Маньчжурское владычество в Китае. М., 1966. С. 143; Фань Вэнь-лань. Новая история Китая. М.,1955. С. 15.
700
па были отлиты в 1680 г. под руководством миссионера Фердинанда Вербиста и назывались «лун пао» — «пушка-дракон»; это было орудие, весившее 14 пудов и стрелявшее ядрами в 1,5 фунта, оно могло стрелять также картечью и разрывными бомбами. Уже вскоре в китайских войсках были сотни таких пушек, и они стали тем новым оружием, которое резко изменило соотношение сил в борьбе между Китаем и кочевниками. Когда в 1690 г. хан западных монголов (ойратов) Галдан предпринял попытку оторвать от союза с маньчжурами восточных монголов, маньчжуры с помощью новой артиллерии нанесли ойратам сокрушительное поражение. Характерно, что, сознавая нависшую над ними опасность, кочевники пытались завести собственные (довольно многочисленные) подразделения аркебузиров и артиллерию. Однако силы были неравны; Цинская «пороховая империя» расправилась с ойратами так же жестоко, как когда-то монголы расправлялись с населением Китая. В середине XVIII в. непокорное ойратское ханство было завоевано цинами, и почти все его население было истреблено516.
После основания империи Цин маньчжурские правители, до тех пор поклонявшиеся шаманам, объявили себя приверженцами конфуцианства. Однако поначалу племенная знать сохраняла свое могущество; главы восьми знатных родов входили в совет князей и сановников, который существенно ограничивал власть императора. Знать пользовалась наследственными привилегиями на занятие важнейших должностей, в том числе должностей наместников и военных губернаторов. В процессе социального синтеза императорская власть постепенно усиливалась и приобретала абсолютный характер; в правление императора Юнчжена (1723–1736 гг.) совет князей и сановников потерял былое значение. При Цянлуне (1736–1795 гг.) китайцы составляли уже около половины членов совета, китайцами
были многие военные губернаторы. Влияние китайской культуры было настолько сильным, что маньчжурская знать была вынуждена давать своим детям конфуцианское образование517.
Китайские чиновники, допущенные к отправлению должностей,
происходили в основном из помещичьей среды. Экзаменационная
----------------------------------------
516 Пастухов А. М. Восьмизнаменная армия…; Златкин И. Я. История Джунгарского ханства. 1635–1758. М., 1983. С. 193; Бобров Л. А. Вооружение и тактика монгольских кочевников эпохи позднего средневековья (XVII в.) Материалы археолого-этнографической студенческой конференции. Барнаул, 2001. С. 412–414.
517 Ермаченко И. С. Указ. соч. С. 154–155; История Востока. Т. 3. С. 583, 588.
701
система, с помощью которой производилось выдвижение чиновников, была до крайности коррумпированной, ученые степени получали благодаря протекции и взяткам; некоторые ученые титулы официально продавались и могли быть приобретены только состоятельными людьми. По данным, относящимся к 1748 г., 28% вновь назначенных чиновников не сдавали экзаменов, а приобрели степень за деньги518. Лица, сдавшие экзамены или купившие титул составляли сословие шэньши и пользовались различными привилегиями. Верность китайских чиновников обеспечивалась их огромными доходами: чиновникам было разрешено собирать в свою пользу дополнительные налоги519. Благодаря этим дополнительным сборам доход чиновника низшего ранга составлял около 5 тыс. лян520, т. е. был равен доходу примерно ста крестьянских хозяйств. Это положение резко контрастировало с порядками времен Чжу Юаньчжана, когда доходы низших чиновников ненамного превосходили доходы крестьян. Политика завоевателей привела к формированию паразитической чиновничьей касты, верно служившей маньчжурам; стать чиновником и получать огромные доходы стало заветной мечтой многих образованных китайцев. Чиновничьих должностей было намного меньше, чем претендовавших на них шэньши; в конце XVIII в. их было лишь 27 тыс., а количество шэньши исчислялось сотнями тысяч521. Большинство шэньши, не получив постов, жили в своих поместьях, служили секретарями у чиновников, работали учителями в общинных школах, возглавляли общественные работы, руководили местными отрядами самообороны. Многие шэньши служили «наставниками» в системе «сельских собеседований»: каждые две недели «наставники» собирали крестьян для проведения «воспитательных бесед», разъясняли постановления властей, обсуждали местные события, давали оценку «хорошим» и «плохим» поступкам сельчан (и регистрировали эти поступки)522. Жизнь крестьян до мелочей регламентировалась си-
-------------------------------------------------
518 Фишман О. Л. О политике Цинов в области идеологии Маньчжурское владычество в Китае. М., 1966. С. 173.
519 Там же. С. 366; Очерки… С. 516; Новая история Китая… С. 32.
520 Тяпкина Н. И. Государство в Китае: сословия и классы Социально- экономические и политические проблемы Китая в новое и новейшее время. М., 1991. С. 134.
521 Там же. С. 135; История Китая. М., 1998. С. 292.
522 История Востока. Т. 3. С. 586; Тяпкина Н. И. Деревня и крестьянство в социально-политической системе Китая. М., 1984. С. 87, 102.
