Служивые Отечества Петр Бекетов, основатель городов сибирских


Памятник Петру Бекетову в Якутске
Имя Петра Бекетова стоит в ряду тех землепроходцев XVII в., которым Россия обязана присоединением огромных территорий Восточной Сибири. В научной литературе о русской колонизации Сибири П.И. Бекетов упоминается часто, и это создает впечатление, что его судьба и деятельность хорошо изучены. Между тем единственная специальная работа об этом первопроходце содержит ошибочные интерпретации и на современном этапе развития науки представляется устаревшей.

Хотя Бекетов официально и не являлся атаманом полка, он может с полным правом считаться первым предводителем самых первых якутских казаков.
Первое упоминание имени сотника Петра Бекетова в сибирской истории относится к 1628 году, когда он был отправлен енисейским воеводой к забайкальским бурятам, чтобы обложить их ясаком. Бекетов справился с заданием успешней, чем его предшественник Максим Перфильев, собрал богатый ясак да к тому же стал первым человеком, преодолевшим ангарские пороги. Здесь, на бурятской земле, Бекетов построил Рыбинский острог.
В 1631 году Бекетов снова послан из Енисейска в далекий поход. На сей раз во главе тридцати казаков предстояло пройти до великой реки Лены и закрепиться на ее берегах. Известный историк Сибири восемнадцатого века И.Фишер расценивал эту "командировку" как признание заслуг и способностей человека, достаточно много сделавшего для государства.
Весной 1632 года отряд Бекетова уже был на Лене. Недалеко от впадения в нее реки Алдан бекетовские казаки срубили небольшую крепость. Этот острог сыграл непреходящую роль во всех дальнейших открытиях, стал для России окном на Дальний Восток и Аляску, в Японию и Китай.
Деятельность Петра Бекетова в Якутии на этом не заканчивается. Будучи "прикащиком" в Якутском остроге, он отправлял экспедиции на Вилюй и Алдан, основал в 1632 году Жиганск, в 1636 году - Олекминск. После того как на смену ему прибыл И.Галкин, наш герой вернулся в Енисейск, откуда в 1640 году повез в Москву ясак на 11 тысяч рублей. В Москве Бекетов получил чин стрелецкого и казачьего головы.
В 1652 году, снова из Енисейска, П.И.Бекетов, "коего искусство и прилежание были уже известны", опять выступил в поход к забайкальским бурятам. В 1653 году его отряд основал острог у озера Иргень (нынешняя Чита), а в 1654 году - Шилкинский острог (ныне Нерчинск). В Шилкинском остроге Бекетов "со товарищи" пережили тяжелую зиму, не только страдая от голода, но и сдерживая осаду взбунтовавшихся бурят. К весне, наладив отношения с бурятами, отряд был вынужден оставить острог и, чтобы не погибнуть от голода, уйти на Амур.
С этого момента данные разных авторов о жизни атамана расходятся. В столице Сибири - г.Тобольске с Бекетовым встречался ссыльный протопоп Аввакум, отправленный туда в 1656 году. В своей книге "Житие протопопа Аввакума..." он пишет, что, будучи в Енисейске, П.Бекетов вступил в конфликт с "огнепальным" протопопом с целью защитить от анафемы своего подопечного, после чего "...из церкви пошед умре горькою смерти зле...".
И.Э.Фишер называет гораздо более позднюю дату, когда П.И.Бекетов был еще жив.
По его данным, после скитаний по Амуру, в 1660 году Бекетов возвратился в Енисейск через Якутск и "привез с собою немало соболей, которые ему служили защитою к отвращению наказания, коего за оставление острога опасался".
Там же, в Тобольске, с Бекетовым встречался и Юрий Крыжанич, серб, католический священник, сосланный в Сибирь в 1661 году. "Я лично видел того, кто первый воздвиг крепость на берегах Лены", -- написал он. 1661 год -- это самое позднее упоминание имени Бекетова в исторической литературе.
Если позволить себе предположить, что ни один из наших "информаторов" не ошибается и не лжет, то выходит, что конфликт Бекетова с Аввакумом, которого вернули из ссылки в Москву в 1661 году, произошел в самом конце "сибирской эпопеи" последнего, а Юрий Крыжанич видел Бекетова незадолго до его смерти. Все данные сходятся, и получается, что в 1660 году Бекетов из Енисейска отбыл на службу в Тобольск, где в 1661 году и встретился и с Аввакумом, и с Крыжаничем. Таким образом, можно считать хотя бы приблизительно установленной дату смерти человека, так много сделавшего для закрепления Российского государства на его восточных рубежах.
Неизвестна, к сожалению, дата рождения основателя Якутска. Но если предположить, что в 1628 году ему было не менее тридцати лет (никто не поставил бы неопытного юнца во главе серьезной экспедиции), то в 1661 году он был уже стариком, так что смерть от потрясения, вызванного серьезным конфликтом, не кажется удивительной.
О том, что Петр Иванович Бекетов был человеком выдающимся, имеются свидетельства многих авторов. П.Словцов пишет о нем: "Служака со рвением". Г.Миллер отмечает дипломатические и полководческие таланты сотника. Даже протопоп Аввакум, человек крайне строгий в оценках людей, называет его "лутчим сыном боярским", а о конфликте с ним пишет: "Еще душе моей горе есть...". И.Фишер, один из первых историков Сибири, вообще не стеснялся в восторженных оценках личности и деятельности Петра Бекетова.
И вправду, сколько дипломатического таланта, военной хитрости, достойной Одиссея, человеческого мужества проявил он за долгий срок служения России! И сколько силы духа нужно было иметь ему, человеку семнадцатого века, старику, чтобы остановить анафему из уст "огнепального" протопопа в главном храме Тобольска - анафему в адрес человека, которого Бекетову было поручено всего-навсего охранять!
На этом мы завершаем рассказ об одной из самых ярких личностей сибирской эпопеи семнадцатого века, основателе Якутска и еще пяти сибирских городов - Петре Ивановиче Бекетове.
Екатерина СТРОГОВА,
историк.
Свежий номер | Содержание номера | Архив | Редакция | ВЦ Якутавиа
E-mail: resp@yacc.yakutia.su
677000, г.Якутск, ул.Орджоникидзе, 31.
Тел./Факс: (411-2) 421-961, 410-931
История в историях
Комментарии