РОССИЯ СТАНЕТ «СИЛОВЫМ ЗОНТИКОМ» АРМЕНИИ, НО НИКАК НЕ КАРАБАХА

Терять в лице Азербайджана платежеспособного покупателя Россия не собирается

В последнее время армянские военные эксперты и политические деятели все чаще рассуждают о некоторых новых тенденциях обеспечения национальной безопасности РА после вступления Армении в евразийские интеграционные проекты под патронажем России.

 

По сути, все рассуждения сводятся к тому, что Россия в обязательном порядке должна стать гарантом национальной безопасности Армении, по той простой причине другого союзника у России на такой важной геополитической арене как Южный Кавказ нет. Плюс ко всему, армянская сторона на все 100% уверена в том, что расположенная на ее территории 102-ая российская база придет на помощь Армении в случае начала Азербайджаном военных операций по освобождению оккупированных азербайджанских территорий.

 

В армянских рассуждениях о национальной безопасности особое место занимает ОДКБ. Основная деятельность этой структуры, по мнению армян, должна быть построена на обеспечение безопасности Армении и почему-то «НКР» в случае начала Азербайджаном военных операций по освобождению оккупированных территорий. При этом армян мало волнует то, что «НКР» не является стороной конфликта, не является «одним из государств-участников ОДКБ», чтобы Москва оказывала поддержку и, наконец, «НКР» не является субъектом международного права по той простой, что не признана этим самым международным сообществом. 

 

Нагорный Карабах - это азербайджанская территория, и военные действия будут разворачиваться именно на ней, а не на территории Армении. Но армян, опять же это не волнует.

 

Оставим в сторону армянские надежды, связанные с Россией и перейдем к сути. После сбитого ВС Азербайджана вертолета Ми-24 ВС Армении на территории села Кенгерли Агдамского района Азербайджана, армянское политическое и экспертное сообщество охватил новый приступ антироссийских настроений. Политикам и политологам страны вечно падающего драма не дает покоя факт поставок Россией оружия и военной техники Азербайджану.

 

Однако не прошла и неделя, как истерия армян угасла. Буквально вчера в армянских СМИ появилась новость, что ОДКБ создает единую систему ПВО и ПРО с членами этой организации. 

 

Как передает «Российская газета», о таком решении военачальники России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии и Таджикистана договорились в понедельник в Екатеринбурге на первом расширенном заседании Военного комитета ОДКБ. В этот комитет входят начальники Генштабов.

 

Эта информация успокоила армян, а представители властной верхушки получили очередной шанс снизить накал недовольства с  заявлениями о том, что Россия, возьмет на себя функции «силового зонтика» Армении.

 

Но так ли это на самом деле? Давайте рассмотрим несколько очевидных факторов, которые работают против Армении. Примечательно, что этих факторов становятся еще больше, сразу после того, как Армения подписывает какой-либо военный документ с Россией.

 

Во-первых. Армения никогда не отказывалась от территориальных претензий к соседям.  Посмотрите на то, как после сбитого армянского вертолета громко звучат голоса тех политических и военных деятелей, которые призывают свое руководство нанести превентивный удар по Азербайджану.

 

В этой пропагандистской кампании видится не только бессмысленное кликушество, но и своеобразное понимание того, что против Армении работает множество факторов. Это - тяжелейшая демографическая ситуация, которая будет только усугубляться. Это - катастрофическое экономическое и военное отставание Армении от Азербайджана, которое уже невозможно преодолеть.

 

Наверное, не удивлю вас, если предположу, что в армянском Генштабе разработаны планы превентивной войны, которую не совсем верно называют превентивным ударом. Однако дело не в точности формулировок, а в том, что такой удар гипотетически возможно нанести только с территории Армении, но никак не на карабахском направлении.

 

И вот, после подписания любых военных соглашений, оказывается, что у Армении полностью связаны руки. Ведь, по сути, эти соглашения начисто лишают Ереван возможности проявить малейшую самостоятельность, которая создала бы угрозу геополитическим планам Москвы, весьма далеким от учета армянских амбиций. Кто теперь, без разрешения из Москвы, посмеет нарушить соглашение и начать широкомасштабные боевые действия в Карабахе?