702

Рис. 27. Кривая численности населения Китая в XVII—XIX вв. (реконструкция Чжоу Юаньхэ523). Скачкообразный рост показателей численности населения в 1740-х и 1770-х гг. объясняется улучшением учета. Падение показателей 1810-х и 1820-х гг. объясняется отсутствием учета в областях, охваченных восстаниями
стемой стодворок и десятидворок, без разрешения старосты крестьянин не мог забить свинью или поехать на рынок524.
Маньчжуры заняли для поселения земли в столичной провинции; эти земли считались государственными и составляли примерно десятую часть всей пашни525. В остальных областях деревня оставалась во власти поддерживавших Цин помещиков, хотя число их заметно уменьшилось: многие погибли во время войн и восстаний.
Повсюду царила разруха, поля лежали пустыми, по дорогам бродили толпы беженцев.
Многие беженцы, чтобы как-то прокормиться, шли в кабалу к маньчжурам и селились на их землях в качестве немногим отличавшихся от рабов наследственных арендаторов, тоу-чунженей526. Маньчжурские императоры, пытаясь навести порядок, из года в год оглашали декреты о расселении беженцев; им давали семена, быков и на шесть лет освобождали от налогов527. «В первые годы династии император направил цензоров для инспекции земельных угодий... отмены жестоких поборов династии Мин
----------------------------------------------------
524 Чжоу Юаньхэ. Циндай жэнькоу янцзцю (Исследование народонаселения в эпоху Цин) Чжунго шихуэй кэсюэ. 1982. № 2. С. 164.
525 Тяпкина Н. И. Указ. соч. С. 130; История стран Азии и Африки в новое и новейшее время. М., 1971. С. 52.
526 Новая история Китая… С. 26.
527 Хохлов А. Н. Указ. соч. С. 158.
527 Lee Mabel Ping-hua. Op. сit. P. 397.
703
и запрещения избыточных требований корыстных чиновников, —
утверждает официальная хроника. — Было проведено новое обследование урожайности земель и установлен соответствующий земельный налог... Политика была такая, чтобы крестьяне были накормлены и одеты...»528. По сравнению с концом эпохи Мин налоги были уменьшены и составляли в среднем 1 доу зерна и 1/10 ляна серебра с 1 му. Помимо поземельного налога существовал еще подушный налог, с 1723 г. он взимался в качестве 10–20-процентной надбавки к поземельному налогу529. После реформы 1723 г. для каждого участка земли была определена фиксированная ставка налога, ко-
торая в дальнейшем уже не менялась530. В целом официальные налоги составляли примерно 1/10 часть урожая, но были еще дополнительные сборы в пользу местных чиновников; в 1753 г. эта надбавка составляла примерно 20% к официальным налогам.
Резкое уменьшение численности населения в середине XVII в.
привело к появлению свободных земель и к падению демографического давления. Это проявилось в снижении цен на зерно: по сравнению с концом XVI в. цены уменьшились в пять-шесть раз и составляли 0,2–0,3 ляна за 1 дань531. Начало XVIII столетия характеризуется в источниках как время относительного благополучия. «…Дожди и процветание были много лет, так что все зерно было собрано и люди в деревнях счастливы», — говорится в императорском указе 1708 г.532. В другом указе говорится о быстром росте населения: «Страна жила в мире в течение долгого времени, и население увеличивается день ото дня. Следовательно, поставка продовольствия постепенно становится недостаточной…»533. По оценке Чжоу Юаньхэ за первую половину XVIII в. численность населения возросла со 100 до 180 млн человек534, а площадь пашни в середине столетия составляла лишь 7,8 млн му — немногим больше, чем в конце эпохи Мин535.
-----------------------------------------------
528 Цит. по: Дикарев А. Д. Указ. соч. С. 66.
529 Новая история Китая… С. 26; Непомнин О. Е. Экономическая история Китая. 1864–1894. М., 1974. С. 32.
530 Непомнин О. Е. Экономическая история… С. 33; Тяпкина Н. И. Деревня и крестьянство в социально-политической системе Китая. М., 1984. С. 68.
531 Очерки… С. 515.
532 Цит. по: Lee Mabel Ping-hua. Op. сit. P. 413.
533 Ibid. P. 415.
534 Цит. по: Кульпин Э. С. Человек и природа в Китае. М., 1990. С. 160.
535 Крюков М. В., Малявин В. В., Сафронов М. В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М., 1987. С. 63.
704
В 60–70-х гг. XVIII в. ежегодные доходы казны составляли 40 млн лян,
две трети из них давал поземельно-подушный налог, а остальное — соляные и внутренние таможенные сборы. В переводе на зерно общий доход составлял примерно 50 млн даней — примерно как в начале эпохи Мин (в 1390-х гг.). Главной статьей расходов (20 млн лян) было содержание армии, 7 млн лян уходило на чиновничество и 5 млн — на императорский двор536.
