Если Иисус Христос не воскрес, то почему апостолы умерли за него
На модерации
Отложенный
Для христиан воскресение Иисуса Христа является одним из главных догматов. На каждую Пасху они с радостью провозглашают - Христос Воскресе! Разумеется, что атеисты не верят в воскресение Иисуса. В ответ защитники христианской веры приводят аргумент: если Иисус не воскрес, то почему апостолы были уверены в его воскрешении и в конце жизни мученически погибли, пытаясь распространить по всему миру веру в ожившего Иисуса?
Карл Генрих Блох "Воскресение"
Этот аргумент очень популярен у христиан. Его я слышал в том числе от православного теолога Сергея Худиева, с которым недавно проводил интервью на тему критики атеизма и доказательств бытия бога. Действительно, это хороший аргумент, ведь это странно, что апостолы продолжали проповедовать евангелие даже до мученической смерти. Зачем им это было нужно, если они не видели воскресшего Иисуса?
В этой статье я разберу этот аргумент и попытаюсь ответить, что с ним не так.
Что нам известно?
Большинство историков согласны с тем, что Иисус действительно существовал. Они заявляют, что он проповедовал в Иерусалиме и был распят при Понтии Пилате. Однако про его воскрешение, и тем более вознесение на небеса, мы ничего сказать не можем. Мы даже не можем сказать, действительно ли Иисус был погребен в гробнице Иосифа Аримафейского или снят с креста в день распятия. Римская и греческая практика того времени сильно противоречат тому, что описано в Новом Завете.
Карл Генрих Блох "Иисус на кресте"
Кто свидетели?
В Новом Завете сказано, что воскресшего Иисуса видели апостолы и пять сотен последователей. Об этом пишет апостол Павел, который сам не видел воскресшего Иисуса. Еще интересен момент с апостолом Фомой, который до конца не верил в воскресшего Иисуса, пока тот не явился ему во плоти с раной в боку. Но и этой истории мы доверять не можем, потому что она написана в Евангелии от Иоанна, то есть более чем через полсотни лет после смерти Иисуса.
О мученичестве
Самый главный аргумент заключается в том, что нам неизвестна реальная судьба апостолов, которые якобы видели воскресшего Иисуса. Как пишет библеист Барт Эрман: "мы не знаем, что в итоге случилось с большей частью учеников. У нас нет никаких свидетельств, доказывающих, что все они пострадали за свою веру, то есть погибли мучениками. Напротив, почти наверняка многие из них избежали мученичества". Поэтому аргумент, что апостолы шли на смерть - не работает.
Но даже если допустить, что апостолы действительно погибли мученической смертью, то это можно объяснить весьма прозаически. Во-первых, у нас есть множество исторических примеров того, как люди умирали за ложь, полагая, что служат общему благу. Во-вторых, у нас нет доказательств, что их убили именно за проповедь христианства.
Караваджо "Распятие Петра"
О нетелесном воскресении
Раннее христианство было очень разнообразным. Существенная часть христиан верила, что Иисус воскрес лишь духовно, а не телесно.
Они могли видеть его в видениях, во снах, наяву в состоянии духовного экстаза во время медитативной молитвы. Поэтому они могли идти на мученическую смерть за Иисуса, думая, что он воскрес лишь духовно.
Судя по тому, как каждое более позднее евангелие пытается убедить нас в том, что гробница Иисуса оказалась пустой, логично допустить, что среди первых христиан были сомнения о характере воскресения их учителя. Традиция, что Иисус воскрес именно телесно, в последующие годы укреплялась все сильнее, дойдя до иоанновского варианта, когда апостол Фома пальцем решил проверить раны воскресшего Иисуса.
Караваджо "Фома Неверующий"
Апостол Павел в "1-м послании Коринфянам" пытается доказать коринфской общине, что Иисус был воскрешен именно телесно, и если этого не произошло, то воскресение мертвых невозможно. Он отстаивает именно идею всеобщего воскресения. Это важно, потому что, скорее всего, коринфская община сомневалась в телесном воскресении Иисуса, и примечательно, что Павел будто подгоняет воскресение Иисуса под веру во всеобщее воскресение:
Если воскресения мертвых нет, то и Христос не был воскрешен. (1 Коринфянам 15:13).
Данная цитата напоминает мне изречения верующих о том, что, если бога нет, то все дозволено. Стало быть, бог нужен только из-за страха вседозволенности.
Бартоломео Монтанья "Апостол Павел"
Визионерский опыт апостолов
Тем не менее, были апостолы, которые верили именно в телесное воскресение Иисуса. Это объяснимо, потому что Иисус был апокалиптическим пророком, который проповедовал всеобщее воскресение мертвых в конце "этого века". То есть люди ждали, что они в скором времени воскреснут, поэтому верили, что Иисус воскрес не только духом, но и плотью.
Допускаю, что многие апостолы уже после распятия Иисуса испытали особое переживание, которое они проинтерпретировали как явление Иисуса. Нельзя сказать, что им действительно явился Иисус, потому что их опыт мог быть не связан с подлинным видением Иисуса. Они могли пережить сильные чувства преданности учителю, которое привело их к состоянию присутствия Иисуса рядом с ними. Подобный эффект испытывают многие люди, которые потеряли близких. Здесь же потеря была связана с очень харизматичным человеком.
Александр Иванов "Явление Христа Марии Магдалине после воскресения"
В Новом Завете много раз приводятся стихи, что не все ученики верили, будто видят Иисуса. Его с кем-то путали или просто не узнавали. Скорее всего, только трое из учеников действительно убеждались в своих видениях - Петр, Мария Магдалина и Павел. Именно они сообщали всем остальным о своих видениях, приводя многочисленные доказательства воскресения Иисуса. Со временем истории о видениях Иисуса дополнялись и приукрашивались, а после сообщалось, что его видели многие апостолы.
Таким образом, можно привести множество иных вариантов развития событий, которые будут гораздо достовернее, чем то, что Иисус действительно воскрес, явился ученикам и вознесся на небеса одесную Бога-Отца.
Комментарии
А у христиан главный догмат это смерть Христа. Ибо этой смертью он искупил грех Адама и всех его потомков. Дав этим надежду всему человечеству на вечную жизнь в раю.