 

Во всей сложившейся ситуации, судя по мнениям некоторых армянских экспертов, приходишь к той мысли, что инцидент со сбитым вертолетом был продуман заранее, а руководство Армении знало о том, что этот вертолет будет обязательно сбит. Поскольку на таком близком расстоянии к азербайджанским позициям вертолет «случайно» попасть не может.

 

Эти самые эксперты полагают, что военное руководство Армении, направив вертолет близко к азербайджанским позициям, рассчитывало на ответную реакцию России в случае уничтожения вертолета. Был составлен «идеальный» план – вертолет сбивается, Азербайджан получает ответный удар не от Армении, а от России как гаранта безопасности Армении, а армянское руководство получает шанс показать недовольному электорату то, как Россия встает горою за своего единственного союзника. Естественно, подобное мнение крайне ошибочно, и дает основание утверждать, насколько безграмотно в своих выводах экспертное сообщество Армении, полагающее, что в Нагорном Карабахе «заграница им поможет», то есть, Россия. Как было указано выше, действия ОДКБ никоим образом не могут распространяться на оккупированные территории Азербайджана.

 

И инцидент со сбитым Ми-24 не оправдал ожидания армянских экспертов, и Москва в данном случае поступила так, как и должна была поступить

 

 

Во-вторых. О российской 102-ой военной базе в Гюмри. В мире существует около 800 военных объектов иностранных государств, расположенных на территории других стран.

 

Их подавляющее большинство – это американские военные базы. Но ни одна страна, ни одно правительство не рассматривает подобную базу составной частью своих вооруженных сил, как это делают в Армении. Военные базы и объекты США обеспечивают стратегические интересы Вашингтона, как и российские – интересы Москвы, которые могут очень далеко расходиться с интересами Еревана. Если завтра на территории 102-ой базы появятся элементы ядерного сдерживания, это же не значит, что Армения превратится в ядерную державу.

 

О том, что возможно подписание соглашения о создании региональной единой системы ПВО России и Армении говорил сам российский президент.

 

Но и здесь явно прослеживаются российские, а не армянские интересы. Дело в том, что США не собираются сворачивать свою программу противоракетной обороны. И если американцы завершат модернизацию ракет-перехватчиков SM-3 согласно своим планам, то уже с 2020 года Россия столкнется с реальной проблемой блокирования российского ядерного потенциала.

 

Поэтому Москва стремится выдвинуть систему собственной ПРО как можно дальше от российских границ и как можно ближе к объектам, на которых будут расположены системы наблюдения и ракеты-перехватчики ПРО США. По сути дела, Армения становится заложником в геополитическом противостоянии Москвы и Вашингтона, а вовсе не равноценным военным партнером России.

 

Москва по-настоящему озабочена новой локацией своей ПРО и территорией, с которой она может оказывать военное давление на потенциального противника, а отнюдь не развитием союзнических отношений с Арменией, в военном формате представляющей для нее весьма ничтожный интерес.

 

В-третьих. В начале прошлого года «министр обороны НКР» Мовсес Акопян заявил о том, что «пополнение новыми современными видами вооружения, в том числе оружием дальнего поражения, продолжится и в 2014 году».

 

Тогда пусть Мовсес Акопян обнародует: какие новые виды вооружений появились у армянской стороны в прошлом году? Столько «трезвонили» о российских поставках, но вдруг в армянской прессе появляется сообщение о том, что Армения закупила у КНР реактивные системы залпового огня AR1А, разработанные компанией «NORINCO» (аналог российского «Смерча»). Неужели тоже задёшево по внутрикитайским ценам? Только министерство обороны РА информацию о закупке новых китайских РСЗО не подтвердило и она благополучно заглохла.

 

Вообще-то, Мовсес Акопян, наверное, очень простодушный человек, если утверждает, что «вооружение не играет ключевой роли». Даже не военному понятно, что играет. И сегодня качественная и количественная разница в военной технике и вооружениях между ВС Армении и Азербайджана настолько велика, что о достижении военного паритета между сторонами за счет мифического армянского боевого духа не может быть и речи.