Цена на зерно к середине века возросла вдвое, до 0,6–0,7 ляна за 1 дань537; еще быстрее росли цены на землю: в 1730-х гг. 1 му средней земли стоил 7–8 лян, а в 1780-х гг. — 50–60 лян. Сведения относительно заработной платы сравнительно немногочисленны: известно, в частности, что помощник ткача в Сучжоу получал в середине века 5 цяней в месяц538, это эквивалентно поденной плате в 3,6 литра зерна в день.
Император Юнчжен529 проявлял сильную обеспокоенность быстрым ростом населения: «В течение долгого времени страна жила в мире, и население быстро увеличилось, — говорится в указе 1723 г. — Поэтому урожаев едва хватает, чтобы обеспечить людей, и любой недостаток приведет к затруднениям и голоду… Единственное, чем правительство может помочь людям, — это освоение целинных земель»540. Указ разрешал крестьянам свободно, не спрашивая разрешения властей, занимать пустующие земли, а властям предписывалось давать поселенцам волов и семена. Правительство возлагало большие надежды на развитие рисосеяния на севере Китая, в столичной провинции Чжили, однако природные условия севера оказались неподходящими для риса, и посадки не прижились541. В 1740 г. местным властям было предписано содействовать крестьянам в террасировании холмов и освоении неудобных зе-
----------------------------------------------------
536 Непомнин О. Е. История Китая… С. 132.
537 Дикарев А. Д. Хун Лянцзи — китайский Мальтус? Четырнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Ч. 2. М., 1983. С. 120.
538 Стужина Э. П. Китайское ремесло в XVI—XVIII веках. М., 1970. С. 159. Тот же уровень зарплаты упоминается на с. 190 — 2 фыня в день. Мы называем цинских императоров по девизам их правления, как до недавнего времени было принято в отечественной историографии.
539 Цит. по: Lee Mabel Ping-hua. Op. сit. P. 416.
540 Will P. E. Developpement quantitatif et developpement qualitatif en Chine à la fi n de l’époque imperiale Annales: Histoire, sciences sociales. 1994. A. 49. № 4. Р. 871–872.
705
мель542, однако исследователи полагают, что все эти меры были по
большей части декларативными543. Более того, источники свидетельствуют, что ирригационной системе не уделялось должного внимания, что многие оросительные каналы были засорены илом и обмелели544. Правительство не занималось развитием ирригации, возложив эти обязанности на местные власти545. При этом население продолжало расти — к 1800 г. его численность приблизилась к 300 млн546. Французский историк М. Картье пишет, что «принимая во внимание отсутствие какой бы то ни было промышленной или сельскохозяйственной революции… огромный прирост населения в XVIII в. представляет для демографов настоящую загадку»547.
Действительной причиной прогресса сельского хозяйства (и следовательно, роста населения) было совершенствование агротехники: распространение кукурузы, батата, арахиса, скороспелых сортов риса. В XVIII в. успехи стихийной крестьянской селекции привели к появлению риса, вызревавшего через сорок дней после высадки рассады — на десять дней раньше, чем прежде. Это дало возможность значительно расширить практику двухразовых посевов и увеличить урожаи. Кроме того, огромное значение играла интенсификация труда: пахота с использованием волов постепенно заменялась ручной вспашкой, когда тщательно обрабатывался каждый кустик риса548. Китайская технология возделывания риса требовала в десятки раз больших затрат труда, чем технология выращивания пшеницы в Европе549; в то же время она была примерно в десять раз более продуктивной. В низовьях Янцзы 1 му земли, средней по качеству, давал в двух урожаях примерно 800 цзиней риса, т. е. 1 гектар давал 79 центнеров в год550; в Европе при трехпольной системе урожайность редко превышала 10 ц/га551, т. е. 1 гектар
------------------------------------------------------------------------
542 Lee Mabel Ping-hua. Op. сit. P. 419.
543Will P. E. Op. сit. P. 872.
544Lee Mabel Ping-hua. Op. сit. P. 414.
545Will P. E. Op. сit. P. 871–872.
546Дикарев А. Д. Некоторые проблемы… С. 71–73.
547 Цит. по: Дикарев А. Д. Некоторые проблемы… С. 67.
548 Дикарев А. Д. Некоторые проблемы… С. 697–0; Илюшечкин В. П. Указ. соч. С. 208.
549 История Китая. М., 1998. С. 268.
550 Фань Вэнь-лань. Новая история Китая. М., 1955. С. 199.
551 История Европы. Т. 4. М., 1994. С. 265.
706
давал около 7 центнеров в год. К XIX в. возделывание риса превратилось в сложный технологический процесс, рассада выращивалась в специальных питомниках с регулируемым микроклиматом; оросительные системы поддерживали водный режим на затопленных полях, для борьбы с водорослями разводили карпов, а экскременты животных и людей считались драгоценным удобрением. К началу XIX в. были сведены последние леса, и китайский пейзаж принял современный облик: голая равнина и голые безлесные холмы, где каждый метр склона занят под посевы кукурузы, а все плоские участки разделены на клетки рисовых полей552.
--------------------------------------------------
552 Кульпин Э. С. Человек и природа в Китае… С. 137–139.
Комментарии