 

А со столь скрипучим присоединением Армении к евразийским интеграционным проектам или подписанием соглашения с Москвой о создании единой региональной системы ПВО задача удержания оккупированных территорий для Еревана никоим образом не решается.

 

Во-первых, эта ПВО защищает воздушные границы, которые азербайджанская авиация не собирается пересекать, так как будет летать над своей территорией, «в своем небе». А во-вторых, единая система ПВО создается, прежде всего, для защиты от возможного обезоруживающего удара по самой России. В случае возобновления боевых действий в Карабахе, что никак не связано с обеспечением территориальной целостности Армении, армянским ВС придется остаться один на один с Вооруженными Силами Азербайджана и тогда придется реально уповать на политическое решение карабахской проблемы. Только на очень невыгодных для себя условиях.

 

А знаете, что недавно заявил политолог Степан Григорян, цитирую: «Не сочтите мое высказывание за провокацию, но вывести страну из экономического застоя можно и продавая танки Украине. Я уверен, что Киев, мягко говоря, готов дать любую цену для приобретения в столь необходимый для Украины момент боевых машин и боеприпасов», - заявил он.

 

Как говорится, маразм крепчает – дальше некуда. Степан Григорян усилием своей гигантской мысли превратил Армению в страну-производителя танков. А ведь горе-политологу и не пришло в голову, что для того, чтобы Армения кому-то продавала оружие, нужно, чтобы Армения получала это оружие. А получает она его из России. То есть, Григорян предлагает поставлять Украине российское вооружение, оказавшееся в Армении.

 

В-четвертых. ОДКБ как военно-политический союз, располагающий Коллективными силами оперативного реагирования (КСОР), создавался для отражения угроз, которые способны дестабилизировать ситуацию в постсоветской Центральной Азии.

 

Прежде всего, речь идет о противодействии экспансии радикального ислама с территории Афганистана. Поэтому наивно полагать, что в силовом сценарии разрешения карабахского конфликта на стороне Армении примут участие киргизский и таджикский батальоны или казахская десантно-штурмовая бригада, которыми представлены в КСОР азиатские союзники России.

 

Армения, если она вдруг невзначай понадеется на помощь НАТО, вновь будет разочарована. Теперь уже бывший генсек альянса Андерс Фог Расмуссен подтвердил: «НАТО не принимает непосредственного участия в поиске решения Карабахского конфликта, и мы не стоим на чьей-либо стороне».

 

Все европейские страны НАТО существенно сократили военные расходы к огромному неудовольствию Пентагона. Им только операция в Ливии обошлась, примерно, в 8 миллиардов евро и они не намерены тратиться больше. Это – меркантильная позиция альянса, а есть еще и политическая: НАТО не готов воевать в Сирии и категорически не желает входить в антииранскую коалицию. Тогда почему блок НАТО должен каким-то образом становиться оператором Карабахского конфликта, который происходит на территории СНГ? Здесь риски неизмеримо большие, чем бомбить Ливию с заоблачных высот.

 

В 2008 году, во время российско-грузинской войны, из бельгийского Монса, под которым расположена штаб-квартира Стратегического командования НАТО по операциям, в войска альянса не поступило ни одного приказа по усилению уровня боеготовности. Проблемы Тбилиси были проигнорированы НАТО, хотя Грузия, в отличие от других натовских партнеров, находилась в шаге от вступления в альянс.  Поэтому уверен – никто ни за кого в Карабахе воевать не будет.

 

И напоследок: В сентябре текущего года, будучи в Ереване, специальный представитель президента Российской Федерации по международному и культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, отвечая на вопрос участника встречи Хачатура Кокобеляна, сказал: «Вы хотели бы, чтобы Азербайджан покупал оружие у США, Германии? Я не думаю, что в этом случае опасность была бы меньше».

 

Как говорится, комментарии излишне. Довольствуйтесь подарками с барского плеча и молчите в тряпочку. Терять в лице Азербайджана платежеспособного покупателя Россия не собирается…